СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной группы «Non-Stop».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 15 лет,  срок реализации программы 4  года.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной группы «Non-Stop».»


Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 6 от 21.06.2022г.



Утверждено:

Заместитель директора

по воспитательной работе

___________ Куфтырькова О.П.

__ сентября 2022 г






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

вокальной группы «Non-Stop».


Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 15 лет,

срок реализации программы 4 года.









Автор программы

Кучеганова Ю.В.





















2022 г.

Пояснительная записка


1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «NON-STOP», (далее по тексту – Программа) – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.

Дополнительное образование обучающихся – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

К общей проблеме совершенствования методов воспитания обучающихся относится и проблема поиска новых путей эстетического развития. Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение, как один из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому обучающемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

Программа по содержательной тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трехгодичной.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании».

  2. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция).

  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7.12.2018г.

  4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  5. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831).

  6. Приказ Минтруда России от 5.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28.08.2018г., регистрационный № 25016).

  7. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (2016 г.)

  8. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.17 № 816.


1.2. НОВИЗНА И ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Программа построена от простого к сложному. Отличительной особенностью Программы является то, что в ней применяются методики зарубежных вокальных школ, дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой, которая используется как дополнительные упражнения для формирования певческого дыхания. Программа подойдет каждому обучающемуся колледжа, вне зависимости от уровня физического или психологического здоровья.

В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления обучающихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

1.3. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

Целью программы является приобщение обучающихся к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:

  •   сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  •   научить использовать при пении мягкую атаку;

  •   сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

  •    обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

  •   развить гармонический и мелодический слух;

  •   совершенствовать речевой аппарат;

  •   развить вокальный слух;

  •   развить певческое дыхание;

  •   развить преодоление мышечных зажимов;

  •   развить артистическую смелость и непосредственность обучающихся, их самостоятельность;

  •   развить гибкость и подвижность мягкого нёба;

  •   расширить диапазон голоса;

  •   развить умение держаться на сцене.

Воспитательные:

  •  воспитать эстетический вкус обучающихся;   

  •  воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

  •  воспитать чувство коллективизма;

  •  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

  •  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является модифицированной, составлена на основе учебного пособия "Основы эстрадного вокала" педагога дополнительного образования Кузьгова Р.Ж.

В отличие от существующих программ  данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого обучающегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей студента, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого обучающегося. При условии одаренности обучающихся возможно освоение программы в сжатые сроки.

Актуальность программы – каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в вокальной группе. Обучение обучающихся сольному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актёрского мастерства является отличительной особенностью настоящей Программы.

Участник должен не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению обучающихся способствуют занятия сценическим движением. Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.

С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. В Программу обучающиеся принимаются по собеседованию и прослушиванию. Программа включает несколько разделов, среди которых приоритетным является «Сольное пение».

Научить основам эстрадного пения, развить взрослый вокальный голос на доступном для обучающихся материале  вот задачи, которые ставит перед собой педагог. В основу Программы положен метод щадящего обучения обучающихся пению.

В Программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса, возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств голоса обучающихся: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука, дикции, артикуляции, плотности, и т.д.



1.5. РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРООГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭЛЕКТРОННОГО И УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ.

1. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ или их частей колледж может использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану или их сочетание.

2. Педагоги дополнительного образования доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации дополнительных общеобразовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану.

3.Промежуточная аттестация обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного и ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется в соответствие с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий».


1.6. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1.Реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться на основании приказ директора колледжа о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в связи с особыми обстоятельствами.

2.Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по дополнительным общеобразовательным программам, в течение всего учебного года, подтверждается документально (наличие письменного заявления родителей (законных представителей).

3. Педагоги дополнительного образования организуют занятия для всего состава объединения или с отдельными обучающимися, согласно расписания занятий, в соответствие с учебным планом дополнительной общеобразовательной программы.

4. При реализации дополнительных общеобразовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий педагог дополнительного образования ведет учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме, в соответствии с требованиями  Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных».

5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заместитель директора по ВР (заведующий отделом по ВР) либо иное уполномоченное должностное лицо колледжа может проводить ежедневный мониторинг фактически присутствующих на занятиях студентов, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


1.7. УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.


1. Ускоренное обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому педагогом дополнительного образования, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы.

2. Ускоренное обучение осуществляется на основании заявления лица, желающего обучаться по индивидуальному учебному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

3. Если обучающийся, получающий образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренное обучение, не может продолжать обучение по указанной дополнительной общеобразовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки и (или) способностей или по другим причинам), то он продолжает обучение по учебному плану соответствующего года обучения.


1.8. ОБУЧЕНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ.

1. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется колледжем, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных особенностей и состояния здоровья указанных категорий обучающихся.

2. Занятия в коллективах дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

3. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

4.Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

5. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

8.1. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официального сайта колледжа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся местах справочной информации о расписании занятий шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

8.2. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

установку мониторов с возможностью трансляции титров;

    1. для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения колледжа, наличие специальных кресел.


6. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам могут предоставляться бесплатно специальные учебники и учебные пособия иная литература, учебные, лекционные материалы в электронном виде, услуги сурдопереводчика

1.9. ВОЗРАСТ.

Программа предназначена для обучающихся 15-25 лет КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

1.10. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Программа рассчитана на четыре года – 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 учебные годы. Занятия проводятся пять раз в неделю: 3 раза по 4 часа и 2 раза по 3 часа (в год – 720 часов), полный курс обучения – 2880 часов.

1.11. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • система специальных вокальных упражнений;

  • индивидуальная работа с обучающимися;

  • работа в группе;

  • организация практической деятельности;

  • творческое выступление, как результат этапа деятельности.

1.12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:

В вокальную группу «Non-Stop» принимаются все желающие, обучающиеся в филиале колледжа. Обучающиеся приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения нашей программы называется «Чудеса в решете»: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются обучающиеся, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.  
Основной этап обучения продолжают более способные обучающиеся. У обучающихся уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Обучающиеся пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.

Состав заключительного этапа программы поистине звёздный - обучающиеся выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.


 
Промежуточная аттестация

Год обучения

срок

Ожидаемые результаты

Способы проверки

  1 этап (начальный)
«Чудеса в решете»

10 мес.

развить чувство ритма, мелодичность, сценичность, научиться работать с микрофонами

отчетный концерт

(сольное исполнение)

  2 этап (основной)
«Новая волна»

10 мес.

развить артикуляционный аппарат, чувствовать мелодическую линию, чисто интонировать, умение петь в ансамбле

отчетный концерт

(ансамблевое исполнение)

3 этап (плановый)

«Рождение звезд»

10 мес.

Умения держаться на сцене, донести тему в песни до зрителя, подборка репертуара

Отчетный концерт (сольное, ансамблевое исполнение)

4этап (заключительный)
«Созвездие»

10 мес.

выработать плотность звучания, найти свою манеру исполнения музыкальных произведений, умение петь в хоре

отчетный концерт (сольное, ансамблевое, хоровое пение)



Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.

  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

  • Уровень воспитанности и культуры обучающихся

  • Творческий рост и личностные достижения обучающихся 

  Критерии замера прогнозируемых результатов

Педагогическое наблюдение

Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:

  Проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

  • Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;

  • Концертную деятельность. 

Контрольные оценочные средства:

 Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

  • Педагогические наблюдения.

  • Открытые занятия с последующим обсуждением.

  • Итоговые занятия.

  • Концертные выступления.

  • Конкурсы, фестивали, смотры. 

   Способы диагностики и контроля результатов

Диагностика:

Первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май, июнь).

Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.


  Диагностика

  Основные параметры

  Период

  Способ

  Первичная   

степень интересов и уровень подготовленности обучающихся к занятиям

 сентябрь, октябрь

наблюдение

природные физические данные каждого обучающегося

уровень развития общей культуры обучающегося

  Промежуточная   

высокий уровень исполнения песенного произведения

  декабрь

концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры

степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей обучающегося, его личностных качеств

уровень развития общей культуры обучающегося

  Итоговая

высокий уровень исполнения песенного произведения

  май

концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры

степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей обучающегося, его личностных качеств

уровень развития общей культуры обучающегося

  Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

  Формы и виды контроля.

 1 год обучения 

  №

  Вид контроля

 Сроки выполнения

1.
2.
3.

Входящий контроль. Прослушивание.

Творческий отчёт.

Участие в концертных мероприятиях, конкурсах среди ПОО уровня

 сентябрь
декабрь
январь-май

 2 год обучения

  №

  Вид контроля

 Сроки выполнения

1.
2.
3.

Зачетное занятие «Постановка номера».

Отчёт вокального коллектива.

Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня

ноябрь
январь, май

в течение года   

  3 год обучения

  №

  Вид контроля

 Сроки выполнения

1.
2.
3.

Внутриколледжный вокальный конкурс среди вокалистов группы «Non-Stop».

Отчёт вокального коллектива.

Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня

ноябрь
январь, май

в течение года   

   4 год обучения 

  №

  Вид контроля

 Сроки выполнения

1.
2.
3.

Зачетное занятие «Концертное выступление».

Отчёт вокального коллектива.

Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня

 сентябрь
декабрь
январь-май



    Основные принципы оценивания

 В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

  • доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;

  • положительное отношение к усилиям обучающегося;

  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. 

 Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.

 На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.

 На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

По окончании полного курса обучения воспитанники должны:

 -чисто интонировать, петь на дыхании;  

 - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

 - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;

 - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

- понимать дирижёрские жесты и следовать им;

- знать средства музыкальной выразительности.  

 - петь под фонограмму в группе и соло;  

- уметь преодолевать мышечные зажимы;  

- уметь вести себя в коллективе.

 - соблюдать при пении певческую установку;

  - петь на цепном дыхании;

  - уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;

  - уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;

  - уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;

  - уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;

  - петь под фонограмму 2-голосные произведения.  

  - обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
  - испытывать потребность к певческой деятельности.

  - пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;

  - уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;

  - уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;  

  - уметь держаться на сцене;

  - обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.

  - петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

  - знать правила охраны голоса в предмутационный период;  

  - уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;

  - уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;

  - иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;

  - настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы. 


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «NON-STOP».


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Особенности эстрадного вокала



1.1

Отличие эстрадного вокала от других видов

Т

10

1.2

Особенности эстрадного пения

Т

10

1.3

Сочетание различных техник и специфических приемов

Т

10

2.

Психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие творческих способностей

Т

30

2.1

Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние

Т

30

2.2

Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием

ТП

30

2.3

Раскрепощение

ТП

30

2.4

Саморегуляция

ТП

30

3.

Дыхание

Т

30

3.1

Голосовой аппарат, и  как всё устроено

Т

60

3.2

Правильное дыхание

ТП

60

3.3

Дыхание и его роль в психической саморегуляции

Т

20

4

Техника речи, вокальная дикция

ТП

60

4.1

Речевой аппарат

Т

20

4.2

Характеристики голоса и речи

Т

20

4.3

Слово в пении

ТП

30

4.4

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении

ТП

30

5

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости

ТП

50

6

Вокально-хоровые работы

П

160

Итого: 720 часов















  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «NON-STOP».


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Кол-во часов

1

Постановка голоса.



1.1

Опора звука

ТП

60

1.2

Чувство опоры

ТП

30

1.3

Опертое звукообразование

ТП

30

1.4

Вокальная «маска»

ТП

30

1.5

Атака звука

ТП

30

1.6

Резонаторы

ТП

90

1.7

Вокальный зевок

ТП

60

1.8

Регистры голосов

ТП

30

1.9

Рекомендации для начала занятий вокальными упражнениями

ТП

20

1.10

Этапы работы с голосом

ТП

60

1.11

Вибрато

ТП

20

2

Стиль, Манера исполнения

ТП

20

2.1

Приемы, применяемые в эстрадном вокале

ТП

30

3

Правила и советы по гигиене голоса

Т

30

4

Принципы начального обучения вокалу

Т

90

5

Вокально-хоровые работы



5.1.

Исполнительское мастерство.

П

30

5.2.

Пение учебно-тренировочного материала.

П

30

5.3.

Пение двух и трехголосное, с сопровождением и без него.

П

30

Итого: 720 часов





  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «NON-STOP».


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Сольный вокал



1.1

Понятие об артикуляционном аппарате.

Т

6

1.2

Работа над фразировкой и выразительным исполнением

П

15

1.3

Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией

ТП

47

1.4

Работа над чистотой интонирования.

ТП

62

1.5

Дикция

ТП

42

1.6

Сводные репетиции, пение под фонограмму

ТП

31

1.7

Работа над сценическим имиджем

ТП

86

1.8

Подбор музыкального образа

ТП

43

1.9

Этапы работы с голосом

ТП

52

1.10

Ведение собственного стиля и мелодической линии

ТП

141

1.11

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

ТП

174

1.12

Репетиция и ведение отчетного концерта

ТП

21

Итого: 720 часов







  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «NON-STOP».


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Вокально-хоровые работы



1.1

Индивидуальное мастерство

П

240

1.2

Ансамблевое пение

П

120

1.3

Работа над сценическим имиджем

П

120

1.4

Работа над различными произведениями разных течений и направлений.

ТП

240

Итого: 720 часов



2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Классификация методов обучения



Основные методы

Подгруппы методов

Отдельные методы

Целевая функциональность группы методов

Источниковые

Словесные Наглядные Практические

Лекция, рассказ, беседа и др. Демонстрация кино, видео слайдов и др. Упражнения, опыт, работа с книгой, анализ, описание образцов и т.д.

Учитывают формы обучения, рассчитанные на приобретение знаний, умений, навыков

Поисковые

Репродуктивные Продуктивные

Информационные, рецептивные, репродуктивные Проблемные, частично-поисковые

Учитывают вид поисковой деятельности обучающегося

Изучения логической структуры учебного материала

Изучение статики объекта  Изучение динамики объекта

Описание статики элементов, описание и анализ структуры элементов

Учитывают логическую структуру содержания учебного материала

Логические

Индуктивный. Дедуктивный

Методы системного анализа

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др.

Учитывают логику познания и психологического усвоения



В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность.

Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

Источниковые методы - это наиболее традиционные группы методов сложившиеся в практической деятельности.

К группе источниковых методов относятся:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические методы.

Словесные методы или, как их еще называют, методы устного изложения материала. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово). Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы обучающихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления обучающихся, их творческих способностей.

Рассмотрим более подробно особенности методов этой группы:

Объяснение - это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. п. Поэтому объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообщением каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции.

Рассказ. Традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако сложность такого подхода к этому методу заключается в том, что разным обучающимся порой трудно воспринимать одинаковую информационную нагрузку при коллективных формах обучения, у них и возникают затруднения в плане прочности запоминания, глубины мыслительной деятельности. Чтобы избежать этого, педагоги пытаются менять по ходу урока виды деятельности обучающихся (слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т. п.), однако это не всегда эффективно.

Лекция. Это тоже один из методов устного изложения, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать обучающимся готовую информацию (часто с элементами проблемного изложения).

Беседа. Одним из важнейших методов устного изложения является метод беседы. Она так же, как и предыдущие методы, может использоваться по-разному. Например, объясняя какой-то учебный материал, преподаватель постоянно ставит перед аудиторией вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Однако это не всегда в полной мере способствует развитию мыслительной деятельности.

Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с элементами проблемного обучения), которые вооружают обучающихся способами научного поиска. Такие беседы дают возможность обучающимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, преподаватель постепенно обращается с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.).

Особую роль в этой группе методов (словесных) имеет метод работы с учебником или книгой. В процессе обучения нельзя, да и невозможно добиться от обучающихся, чтобы они запоминали всю получаемую информацию. Они должны запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения обучающиеся должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе.

Наглядные методы. Главной особенностью этих методов является то, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто применяются в сочетании со словесными методами обучения. Они используются с целью подкрепления информации, данной преподавателем (показ опыта), но могут быть использованы и с элементами проблемного обучения, носить творческий характер.

Рассмотрим некоторые из них.

Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно по заданию.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить обучающихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Демонстрация, иллюстрации, наблюдение способствуют реализации принципа наглядности, все эти методы оказывают эмоциональное воздействие на обучающихся. К ним предъявляются те же требования, что и к принципу наглядности (последовательность демонстрируемых объектов, обеспечение качественной стороны, разъяснение цели демонстрации, обеспечение ясности и точности восприятия и пр.). К этой же группе методов относят применение разнообразных технических средств обучения (магнитофонные записи, радиопередачи, телепередачи, экранные средства, компьютерная техника).

Практические методы. К практическим методам относятся в частности - упражнения. Основой этого метода обучения является установление физиологической связи новой информации с уже имеющимися знаниями. Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете, однако можно назвать некоторые наиболее общие требования, предъявляемые к ним. Прежде всего, это сознательное отношение к их выполнению; обучающиеся должны знать и понимать, на какой учебный материал дано данное упражнение (или задача); с какой целью выполняется данное упражнение (для заучивания, или для уяснения сути нового материала); каким образом должно выполняться упражнение (образец выполнения).

Наряду с упражнениями используются лабораторные работы. Они чаще всего применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.

Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов.

Выбор методов обучения

Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие:

  1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

  • особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;

  • цели и задачи содержания проводимого урока;

  • время на изучение программного материала;

  • материально-технические возможности учебного заведения (оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

  • средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);

  • объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.

  1. Уровень сформированности мотивации обучения:

  • степень развитости познавательной активности и интереса к обучению;

  • уровень подготовленности обучающихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

  • особенности обучающихся, их жизненный опыт.

  1. Тип занятия и его структура:

  • учет специфики построение предшествующих занятий;

Правильный выбор того или иного метода обучения является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения. Эффективный выбор того или иного метода обучения - это такое сочетание и соотношение методов обучения на уроке, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время.

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию обучающихся. Формирование духовного мира обучающихся, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности обучающегося приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.

Для эффективности развития эмоциональности обучающихся важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности обучающихся. Лучшие обучающиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с обучающимися.

При нормальном развитии обучающегося в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь обучающегося формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении обучающихся к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от обучающихся постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью обучающихся. Ведь для обучающегося обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать юного артиста всю жизнь.

Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.

Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.

Формирование у всех обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого обучающегося индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.

Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение студентов четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.

Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.

Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности обучающихся. Лучшие обучающиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с обучающимися.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.

Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

  • метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

  • метод общения;

  • метод импровизации;

  • метод драматизации.

 Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру обучающихся.

Необходимо живое общение педагога с обучающимися, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности педагога и обучающихся, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у обучающихся чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.

Совместная подготовка педагога и обучающихся к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.  
 Реализацию творческого потенциала обучающегося, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

При подготовке к праздникам, привлекая обучающихся к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого обучающегося, его психологический настрой. «Зажатый» студент плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог – обучающийся» реализуется коммуникативный потенциал обучающегося и формируется его мировоззрение.

Получая информацию от педагога, каждый обучающийся и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Обучающиеся учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.

От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта обучающихся.

Универсальный план работы с вокалистами

1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

  • знакомство с мелодией и словами песни;

  • переписывание текста;

  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;

  • регулирование вдоха и выдоха.

2. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;

  • работа по закреплению мелодической основы песни;

  • постановка корпуса, головы;

  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

  • атака звука;

  • закрепление материала в изучаемой песне.

3. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;

  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

4. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;

5. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;

  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;

  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.

6. Работа над музыкальной памятью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;

  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;

  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;

  • запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;

  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;

  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;

  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

  • сценический мониторинг;

  • малые технические навыки звуковой обработки;

  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

2.2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • сольфеджио «одноглосие»

  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;

  • дидактические материалы.













    1. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации

Для получения наилучшего образовательного результата необходимы следующие условия:

  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано или синтезатор), музыкальным центром; компьютером:

  • концертный зал с необходимым техническим оборудованием – микрофоны, микшерный пульт, радиотехническая аппаратура;

  • музыкально – дидактический материал;

  • фонотека;

  • учебные пособия, электронные учебники, инструментальные фонограммы.

На период режима «повышенной готовности», или любых других форс- мажорных обстоятельств, при электронном обучении с применением дистанционных технологий необходимы:

  • Наличие либо компьютера (с колонками, веб-камерой), либо планшета, смартфона с возможностью выхода в Интернет;

  • Установленной бесплатной программы для занятий и участия в online видеоконференций, вебинаров и т.д. (WhatsApp, Zoom, Skyp и пр.)

2.5. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Год обучения

Ожидаемые результаты

Способы проверки

Первый год

Владение голосовым аппаратом, раскрепощенное, спокойное психоэмоциональное состояние в момент выступления, правильное дыхание, правильная техника речи, правильная вокальная дикция, диапозон голоса.

Участие в отчетном концерте

(сольное исполнение)

Второй год

Постановка голоса: опора звука, чувство опоры, атака звука, умение владеть резонаторами. Стиль и манера исполнения. Яркость, образность выступления.

Отчетный концерт

(сольное исполнение, дуэты, вокальная группа)

Третий год обучения

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения.

Отчетный концерт

(сольное исполнение, дуэты, вокальная группа)

Четвертый год обучения

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука

отчетный концерт

(сольное исполнение, дуэты, вокальная группа, хоровое пение)









Примерный репертуарный план по годам обучения.



1-й год.

-Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.

- Эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное или его элементы).

2-й год.

-Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для группы солиста и «бэк-вокала».

-Песни из репертуара современных исполнителей Российской эстрады.

-Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).



3-й год.

-Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».

-«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для группы.



4-й год

-Песни из репертуара современных исполнителей (желательно на языке оригинала).

-Полифонические произведения.

-Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более) солирующих голосов.

-Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение).

Список используемой литературы

Для педагога:


  1. Гонтаренко Н. «Сольное пение: секреты вокального мастерства».- М.:Изд. «Феникс», 2018

  2. «Мир вокального искусства». Сост. Г.а. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2017

  3. Иванников В.Ф. «Методика поточного пения». -М.: 2005

  4. Кристин Линклэйтер «Освобождение голоса»

  5. Охомуш Т.В. «Чистый голос » (Методика обучения эстрадному

вокалу). –Иваново: 2002

  1. Пекерская Е.М. «Вокальный букварь». - М.: Изд. «Музыка», 2001

  2. Рамзина И., А. Васильев «Вокальная механика ч.1 Дыхание и поддержка вокального дыхания» (электронный учебник)

  3. Рамзина И., А.Васильев «Вокальная механика ч.2 Органы вокального тракта и управление ими» (электронный учебник)

  4. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники».

  5. Бархатова И.Б. «Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала».- Тюмень, 2008

Для обучающихся:

  1. Грив Б.Т. «Когда тебе грустно… Как поднять настроение». – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003

  2. Свияш А.Г. «90 шагов к счастливой жизни. От Золушки до принцессы». – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007

  3. Григорий Абрамян «Кто взял фальшивую ноту», - М: Детская литература, 1971

  4. Д. Хоуп «Когда можно аплодировать?» - АСТ, Астрель, ВКТ, 2010


Интернет-ресурсы для организации online обучения


  1. Платформа Zoom(Zoomhttps://zoom.us/)

  2. Платформа Cisco Webex (Cisco Webexhttps://www.webex.com/)

  3. Платформа «Открытое образование» (https://openedu.ru/)

  4. Сервисы Google(https://vk.cc/8BLbIY )

  5. YouTube–видеохостинг для загрузки видео

  6. GoogleHangoutsMeet (https://vk.cc/arPN0W)

  7. Skypeсистема для организации занятия в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп (https://www.skype.com/ru/free-conference-call/)

  8. В-контакте (организация обучения в группе «В контакте») https://vk.com/@edu-for-distant

  9. WhatsApp - система обмена текстовыми, audio и videoфайлами, организация онлайн конференций с группой.




Используемые Интернет – ресурсы

Для педагога:

  1. https://vocalmechanika.ru

  2. https://www.youtube.com/feed/subscriptions

  3. http://s-f-k.forum2x2.ru

  4. http://numi.ru/index.php

  5. https://vk.com/vocalmechanika

Для обучающихся::

  1. https://www.youtube.com/feed/subscriptions

  2. https://vk.com

  3. https://x-minus.ru







































Приложение № 1

Оценочные средства

Фонд оценочных средств для обучающихся вокального объединения:

Общие сведения

1.

Объединение

Вокальное объединение «Non-Stop».

2.

Направление работы

Вокальная и сценическая деятельность

3.

Тип заданий

Тест, мультимедийные образовательные игры, практические задания.

4.

Количество этапов формирования и отработки основных навыков

2 (этапы обучения)



Критерии и показатели оценивания

(Фиксируются в личной карточке обучающегося):

Знания: знания основной терминологии (темп, ритм, импровизация, канон и т.д.); основные принципы вокальной техники (артикуляционный аппарат, его работа, дыхание, звукоизвлечение и др.); вокальный репертуар (лучшие образцы русских и зарубежных композиторов, произведения авторов и композиторов Алтайского края);

Умения: самостоятельно работать в программе Power Point, с текстовым редактором, с музыкальными редакторами («Sound Forge»).

Навыки:владеть исполнительскими и сценическими умениями и навыками.

Опыт деятельности: - участие в концертных и конкурсных программах.



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ:

I этап обучения:

Тест 1.

  1. Скорость исполнения произведения (1.темп, 2.звук, 3.интонация)

  2. Тембр (1.окраска звука, 2. Звук инструмента)

  3. Импровизация (1. Сочинение, 2. Танцевальный номер)

  4. Что относится к звучащим жестам (1. Хлопки, 2. Лай собаки, 3. Шлепки, 4. Щелчки)

  5. Сколько жанров в музыке (1. Пять, 2. Три, 3. Два)

  6. Ваше любимое вокальное произведение освоенное за последний период времени?


Тест 2

  1. Скорость исполнения произведения (1.темп, 2.звук, 3.интонация)

  2. Тембр (1.окраска звука, 2. Звук инструмента)

  3. Импровизация (1. Сочинение, 2. Танцевальный номер)

  4. Скэт (1. Техника танца 2. Слоговая техника в вокале)

  5. Что относится к звучащим жестам (1. Хлопки, 2. Лай собаки, 3. Шлепки, 4. Щелчки)

  6. Сколько жанров в музыке (1. Пять, 2. Три, 3. Два)

  7. Какие вы знаете музыкальные стили вокальных произведений?

  8. Какие произведения авторов Кондинского района и ХМАО вы знаете?

  9. Ваше любимое вокальное произведение освоенное за последний период времени?


IIэтап обучения:

  1. Высокий детский певческий голос? (1. Альт. 2. Сопрано,3. Дискант)

  2. Микст (1. Единое звучание, 2. Пёстрое звучание,3. Отрывистое звучание)

  3. Тембр (1.окраска звука, 2. Звук инструмента)

  4. Импровизация (1. Сочинение, 2. Танцевальный номер)

  5. Скэт (1. Техника танца 2. Слоговая техника в вокале)

  6. Что относится к звучащим жестам (1. Хлопки, 2. Лай собаки, 3. Шлепки, 4. Щелчки)

  7. Сколько жанров в музыке (1. Пять, 2. Три, 3. Два)

  8. Какие вы знаете музыкальные стили вокальных произведений?

  9. Какие произведения авторов Кондинского района и ХМАО вы знаете?

  10. Ваше любимое вокальное произведение освоенное за последний период времени?

  11. Какую профессию вы хотите освоить или в какой сфере деятельности хотите трудиться?


Ключ к тестовым заданиям:


№ вопроса

I

I

II

1

1

1

3

2

1

1

1

3

1

1

1

4

1,3,4

2

1

5

2

1.3,4

2

6


2

1.3,4

7



2


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Могут включать:

1. Образцы решения типовых заданий.

2. Ключи к тестовым заданиям (форма представления ключей может быть выбрана педагогом самостоятельно).

3. Ссылки на электронные программы для самоподготовки воспитанника.

4. Разъяснения по наиболее сложным темам.

Приложение № 2

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Правила выполнения дыхательной гимнастики :

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага

5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

Основной комплекс включает в себя следующие упражнения:

1. "Ладошки" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

2. "Погончики" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

3. "Насос" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

4. "Кошка" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

5. "Обними плечи" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

6. "Большой маятник" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

7. "Повороты головы" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

8. "Ушки" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

9. "Маятник головой" - 12 раз по 8 вдохов-движений.

10. "Перекаты" а) 12 раз по 8 вдохов-движений - с левой ноги б) 12 раз по 8 вдохов-движений - с правой ноги

11. "Шаги" а) "Передний шаг" - 32 вдоха-движения. б) "Задний шаг" - 32 вдоха-движения. в) снова "Передний шаг" - 32 вдоха-движения 18

Приложение №3

Артикуляционная гимнастика

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые. Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки. 5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» а) «Месим тесто» – размять язык зубами, 19 б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3- 3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Приложение № 4

Распевки

Распевка 1 Общие рекомендации:

Следите за собой. Прислушивайтесь к своим ощущениям, утончяйте их. Старайтесь петь более высокие ноты так же расслабленно ,как и предыдущие, чем выше нота, тем глубже зевок. Не поджимайте голос. Не пойте через боль. Если нота высока, лучше пока её не петь, пропустить эту высоту, ибо у разных людей разные возможности, а распевки написаны с широким охватом. Начинайте петь всегда с прикрытой интонации, постепенно раскрывая рот, по мере "разогрева" аппарата. Для распевок используйте "распевочные слоги" в любых комбинациях. Это слоги: "ту","ду","до","да","бу","бо","зи","зо","зу","мо". Распевка "разогревочная". Лучше всего её пропевать с закрытым ртом. В процессе пения постепенно поднимая нёбо и раздвигая зубы не размыкая губ. Второй вариант использования, уже на разогретом аппарате, это пропевание слов "е-ли-ё-ли-я-ли-я-а".

Распевка 2 Предлагаемая распевка начального уровня. Распевать на слогах "бом-бом- бом". Следить за следующими параметрами: "б"-атака, чёткая, одними губами, без призвуков и излишнего напряжения. Сразу после произнесения звука- расслабление, чтобы "о" уже пропевалось как бы "по инерции",без "подталкивания" звука. Звук "о" подчёркивать артикуляцией быстро и свободно опуская и подымая челюсть. Следите, что бы был слог "бОм",а не "бАм".Губы собраны с боков. "м"-собранная в зубах, где как бы "аккумулируется" вибрация, нужная для дальнейшего пения.

Распевка 3 Эта распевка прежде всего используется как продолжение предыдущей. Поётся на "бом-бом-бом" первые 6 нот и "бом-МО-бом-МО-бом- МО"остальные. Принцип-распевание на последних "О" из "М" вибрацию "накопленную" в первых 6 нотах. Челюсть свободно идёт вниз не напрягая гортань, губы собранные, ощущается "опора" в диафрагме при распевании последней ноты. Возможно, обладая уже более-менее хорошей техникой делать 21 диминуэндо с последующим крещендо при модуляции. Другой вариант использования этой распевки, петь любые распевочные слоги в разных комбинациях, или тексты песен. Например: "Я-го-да, я-го-да,спе-ла-я"

Распевка 4 Наиболее "классическая" распевка. Однако её петь не так просто, как может показаться вначале. Предлагаемый вариант распевания: На любых распевочных слогах, первую фразу пропевая сухо, короткими звуками(стаккато), вторую фразу распевать голосом, залиговывая вибрацией ноты, однако не теряя остроты атаки первых звуков.

Распевка 5 .Следующая распевка уже требует от исполнителя определённого мастерства во владении вокальной техникой. Принцип здесь тот же, что и в предыдущей распевке. Постепенный переход от стаккато к легато, с удержанием в голосе и того и другого одновременно. Особенно распевать последние 5 нот с небольшим крещендо.

Распевка 6 Распевка на тренировку "цепного" дыхания. Предлагается петь на "бо-да-бо-да" или другие распевочные слоги с переменой гласной. Всю фразу надо постараться пропеть на одном дыхании. Поначалу возможен короткий вдох, но по принципу "цепного" дыхания, то есть не между фразами, а на ударных слогах фразы.

Распевка 7 Комбинированная распевка для более "продвинутых" вокалистов. Первая фраза может петься на любой текст, например: "Я-го-да,спе-ла-я,ма-а-ё-ом са-а-ду" и дальше фраза на "да-да-да",а последняя на одной гласной "А".

Распевка 8 Последняя распевка наиболее сложная. В ней уже должно быть всё. И мощное,"цепное" дыхание, и глубокий зевок, и быстрая чёткая артикуляция, и чёткое интонирование, и "полётность" звука, и мощное крещендо в конце каждой фразы. 22

Приложение №5

Скороговорки

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,

что все скороговорки перевыскороговорит,

но, раскороговорившись, выскороговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом



Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак да не по колпаковски,

Вылит колокол да не по колоколовски.

Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать

Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку

Видит Грека - в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап.

Распевки – скороговорки

Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели.



На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.



Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги Ди-ги, ди-ги

Ди-ги, ди-ги дай.



Петя шел, шел, шел

И горошину нашел,

А горошина упала

Покатилась и пропала,

Ох-ох-ох-ох, Где-то вырастит горох.

Думал - думал, думал - думал

Думал - думал, думал - думал

В это время ветер дунул

И забыл о чем я думал.

Иван Топорышкин пошел на охоту

С ним пудель пошел перепрыгнув забор,

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,

Иван провалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту

С ним пудель в реке провалился в забор,

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.