Крайнова Галина Анатольевна,
Преподаватель хора высшей квалификационной категории
МБУДО «Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района»,
Казань
«Эффективность воспитательной роли хоровой музыки
в системе духовно-культурных ценностей»
Изучение воспитательных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, и в этой области накоплен определённый опыт. Однако меняющиеся условия сегодняшнего функционирования детского хорового исполнительства и, как следствие, происходящие изменения в художественно-творческом сознании детей, требует дополнительного рассмотрения этой проблемы.
Формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее. В первую очередь, это формирование духовности школьников. Духовному человеку открыт доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности. Духовность помогает человеку определить приоритеты и ценности жизни.
Высшая цель хорового исполнения – создание музыкального образа в процессе общения со слушателем. Хоровой коллектив даёт возможность удовлетворить свою потребность в общении. Внутри хора общение организовано на разных уровнях: личное шефство старших над младшими; сильных над слабыми; опытных певцов над новенькими; сохранение традиций коллектива.
Хор - идеальное место для развития детей. Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания.
Работа в хоре - это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. Многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми. И начинают ценить, хотя и с опозданием. Хоровому пению, как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, свойственны следующие положительные особенности:
-формирование умения общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
-формирование положительных личностных качеств, необходимых для работы в коллективе, применение своих музыкальных способностей с пользой для себя и для хора;
-становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела;
-развитие самостоятельности и чувство локтя, инициативы и других волевых качеств, переключение внимания на полезное дело, значимое для всех участников коллектива;
-выявление структуры межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.
Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, это повод для серьезной обстоятельной беседы о содержании музыкального произведения, его идеи, авторском замысле. Понимание, сопереживание при разучивании текстов хоровой музыки, а затем осмысленное их исполнение оказывает глубокое эмоциональное воздействие и на зрителей, и на самих участников хора. Работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.
Пение — это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения сольного и хорового: укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки.
Хоровое пение оказывает влияние не только на становление личности ребенка, но и на его умственное развитие. Так воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние на физическое здоровье детей. Например, воспитание музыкально-ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, что лежит в основе всякой деятельности и поведения человека. Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом в полной мере способствует общему развитию ребенка. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга. Песня не должна разучиваться механически. После того, как ученик впервые услышит произведение, он должен его увидеть, понять, представить, почувствовать и передать. Эта цепь овладения произведением не должна разрываться. Более подвижные дети быстрее реагируют на видение и представление, скорее раскрываются для передачи воспринятого.
Все важнейшие вокально-хоровые навыки есть средства достижения выразительного исполнения. Именно в процессе создания яркого художественного образа эти умения определяют меру успеха всей творческой работы коллектива. Если вокально-хоровое воспитание ведётся плодотворно, то и результат будет весомым – согласованная, гармоничная во всех смыслах хоровая звучность исполнения. А это, в свою очередь, верный показатель того, что в коллективе ведётся серьёзная, кропотливая работа над подлинно художественным ансамблем.
В ансамблевом пении проявляется главная черта хорового исполнения – его коллективный характер. При этом индивидуальность каждого певца всегда подчинена общим задачам. Умение подчинить свою индивидуальность требованиям коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Именно такой ансамбль подразумевает единство многих составляющих его элементов, то есть ансамбль интонационный, ритмический, динамический, тембровый, дикционный.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма и дружбы.