СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Экологический аспект во время изучения географии в 6 и 7 классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Экологический аспект во время изучения географии в 6 и 7 классах»

В научной литературе давно уже существует термин «глобальные  проблемы». Экологическая проблема - одна из них.

Курс географии материков и океанов позволяет всесторонне и достаточно широко  познакомить  учеников с экологической ситуацией в мире.  В связи с этим необходимо  усилить экологический аспект содержания,  который относится к изучению внутренних вод материков, природных зон, отдельных природных  комплексов материков и океанов. Широкомасштабный экологический взгляд на планету позволит ученикам накопить экологическую информацию и перейти к новому этапу  в ее понимания - более глубокому  пониманию научных основ охраны и преобразования природы. Понимая это, тексты учебника с теоретическим осмыслением природоохранной деятельности не выносят в конец, а органично вплетают во все разделы, которые характеризуют природу каждого материка.

Эколого - географическое содержание учебника приводит учеников к важнейшим выводам воспитательного процесса -  о взаимосвязи и взаимозависимости географических объектов и процессов, о понимании природы, как единого целого,  о сложных взаимоотношениях природы и общества. Ухудшение состояния природы в результате деятельности человека можно ликвидировать, если проводить ряд мер, о которых упоминается в учебнике.

Широкий круг вопросов связанный с  взаимодействием современного общества с окружающей средой, объединяется одним названием - экологические проблемы мира.

В нашем случае большее внимание следует уделить проблеме взаимоотношений человека и природы - экологии человека, социальной экологии.   Именно о влиянии человека на географическую оболочку, которое можно изучить в курсе «География материков и океанов» и пойдет речь.

Литосфера - это  сфера нашей планеты, которая больше всех «ощущает» присутствие и давление человека. Поэтому загрязнение окружающей среды в литосфере наблюдается больше всего. Загрязняется она разными отходами производственной и непроизводственной деятельности людей, которые накапливаются на свалках, что считается опасным источником загрязнения земной поверхности. Особенно страдает от этого  верхний слой почвы.

 В современный период в отдельных странах настолько активно идет загрязнение земной поверхности, что невозможно даже дать единую оценку количеству твердых отходов образованных в результате деятельности человека. 30 лет назад мировой уровень обозначался  показателями 20-40 млрд тонн за год, сейчас уже все чаще можно встретить цифру 300 млрд тонн. Ученые также прогнозируют, что объем твердых отходов может значительно увеличиться уже к 2025 году.

Все твердые отходы делят на по бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и пр. Из  названных видов только сельскохозяйственные могут идти в утилизацию, то есть использоваться для переработки. Все другие  виды отходов сжигают, или  закапывают. Ученикам важно знать об этом более детально, чтобы они правильно понимали борьбу с загрязнением окружающей среды на территории, где они живут, а в будущем и в больших масштабах.

Ученикам следует объяснить,  что твердые бытовые  отходы - это бытовой мусор, скопление  разнообразных остатков  жизнедеятельности человека. Мировое «первенство» в накоплении мусора принадлежит США (табл.1), затем идут еще 9 государств, в которых на одного жителя приходится от 500 кг твердых бытовых отходов.

Страны, которые по объему отходов занимают первые 10 мест.

 

Таблица 1.

 

Страна

     Бытовые отходы  на  1 жителя, кг        

США

Австралия

Канада

Финляндия

Исландия

Норвегия

Нидерланды

Люксембург

Франция

Дания

730

690

660

620

560

510

500

490

470

460

 

Серьезной экологической опасностью  считаются промышленные отходы. Их объем намного больше чем объем бытового мусора.  Наиболее грязными отраслями хозяйства являются энергетическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленности. Значительная часть сырья, которую не до конца используют, идет в отходы.

Чрезвычайно негативное влияние на литосферу имеют отрасли горнодобывающей промышленности, особенно из-за открытого способа добычи полезных ископаемых и шахтной добыче каменного угля. По данным российских ученых, общая площадь разрушенных горными разработками земель в мире составляет 12-15 млн.га.

Еще более опасными в экологическом отношении среди твердых отходов, являются токсичные отходы. К ним относятся некоторые металлы: свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, причем некоторые из них очень опасны даже в малых количествах. Они имеют свойство накапливаться в организме человека. Также опасны для человека и пестициды. Наибольшая часть токсичных отходов выпадает на экономически активные страны, среди которых первое место занимает США, а второе - Россия. Такие отходы хранят в  специальных хранилищах, особых могильниках и закрытых складах.

Следует отметить еще одну проблему, которая касается хранения, захоронения и уничтожения радиоактивных отходов. Известно, что работа атомных электростанций, предприятий военной промышленности, некоторых научных лабораторий оставляет после себя отходы, которые требуют уничтожения.  Не простым вопросом является уничтожение высокоактивных отходов ядерного комплекса, особенно захоронение тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.  Предприятия, которые перерабатывают сырье для ядерных реакторов, с экологической точки зрения еще более опасны, чем обычные АЭС.  К странам, которые имеют наиболее значительное количество ядерных отходов, относят США, Россию, Канаду, Францию и Великобританию.

Это был ряд конкретных примеров, как содержательный аспект экологии, которые  покажут ученикам реальную опасность, в которой оказалась литосфера. Далее ученикам следует объяснить, как защитить литосферу и улучшить общую экологическую ситуацию на территории, где проживает конкретный человек, а потом и более глобальном масштабе.

Изучая Северную Америку и Евразию в целом и страны этих материков в отдельности, следует объяснить, что в США,  Канаде и в странах Европы твердые отходы хранят в специально отведенных и оборудованных местах. Это уменьшает угрозу загрязнения окружающей среды на 70%, а в Великобритании на 90%. Есть и другие меры, которые уменьшают последствия загрязнения - строительство мусороперерабатывающих заводов. В США, например, насчитывается более 300 таких предприятий. Набирает обороты и практика передачи промышленных отходов в другие отрасли, где отходы служат вторичным сырьем.

Значительное внимание во многих странах уделяют восстановлению площадей территорий, нарушенных горными разработками, особенно в тех районах, где разработка полезных ископаемых ведется открытым способом. Рекультивационные меры проводятся в два этапа. Первый - это восстановление плодородия почв, строительство дорог и др. На втором этапе осуществляют восстановление жизни растений и животных.

Конечно же это не все меры, направленные на уменьшение негативных последствий влияния человека на литосферу. Следует обратить внимание учеников на то, что лишь 5-10% сырья, которое добывают, идет на пользу общества, другие 90-95% в процессе обработки превращаются в отходы.

Гидросфера. Ученики 7 класса уже ознакомлены с общей характеристикой водных просторов нашей планеты из курса 5-6 класса. Цель учителя в данной проблеме, дать фактический материал о загрязнении Мирового океана человеком.

Данные о загрязнении человеком вод океанов фиксируются многими организациями и службами, хотя уровень борьбы с этим явлениям оставляет желать лучшего. Ученикам следует объяснить, что загрязнение вод Мирового океана происходит в результате опосредованного и прямого нагромождения различных веществ, которые оказываются на океаническом дне, в прибрежных водах и во внутренних районах многих морей.

По подсчетам ученых , в водах всех океанов  находятся сотни миллионов, а возможно, и миллиардов тонн различных веществ. Конечно же это не улучшает качества воды, поэтому постепенно уничтожается  животный мир океанов, и оказывается негативное влияние на здоровье человека. Деятельность человека нарушает нормальное функционирование экосистемы Мирового Океана.

Об источниках загрязнения Мирового океана следует рассказать ученикам в начале изучения характеристик океанических вод. Нужно донести до них, что среди всех источников загрязнения наиболее опасными являются нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды и хлористые сочетания, радиоактивные вещества. Следует обратить внимание и на загрязнение коммунально-бытовыми отходами.

Как происходит это загрязнение? Ученикам следует объяснить, что в морскую и океаническую воды компоненты загрязнения попадают различными путями:

- выпадение атмосферных осадков;

- прямое поступление с суши в реки различных отходов, которые достигают морей;

- попадание нефтепродуктов за счет нефтепромышленности и морских судов, в том числе танкеров.

Далее можно привести в пример высказывание В.П. Максаковского: «..около 70%  загрязнений морской среды связано все таки с источниками загрязнений суши».  Это большие и маленькие  города, в которых развиваются отрасли промышленности и транспорта, строительства и сельского хозяйства. Часть промышленного загрязнения морских и океанических вод во многих регионах составляет приблизительно 50-70%. Усиливает загрязнение широкое использование нефти и нефтепродуктов в разных отраслях хозяйства, добыча нефти  на шельфе морей и океанов, и ее транспортировка ( 1 тонна нефти может покрыть тонкой пленкой воду на площади  13 км ²).

Большой вред водным просторам наносят тепловые и атомные электростанции, которые требуют большого количества воды и после ее переработки сливают в водохранилища  нагретую воду, что приводит к тепловому загрязнению водоемов, из которых вода поступает в реки, а затем в моря.

Также сильным загрязнителем вод является сельское хозяйство и его основные загрязняющие компоненты: частички почвы, удобрения, пестициды и др. Особенно влияют на чистоту вод отходы животноводческих комплексов, которые расположены на берегах водоемов. Эти отходы содержат яйца гельминтов и патогенные микроорганизмы.

Огромную угрозу для чистоты вод, в случае прямого выброса, представляют отходы водного транспорта. Эти отходы - нефтепродукты - попадают  в воду во время слива балластной воды. Сюда же можно отнести и аварии на танкерах.

Главным источником загрязнения нефтепродуктами морей и океанов считается морской транспорт (ежегодно в морскую и океаническую среду выливается 3-3,5 млн тонн отходов). Особенно тут отличается танкерный флот. Наиболее загрязнем нефтью и нефтепродуктами Атлантический океан. Это объясняется добычей нефти у берегов Европы и активностью транспортных перевозок. Вблизи берегов Африки загрязнение связано  с прохождением основных трасс супертанкеров с нефтью, добываемой в Гвинейском заливе. Северная и Центральная Америка также имеет крупные грузопотоки нефти. Добыча нефти происходит в Мексиканском заливе и Карибском море, что негативно влияет на чистоту вод Атлантического океана.

Воды тихого океана наиболее загрязнены нефтью вблизи азиатского побережья, где происходит добыча нефти и ее транспортировка супертанкерами.

Индийский океан наиболее загрязнен у берегов Персидского залива- района добычи нефти.

Наименее загрязнен Северный-Ледовитый океан, но и тут экологическое состояние морей Бофорта и Гренландского моря оставляет желть лучшего.

Для учеников будет интересна и такая информация: особую угрозу для морей и океанов (жизнедеятельности морских организмов) представляет радиоактивное загрязнение Мирового океана. Правительства США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, Италии, Швеции, Японии, Китая, Новой Зеландии и Кореи в разные года во многих регионах Мирового океана захоронили радиоактивные отходы на дне морей и океанов в специальных сцементированных контейнерах («каменные гробы»). Такие «ядерные могильники» содержат отходы от атомных станций,  атомного подводного флота и других атомных морских судов. Крупнейшие места захороненных отходов находятся в Тихом и Атлантическом океанах.

В наше время атомные отходы захороняют на суше, это связано с конференцией ООН  по проблемам загрязнения  морской воды, которая была созвана в 1992 году, в Рио-де-Жанейро. В 1995 году была принята Всемирная программа действий по защите морской среды от загрязнений наземными источниками.

Далее учеников следует ознакомить с антропогенным загрязнением вод суши и их охраной.

Источники загрязнения  водной массы разделяют на природные  и антропогенные. Природным источником является, например, вулканическая деятельность Земли ( твердые соединения серы, азота, хлора, фосфора, тяжелых металлов и радиоактивных элементов). Наземные воды загрязняются также от физико-химического взаимодействия с горными породами во время выпадения атмосферных осадков, во время биологической активности, связанной с жизнью водорослей, бактерий и других микроорганизмов. Но больше всего на загрязнение вод суши влияет деятельность человека. Фактически тут задействованы все отрасли хозяйственной деятельности человека - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство и производственная сфера. Среди них наибольший вред наносят отрасли промышленности.