СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Экзерсис на занятиях по классическому танцу»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Экзерсис на занятиях по классическому танцу»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Экзерсис на занятиях по классическому танцу»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


ГОЛУБЕНКО МАРИНА МИХАЙЛОВНА

педагог дополнительного образования


Методическая разработка «Экзерсис на занятиях по классическому танцу»


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ: Система обучения на хореографическом отделении

2.Теоретические основы.


Экзерсис у палки.

Экзерсис на середине зала.


  1. Практика


Урок хореографии 2 год обучения (1 полугодие)


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение


Выразительная пластика, музыка, художественное оформление синтезируется в единое целое, где особое внимание должно уделяться подготовительному периоду воспитания будущих танцовщиков на уроках отделения хореографии. Формируя разнообразные двигательные навыки у учащихся подготовительных классов, я создаю предпосылки к овладению сложной техникой в период дальнейшего обучения искусству балета. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 - 11 лет. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность. В рамках учебной деятельности возникает два основных психологических новообразования - возможность осознанной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Основное - освоение знаний, развитие интеллектуально - познавательной среды. Особенности этого возраста обязывают меня, как преподавателя, понять ряд специальных задач: первой задачей является всесторонне развить организм занимающихся, затем формировать правильную осанку, обучить двигательным навыкам и умению овладеть этими навыками. В рамках этого возраста я обязана поддерживать энергетический обмен веществ в организмах детей, совершенствовать их моральные и волевые качества, координацию движений, быстроту и точность реакции, сообразительность, смелость, умение ориентироваться в двигательной ситуации, самообладание, ловкость. Особенно важно воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, организованность, трудолюбие, ответственность, умение сосредоточиться, чувство долга. В детских учреждениях решение этих задач начинается с первых уроков классического танца и продолжается на всём протяжении обучения.

Многие преподаватели - хореографы предлагают учащимся освоить, особенно в начальной стадии обучения, значительное количество сложных элементов и упражнений, соответствующих по степени трудностей средним, а иногда и старшим классам профессиональных хореографических училищ. При этом обязательно страдает качество исполнения. Такой подход в корне вреден и нарушает развитие скелетной мускулатуры ребёнка. Введение излишних трудностей при обучении экзерсису приводит к недостаточному развитию мышц, суставов и связок, что неизбежно приводит к травматизму. Последнее обстоятельство налагает на преподавателя ответственность в применение экзерсиса, требуя от него специальных знаний, чёткого понимания задач обучения и степени допустимых нагрузок. В практике обучения я соблюдаю условия, указывающие на то, что комплекс элементов экзерсиса должен быть весьма ограниченным, но при его реализации от учащихся следует добиваться высокого качества профессионального дополнения pas. Соблюдение вышеперечисленных условий будет способствовать решению задач, поставленных на l-ом этапе.

Для учащихся младших классов, в силу конкретности их мышления, повышенной эмоциональной возбудимости, программа классического танца предусматривает на начальном этапе обучения основам классического танца небольшой по объёму материал. Постепенно элементы классического танца насыщаются конкретным содержанием и получают разнообразную в музыкальных темпах и художественных образах реализацию. Основной задачей в первом - третьем классах школы искусств является освоение азбуки классического танца. Развиваются выворотность, танцевальный шаг (возможность поднимать работающую ногу на 90 и выше), правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий высокий прыжок, на уроках ритмики четкая координация движений, ритмичность, музыкальность. Всё это - элементы, необходимые для дальнейшего развития техники танца. Наряду с этим, передо мной стоит задача привития основных навыков слушать музыку и передавать в движении её образное содержание. Уроки прививают ученику навык самостоятельной работы. Я руковожу деятельностью ученика до тех пор, пока его умения не превратятся в стойкие навыки, позволяющие ему точно, быстро, правильно выполнять учебные задания. По мере того, как учащиеся овладевают "мышечной памятью" и у них появляется ощущение внешней линии и формы исполняемого движения, я постоянно совершенствую учебные приёмы с учётом индивидуальных особенностей детей, степени их физического развития, возраста пола, темперамента и других факторов.

В младших классах находит методика построения классического танца своё подтверждение и в трудах других коллег: «Чем менее разнообразия в движениях мы допускаем у ребёнка, тем менее ловкости и грациозности мы у него встретим ". Таким образом, чем большее количество пусть самых простых движений или комбинаций мы предложим освоить ученику на первом этапе обучения, тем увереннее он будет выполнять их в дальнейшей практике, а внимание преподавателя будет обращено на детальную проработку элемента. Для детей младшего школьного возраста в урок включаются несложные общеразвивающие упражнения, подвижные музыкальные игры. В сочетании с упражнениями специальной направленности они способствуют совершенствованию двигательных качеств детского организма, а также формирование мышечного корсета тела. Но, тем не менее, несмотря на все вышеперечисленные особенности, в основе обучения классическому танцу, лежит всё та же система движений классического танца А.Я. Вагановой, хотя и в несколько адаптированном варианте, учитывающем ограниченные физические данные большинства детей, обучающихся в ддт.

Теоретические основы.


Экзерсис у палки.

В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.

Первое упражнение - plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело гимнастки подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.

Второе упражнение - battements tendus, соединенные с battements jetes- в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.

Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.

Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).

Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°.

В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.

Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.

К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.

Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.

Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, — grands battements jete (большие батманы).

Экзерсис на середине зала.

На первом году обучения хореографии экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre могут комбинироваться с основными движениями.

Adagio.

Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах(tours lent), port de bras, принято называть adagio.

Движения adagio изучаются постепенно. В младших группах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.

Allegro.

Прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.

На первом году обучения хореографии, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.

Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.

Практика


Урок хореографии 2 год обучения (2 полугодие)


Тема: «Основы классического танца».

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель: Использование элементов классического танца и их модернизация в движении, характерные для современного бального, народного танцев

        Задачи урока:


        Образовательные:

        - закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;

        - развить осмысленное исполнение движений;

        - укрепить опорно - двигательный аппарат


        Развивающие:

        - развить координацию движений;

         - развить выносливость и постановку дыхания;

- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.



        Воспитательные:

        - формировать эстетическое воспитание, умение вести себя в коллективе;  

       - психологически раскрепостить учащихся;

 - формировать чувства ответственности;

        - активизировать творческие способности;

        - научить творческим умениям взаимодействовать на уроках с преподавателем.



        Основные методы работы:

        - наглядный (практический показ);

        - словесный (объяснение, беседа);

        - игровой (игровая форма подачи материала).


        Средства обучения:

        - музыкальный инструмент (пианино);

        - музыкальный центр (ТСО)



        

        Педагогические технологии:

        - игровая технология;

        - здоровьесберегающая технология;

        - личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.


        Межпредметные связи:

        - гимнастика;

        - слушание музыки.



ПЛАН урока


        Вводная часть урока (5 мин.)

        - вход в танцевальный зал;

        - поклон преподавателю и концертмейстеру;

        - обозначение темы и цели урока;

        - беседа о значении движений классического танца в различных танцевальных направлениях – народного и бального танцев.

        Подготовительная часть урока (5 мин.)

        - подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега).

        

        Основная часть урока (15 мин.)

        - повторение музыкальной грамоты (вопрос-ответ);

        

        - повторение изученных движений у «станка» и на середине зала, упражнения на координацию;

        - танцевальная композиция «Белорусские вертушки», «Рок – н – ролл».

        Заключительная часть урока (10 мин.)

        - игра «Преподаватель и ученики»; «Артисты и зрители»;

- анализ выполненных заданий учащимися и преподавателем

        - основное построение для выхода из зала;

        - поклон педагогу и концертмейстеру;

        - выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.






















КОНСПЕКТ урока

        Вводная часть урока

  • Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.

  • Поклон преподавателю и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.

  • Обозначение темы и цели урока.


Разминка по кругу:

- танцевальный шаг,

- шаг на полупальцах, на пятках,

- бег с выносом согнутых ног вперед и назад) М/р 2/4.

- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);

- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;

- шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);

- шаги в приседании («уточки»);

- прыжки на двух ногах («зайцы»).

В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.


Экзерсис у станка

  1. Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног - растягивая ахилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.





  1. Battements tendus(М/р 2/4) - приобретается выворотность, постановка ног.
    Показ преподавателем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: "Делай как я". Преподаватель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.




  1. Dattements tendus jetes (М/р ) 2/4) . Темп исполнения ускоряется - вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Перед началом упражнения преподаватель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?.

  2. Battements fandu (М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Преподаватель может привести сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

  3. Grands battements jete (М/р - 2/4) - развивает шаг. Преподаватель обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность тазобедренного сустава.




  1. Рort de bras (М/р - 3/4) - перегибы корпуса. Я обращаю внимание на включение в работу мышц самого корпуса.

Экзерсис на середине зала

Закрепление позиций рук.

1 часть.


2 часть.




Я говорю о секрете устойчивости.

Повторяются упражнения, исполняемые у станка (Dp, bt, btj).


Рort de bras (М/р - 3/4) - перегибы корпуса.


Allegro - прыжки (М/р 2/4).

Я задаю вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".

Прогнозируемый ответ " plie"

  1. Temps leve cote - простой прыжок по 1,2,5 позициям ног с руками в 3 позиции.

  2. Chrandement de pieds - средний прыжок из 5 позиции в 5 со сменой ног. Здесь преподаватель может привести в пример правильное исполнение одного из учеников.

Port de bras- движение из adagio. Исполняются 1-е и 2-е port de bras, восстанавливается дыхание.

Следующая часть урока - танцевальные этюды.

  1. "Белорусские вертушки" - на основе движений белорусского народного танца. После исполнения учащимися преподаватель просит их проанализировать, какие упражнения классического экзерсиса применяются в этом этюде. Прогнозируемый ответ: "Demi -plie - в основе исполнения основного прыжка этюда; прыжки с выносом ног на каблук поочередно так же исполняются из demi-plie ".

  2. "Рок-н-ролл" - свободная композиция. Преподаватель задает вопрос: "Какие движения заимствованы из классического экзерсиса?". Прогнозируемый ответ: " Battements tendus jetes u grands battements jete"

Я:"А теперь, новые элементы русского народного танца. Сделаем так. Сейчас я покажу новый русский этюд, в котором будут и известные вам элементы, и новые. Известные мы еще раз повторим. А новые постараемся разобрать и выучить. Слушаем музыку и смотрим на меня". Тренер полностью исполняет новый русский этюд "Матрёшки".

1 фигура. Открывание и закрывание рук (модернизация из классического танца 1 и 2 позиций рук в народный).

2 фигура. Партия девочек - B.t.j классического танца модернизируется в народный танец.

Каждая фигура исполняется отдельно, затем исполняется весь этюд. Тренер дает задание на дом: "Отработать 2 фигуру для девочек". 2-е Port de bras- для восстановления дыхания.

Я: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились. Какой можно сделать вывод из этого урока?

Прогнозируемый ответ учащихся: "Какой бы танец мы не танцевали, элементы классического танца присутствуют везде".

Я: "Правильно. Поэтому нужно постоянно отрабатывать эти элементы и у станка и на середине".


Анализ урока учащимися и преподавателем.

Поклон. Конец урока.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе всего урока с учащимися положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.




















































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абросимова Г.С., Возрастная психология / Г.С. Абросимова. - М.: Академия,1997. - 340с.


Бабкина Т.П., Авторская образовательная программа "Классический танец - как профилирующая дисциплина на хореографическом отделении ДШИ" / Т.П. Бабкина. - Самара, 2004. - 107с.


Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. - Л.: Искусство, 1983. - 208с.


Башмаков М.И., Резник Н.А., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии / М.И. Башмаков, Н.А. Резник, С.Н. Поздняков. - М.: Свет, 2002 - №2. - 389с.



Борисов А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях развития современной концепции образования // Российское образование на рубеже веков / А.И. Борисов. - Самара: Научно-практическая конференция, 2002. - 115с.


Ваганова А.Я. Основы классического танца 5-ое изд. / А.Я. Ваганова. - Л.: Искусство, 1980. - 192с.



Волынский А.Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - Л.: Искусство, 1990. - 304с.


Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск, 1998. - 352с.



Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребѐнка / П.Я. Гальперин. - М., 1985. - 344с.


Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения / В.С. Костровицкая. - М.: Советская Россия, 1961. - 55с.



Костровицкая В.С., Писарев, А.А. Школа классического танца. / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1986 - 3-е изд. - 261с.


Крысько В.Г. Психология и педагогика // Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Владос-пресс, 2001. - 208с.



Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 224с.



Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. - Самара: Сам ВЕН, 1997. - 107с.



Молчанова Ю.А., Сараева Т.В. Авторская образовательная программа "Народно-сценический танец" / Ю.А. Молчанова, Т.В. Сараева. - Самара, 2000г. - 112с.




Пасютинская В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223с.




Смирнов С.А. Педагогика / С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2000. - 512с. 29. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2001. - 378с.




Филатов С.В. От образного слова к выразительному движению / С.В. Филатов. - М.: NB Магистр, 1993. - 128с.



Чаус, И.Н. Особенности самооценки как оценочной составляющей Я - концепции в младшем школьном возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / И.Н. Чаус. - Самара, 2003 - №5. - 318с.



Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96с.



Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144с.



17