СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка факультативного занятия по экономике Тема: «Деньги: история появления и современность », 10 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка факультативного занятия по экономике Тема: «Деньги: история появления и современность », 10 класс»

Методическая разработка факультативного занятия по экономике  Тема: «Деньги: история появления и современность »

Методическая разработка факультативного занятия по экономике

Тема: «Деньги: история появления и современность »

 Характеристика условий реализации проекта Характеристика условий реализации проекта •  Объект: Место: г. Волгоград • Название образовательной организации: МОУ СШ №15 • Участники проекта: Педагог: Дедищева Л.Г. Учащиеся: 8-9 класс • Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент) • Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): вводное занятие курса.

Характеристика условий реализации проекта

Характеристика условий реализации проекта

• Объект:

Место: г. Волгоград

• Название образовательной организации: МОУ СШ №15

• Участники проекта:

Педагог: Дедищева Л.Г.

Учащиеся: 8-9 класс

• Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент)

• Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): вводное занятие курса.

Характеристика условий реализации проекта

• Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

• Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1

• Тип занятия: беседа

• Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: компьютер, проектор.

• Учебно-методическое обеспечение

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся.

• Методические материалы для учителя:

1. Кауфман, И. И. Русский вес, его развитие и происхождение в связи с историей русских денежных систем с древнейших времен: Опыт исслед. И.И. Кауфмана, орд. проф. И. Спб. ун-та. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1906, 92 с.; 29.// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004879410 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).

2. Сотникова, М. П. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1983. 239 с.: ил.; 25 см .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001145068 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).

3. Спасский, И. Г. Русская монетная система [Текст] : Ист.-нумизматич. очерк. 3-е изд., доп. Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962., 222 с., 1 л. ил.: ил., карт.; 23 см .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008443346 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).

4. Федоров-Давыдов, Г. А. Монеты рассказывают. М.: Педагогика, 1990 110 с.: ил., цв. ил.; 16 см. .// Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001517481 для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. (14.10.2020).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ Методическая разработка факультативного занятия по теме «Деньги: что это такое»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка

факультативного занятия

по теме «Деньги: что это такое»

Тема: «Деньги: что это такое» Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов Предметные образовательные результаты: - владение основными понятиями по теме: «Деньги»; - изучение исторических видов денег; Метапредметные образовательные результаты: Личностные : • Повышение финансовой грамотности Регулятивные : • Умение рассуждать логически • Выдвигать версии и логически объяснять их. • Формулировать определения и использовать термины в своей речи. Коммуникативные: • Выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию. • Выбирать и использовать информацию • Аргументировать и отстаивать свое мнение

Тема: «Деньги: что это такое»

  • Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов
  • Предметные образовательные результаты:

- владение основными понятиями по теме: «Деньги»;

- изучение исторических видов денег;

  • Метапредметные образовательные результаты:

Личностные :

• Повышение финансовой грамотности

Регулятивные :

• Умение рассуждать логически

• Выдвигать версии и логически объяснять их.

• Формулировать определения и использовать термины в своей речи.

Коммуникативные:

• Выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

• Выбирать и использовать информацию

• Аргументировать и отстаивать свое мнение

Описание учебного процесса Этап Продолжительность I . Орг. момент. Мотивация.  Приветствие. Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся 2 мин II . Основная часть занятия. Беседа. 1. Бартер 4 мин 2. Товарные деньги Высказывание предположений по недостаткам бартера. 6 мин 3. Полноценные деньги Историческая задачка 4. Неполноценные деньги Беседа. Учащиеся самостоятельно выводят признаки денег. 12 мин Беседа. Логические рассуждения, знакомство с методами обработки исторической информации. Работа с текстом и иллюстрациями. 8 мин III . Закрепление. Беседа. 4 мин IV . Рефлексия Выведение определений основных понятий проведенного занятия 4 мин Подведение итогов. Рефлексия

Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

2 мин

II . Основная часть занятия.

Беседа.

1. Бартер

4 мин

2. Товарные деньги

Высказывание предположений по недостаткам бартера.

6 мин

3. Полноценные деньги

Историческая задачка

4. Неполноценные деньги

Беседа. Учащиеся самостоятельно выводят признаки денег.

12 мин

Беседа. Логические рассуждения, знакомство с методами обработки исторической информации. Работа с текстом и иллюстрациями.

8 мин

III . Закрепление.

Беседа.

4 мин

IV . Рефлексия

Выведение определений основных понятий проведенного занятия

4 мин

Подведение итогов. Рефлексия

Описание учебного процесса Этап Метод I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие. Типы заданий контрольно-измерительных процедур Словесные II . Основная часть занятия Практический, словесный, наглядный Вопросы III . Закрепление Задача по историческому тексту. Задание по изображениям. Словесные IV . Рефлексия Словесные Образец определения. Вопросы

Описание учебного процесса

Этап

Метод

I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Словесные

II . Основная часть занятия

Практический, словесный, наглядный

Вопросы

III . Закрепление

Задача по историческому тексту. Задание по изображениям.

Словесные

IV . Рефлексия

Словесные

Образец определения.

Вопросы

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке Эвристическая беседа; Логическая задача; Работа с историческим текстом; Работа с понятиями; Работа с иллюстративным материалом.

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  • Эвристическая беседа;
  • Логическая задача;
  • Работа с историческим текстом;
  • Работа с понятиями;
  • Работа с иллюстративным материалом.
Методика оценки педагогической эффективности занятия Подведение итогов, выведение собственных понятий. Что бы вы изменили в занятии? Где полученные знания вам могут пригодится в жизни?

Методика оценки педагогической эффективности занятия

  • Подведение итогов, выведение собственных понятий.
  • Что бы вы изменили в занятии?
  • Где полученные знания вам могут пригодится в жизни?
Ход урока: Этап Действия учителя I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие. Действия учащихся Учитель дает тизер занятия. II. Основная часть занятия. 1. Бартер. Описывает ситуацию. Задает вопрос для начала обсуждения: «А какие проблемы могли возникнуть у людей при бартере? Чем он неудобен?» 2. Товарные деньги. Выдвигают предположения Задает вопрос для начала обсуждения: «Представим, что нам с вами нужно выбрать товар, который будет служить у нас товарными деньгами. Какие условия мы выдвинем?» Помогает формулировать признаки денег, исходя из ответов учеников. Рассказывает о товарных деньгах Древней Руси Размышляют, формулируют ответ на поставленный вопрос.

Ход урока:

Этап

Действия учителя

I . Орг. момент. Мотивация. Приветствие.

Действия учащихся

Учитель дает тизер занятия.

II. Основная часть занятия.

1. Бартер.

Описывает ситуацию. Задает вопрос для начала обсуждения: «А какие проблемы могли возникнуть у людей при бартере? Чем он неудобен?»

2. Товарные деньги.

Выдвигают предположения

Задает вопрос для начала обсуждения: «Представим, что нам с вами нужно выбрать товар, который будет служить у нас товарными деньгами. Какие условия мы выдвинем?»

Помогает формулировать признаки денег, исходя из ответов учеников. Рассказывает о товарных деньгах Древней Руси

Размышляют, формулируют ответ на поставленный вопрос.

Фразеологизм: «Драть три шкуры»

Фразеологизм: «Драть три шкуры»

Ход урока: Этап Действия учителя 3. Полноценные деньги. Действия учащихся Учитель рассказывает о первых монетах на Руси: Иностранные монеты (куны), Волжская гривна Этимология слова «рубль» «Историческая загадка» Учитель рассказывает о работе двух советских ученых: Янина и Черепнина и предлагает проделать ту же работу. На 1 этапе задания по тексту На 2 этапе работа с иллюстративным материалом. Слушают. Решают историческую загадку. Логически рассуждают, выдвигают предположения и обосновывают их.

Ход урока:

Этап

Действия учителя

3. Полноценные деньги.

Действия учащихся

Учитель рассказывает о первых монетах на Руси:

Иностранные монеты (куны),

Волжская гривна

Этимология слова «рубль»

«Историческая загадка»

Учитель рассказывает о работе двух советских ученых: Янина и Черепнина и предлагает проделать ту же работу.

На 1 этапе задания по тексту

На 2 этапе работа с иллюстративным материалом.

Слушают.

Решают историческую загадку. Логически рассуждают, выдвигают предположения и обосновывают их.

Волжская гривна

Волжская гривна

«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун». Определите самую дорогую монету. Определите самую дешевую монету. Определите иерархию ценности оставшихся монет.

«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун».

Определите самую дорогую монету.

Определите самую дешевую монету.

Определите иерархию ценности оставшихся монет.

«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун». Определите самую дорогую монету. Определите самую дешевую монету. Определите иерархию ценности оставшихся монет. Но Янин не остановился на этом. С помощью нехитрых вычислений он смог определить еще и соотношение монет. Если мы вернемся к тексту Русской Правды и почитаем его еще мы с помощью нехитрых вычислений сможем определить стоимость монет. Например, мы с вами знаем, что 2 гривны больше 60 резан, но 60 резан больше гривны, а гривна, в свою очередь больше, чем 40 резан. Мы с вами можем предположить, что на вряд ли гривна будет равна неровному числу резан. То есть мы получаем вот такое неравенство: 40 резан

«За кражу или убийство коня необходимо было выплатить 2 гривны, за кобылу – 60 резан, за вола – гривну, за корову – 40 резан, за теленка – 5 резан, за барана – 1 ногату и за 3-летнюю корову – 15 кун».

Определите самую дорогую монету.

Определите самую дешевую монету.

Определите иерархию ценности оставшихся монет.

Но Янин не остановился на этом. С помощью нехитрых вычислений он смог определить еще и соотношение монет. Если мы вернемся к тексту Русской Правды и почитаем его еще мы с помощью нехитрых вычислений сможем определить стоимость монет. Например, мы с вами знаем, что 2 гривны больше 60 резан, но 60 резан больше гривны, а гривна, в свою очередь больше, чем 40 резан. Мы с вами можем предположить, что на вряд ли гривна будет равна неровному числу резан. То есть мы получаем вот такое неравенство:

40 резан

Ценность определяется весом монеты. То есть по весу между ними должна быть достаточно строгая разница. И это учел уже другой ученый – Черепнин. Он посчитал какая должна быть разница в весах монет и сделал следующее предположение: Гривна должна была весить почти 68 грамм, тогда куна весила 2, ногата – 3, а резана 1. Черепнин предложил взять найденные на многочисленных раскопках монеты и взвесить их. И среди этих кладов нашлись монеты, которые совпадали с нашими вычислениями. Давайте посмотрим на такой клад и попытаемся найти наши монеты. 68,5 гр. 3,36 гр. 1,12 гр. 2,17 гр. 5,7 гр.

Ценность определяется весом монеты. То есть по весу между ними должна быть достаточно строгая разница. И это учел уже другой ученый – Черепнин. Он посчитал какая должна быть разница в весах монет и сделал следующее предположение: Гривна должна была весить почти 68 грамм, тогда куна весила 2, ногата – 3, а резана 1. Черепнин предложил взять найденные на многочисленных раскопках монеты и взвесить их. И среди этих кладов нашлись монеты, которые совпадали с нашими вычислениями. Давайте посмотрим на такой клад и попытаемся найти наши монеты.

68,5 гр.

3,36 гр.

1,12 гр.

2,17 гр.

5,7 гр.

Ход урока: Этап Действия учителя 4. Неполноценные деньги. Действия учащихся Учитель рассказывает о причинах введения неполноценных денег и о том, как в России вводили этот тип денег. III. Закрепление. Учитель задает вопросы, помогает формулировать определения: Слушают. IV. Рефлексия Товарные деньги Неполноценные деньги Полноценные деньги Деньги Актуализируют пройденный материал. Участвуют в обсуждении, формулируют определения. Дает слово ученикам. Рассказывают о чем узнали сегодня, что понравилось и нет.

Ход урока:

Этап

Действия учителя

4. Неполноценные деньги.

Действия учащихся

Учитель рассказывает о причинах введения неполноценных денег и о том, как в России вводили этот тип денег.

III. Закрепление.

Учитель задает вопросы, помогает формулировать определения:

Слушают.

IV. Рефлексия

  • Товарные деньги
  • Неполноценные деньги
  • Полноценные деньги
  • Деньги

Актуализируют пройденный материал. Участвуют в обсуждении, формулируют определения.

Дает слово ученикам.

Рассказывают о чем узнали сегодня, что понравилось и нет.