СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Филармония школьника", как одно из направлений культурно-просветительской деятельности ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена абонементу "Филармония школьника" в рамках которого уже 15 лет проходят концерты для обучающихся ГБОУ СОШ "Центр образования п. Варламово". Актуальным является приобщение детей к классической музыке, проектной деятельности с ипользованием компьютерных технологий, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Филармония школьника", как одно из направлений культурно-просветительской деятельности ДШИ»

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ СЫЗРАНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п.ВАРЛАМОВО

446073 Самарская область, Сызранский район, п. Варламово,

ул. Советская, 23. тел: 99-80-22, факс: 8 (8464) 99-49-59.









"Филармония школьника", как одно из направлений культурно-просветительской деятельности ДШИ



Методическая разработка для ДМШ, ДШИ





Автор:

Т.В. Дорофеева

преподаватель теоретических дисциплин



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Методическая разработка 6

Заключение. 14

Список использованной литературы 22

Материалы из Интернета 25



Пояснительная записка

Данная методическая разработка создана в соответствии с "Концепцией дополнительного образования детей", утверждённой распоряжением Правительства России от 4 сентября 2014 года №1726-р.

Наша школа искусств, на протяжении своей 33-летней истории, стала культурным центром Сызранского района. Одним из направлений работы является культурно-просветительская деятельность ДШИ - организация и проведение концертов. мероприятий в рамках следующих абонементов:

  • "Филармония школьника" - тематические концерты для обучающихся школ п.Варламово, г.Сызрани;

  • "Истоки" - концерты для воспитанников детских садов "Радуга", "Берёзка";

  • "В мире музыки" - концерты, посвящённые праздничным, знаменательным датам в истории нашей страны для обучающихся, родителей, жителей п.Варламово;

  • "Музыкальный калейдоскоп" - выездные концерты для учреждений, организаций г.Сызрани, области.

Данная работа посвящена абонементу "Филармония школьника", в рамках которого уже 15 лет проходят концерты для обучающихся ГБОУ СОШ "Центр образования"п.Варламово, школ г.Сызрани. Актуальным является приобщение детей к классической музыке. широкий охват детской и юношеской аудитории (от 7 до 18 лет), проектная деятельность учащихся за счёт использования компьютерных технологий, расширение творческих контактов между учебными заведениями. Автор предлагает преподавателям ДМШ и ДШИ некоторые методические материалы по организации концертов, проектной деятельности из опыта своей работы.

Цель - всестороннее приобщение детей к музыке через организацию и проведение концертных мероприятий, использование. компьютерных технологий в сфере культурно-просветительской деятельности ДШИ.

Задачи:

  • повышение интереса к классической музыке у детской и юношеской аудитории;

  • расширение музыкально-эстетического кругозора в процессе знакомства с региональной художественной культурой;

  • участие юных музыковедов в концертных мероприятиях .проектной деятельности с использованием современных компьютерных технологий (создание презентаций, видеопроектов и др.); .

  • создание вектора общих интересов учащихся и родителей. осуществление идеи педагогики сотрудничества.

В ходе работы изучена литература выдающихся музыковедов 20 века, ведущих педагогов России. Виднейшие музыкальные деятели: Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский считали, что главное в музыкальном воспитании является умение привить детям потребность слушать и воспринимать музыку. Огромную роль в процессе музыкального воспитания детей сыграли Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, разработавшие разнообразные методы и формы музыкального просвещения. Работа Л.Л. Мельниковой посвящена музыкальному просветительству в России и за рубежом. В работе Т.А. Лихенко раскрывается роль художественно-просветительской деятельности в ДШИ.

Система абонементных концертов, обладающая целенаправленностью, стройностью, плановостью, существует во многих ДМШ и ДШИ. Продолжая традиции детской филармонии 20 века, мы расширили круг тем, применили инновационные методы коммуникативного, творческого сотрудничества с детьми, родителями, использовали современные компьютерные технологии в проектной деятельности учащихся.

В работе впервые обобщён опыт, проанализирована результативность культурно-просветительской деятельности ДШИ в рамках абонемента "Филармония школьника", представлены авторские проекты учащихся.

Данная методическая разработка апробирована в ДШИ п. Варламово. Решаются задачи приобщения детей различного возраста к классической музыке, воспитания грамотных слушателей, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

Достигнуты положительные результаты в проектной деятельности учащихся ДШИ.

Данная методическая разработка размещена на персональном сайте МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/id89928794/files



Методическая разработка

Тематическое и жанровое многообразие концертов "Филармонии школьника":

  • литературно-музыкальные композиции, посвящённые праздничным, знаменательным датам в истории нашей страны;

  • концерты-монографии. посвящённые творчеству выдающихся композиторов,

  • концерты-презентации;

  • концерты - беседы, творческие встречи с местными авторами;

  • видеолектории.

Методические материалы, рекомендации по проведению мероприятий:

1. Основные методы работы.

Согласно классификации Н.С. Кочергиной рекомендуем следующие методы работы:

1. Коммуникативный метод совместного творчества преподавателя и ученика:

  • создание сценария. прослушивание и отбор концертных номеров, Обсуждение технических вопросов по использованию аудиовизуальных средств;

  • подготовка и проведение концерта, Задачи для ведущего: знание и эмоциональное произношение текста, чёткая артикуляция, свободное общение с аудиторией.

2. Синектический метод.

  • активное участие зрителей. Для них предлагаются чайнворды, кроссворды, музыкальные викторины на эрудицию. созданные ведущим:

Чайнворд для зрителей из литературно-музыкальной композиции, посвященный 220-летию А.С. Пушкина.

Принцип чайнворда – последняя буква предыдущего слова, является буквой последующего слова.

1. И промеж высоких гор видит шёлковый…(шатёр).

2. Месяц, месяц, мой дружок позолочённый…(рожок).

3. Воротился старик ко старухе, у старухи новое…(корыто).

4. В море…(остров) был крутой, не привольный, не жилой.

5. Не посмел я взять с неё…(выкуп), так пустил её в синее море.

6. Ей навстречу…(пёс), залая, прибежал и смолк играя.

7. И садятся все за…(стол) и весёлый пир пошёл.

8. Бедный поп подставил…(лоб).

9. Старый…(бес) стал тут думать думу. А Балда наделал такого шуму.

10. Впредь тебе невежа, наука: не садися не в свои…(сани).

11. Все скорлупки золотые, ядра чистый…(изумруд).

12. Жил-был славный царь… (Додон). Смолоду был грозен он.

13. Пришёл...(невод) с одною рыбкой, непростою – золотою.

14. И за ними во…(дворец) полетел наш удалец.

15. Коршун в море кровь пролил, лук…(царевич) опустил



  • участие родителей в создании костюмов ("Песни из мультфильмов"- костюмы Гены, Чебурашки, Волка).

3. Метод анализа пройденных мероприятий. Видеозапись концертов даёт возможность учащимся проанализировать, оценить свою работу, сделать выводы.

4. Мониторинг мероприятий Устные опросы после концерта, анкетирование учащихся на классных часах и Интернет-ресурсах помогают определить интересы, музыкальные предпочтения, эстетические запросы аудитории Иногда зрители в анкетах предлагают темы для следующих концертов, Так появились литературно-музыкальная композиция "Карнавал цветов", концерт "Песни из мультфильмов" и др.

Анкета о концертной деятельности ДШИ

Соколовы Александра и Елена

  1. Каждый из перечисленных концертов, проводимых в ДШИ, имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому, мне понравились все ниже перечисленные концерты:

  • концерт, посвящённый творчеству В,А. Моцарта;

  • концерт, посвящённый Международному дню музыки;

  • песни В.Н. Юдиной;

  • концерт, посвящённый Международному дню 8 Марта.

  1. Особо хочу отметить концерт В.Н.Юдиной. На нем мы пообщались с замечательным, интересным человеком. Познакомились с ее творчеством. Было очень интересно.

  2. "Музыкальный экспресс"

"Песни о родном крае"

"Песни военных лет"

5. Размещение в видеохостинге "YouTube" концертов, творческих проектов как результат деятельности учащихся и преподавателей школы.



2. Взаимосвязь концертной и конкурсной деятельности.

И ногда работа над сценарием, презентацией становится предпосылкой для исследовательской работы и участия в конкурсах, Так, Ксения Бамбурова, учащаяся 8 класса, стала лауреатом и заняла 1 место в региональной олимпиаде исследовательских работ "Содружество, Евразийские art-диалоги". Участие Ксении в районной акции "Дмитриевские чтения"с презентацией "Земли родной талант и вдохновенье" способствовало созданию исследовательской работы о творчестве нашего земляка - поэта, баснописца И.И. Дмитриева.

Дмитриевские чтения



3. Виды проектной деятельности, использование компьютерных технологий для творческого развития учащихся.

1. Технология мультимедиа - при создании презентаций к концертам, Подбор и использование различных способов иллюстрации текста (аудио-, видеофрагменты, графика). Презентация выполняется в программе Power Point (количество слайдов определяет учащийся). Содержание включает словесный, нотный тексты, фото-, аудиоматериалы, видео (по желанию).

Большой популярностью пользуются концерты .посвящённые региональной художественной культуре, творческие встречи с местными авторами.

Презентация и творческая встреча поэта В.В. Харитонова с учащимися 3 класса ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани в 2017 году (автор - И. Дорофеев).

2. Разновидности видеопроектов:

  • Монопроект. Видеофильм. Создаётся на основе видеозаписи пройденных концертов, Так, литературно-музыкальная композиция, посвящённая 220-летию А.С. Пушкина (2019г.) для учащихся 7-8 классов ГБОУ СОШ п. Варламово (автор - О. Быцина), стала основой видеофильма "Певец земли родной".

  • Смешанный видеопроект. Содержит признаки исследовательского, творческого, информационного проектов. Выполняется в формате mp4 и основан на синтезе текста, звука, графики, аудио-, видеосредств.

Видеопроект "Филармония школьника. Автор песен В.Н. Юдина" А. Лазаревой, учащейся 4 класса, посвящён 30-летию творческой деятельности В.Н. Юдиной из п. Сборный. https://yadi.sk/i/5O4tlARt7u9Irg В проекте использованы: видеозапись юбилейного концерта В.Н.Юдиной для учащихся 4-х классов ГБОУ СОШ п. Варламово, видеоролик о творческой биографии, интервью с В.Н. Юдиной.

Эта работа - совместный проект Александры и её мамы - Елены Михайловны, выпускницы нашей школы.

  • Видеолекторий - новая форма видеопроекта, которая появилась в ДШИ в этом году, в период дистанционного обучения.

Видеолекторий "Песни, опалённые войной", посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для учащихся 5-х классов ГБОУ СОШ п.Варламово. https://yadi.sk/i/P_5b4eeNBUrMZA Учащиеся 2-5-х классов ДШИ самостоятельно подготовили интересные сообщения о любимых песнях ветеранов Великой Отечественной войны, Александра Соколова рассказала о своём прадеде Александре Копылове, участнике Курской битвы, его любимой песне "Катюше", Кстати сказать, от прадеда передалась к Александре любовь к этой песне, Елена Карпенко и Сергей Вагин подготовили сообщения о своих земляках В.С. Индове и Д.А Логинове - ветеранах ВОВ из посёлков Варламово и Заборовка Сызранского района. Надежда Кудрявцева из п.Сборный рассказала о сборнике песен "Солдаты Победы" В.Н.Юдиной. Автор и ведущая видеолектория - Александра Лазарева подготовила видеовикторину из песен военных и послевоенных лет . С 8 мая видеовикторина и задание размещены на сайте "Мультиурок" https://multiurok.ru/id89928794/files (сайт преподавателя Т.В. Дорофеевой). Заполненные бланки учащиеся отправляли на ЭП. Отрадно отметить, что 85% учащихся знают эти песни. Получено много положительных отзывов.

Большую помощь в подготовке видеолектория оказали родители. Вместе с детьми они собирали информацию, помогали в оформлении рефератов, проводили видеосъёмки. Такое совместное творчество детей и родителей играет важную роль в осуществлении идеи педагогики сотрудничества.

Александра и Елена Владимировна Соколовы

Елена и Галина Владимировна Карпенко



Привлечение юных музыковедов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий способствует творческому развитию, формированию культуры познавательной деятельности учащихся. Представленные в работе проекты учащихся получили призовые места в различных конкурсах.

Заключение.

Концерты абонемента "Филармония школьника" играют важную роль в культурно-просветительской деятельности ДШИ. Количественным показателем их эффективности является охват 90% детей Варламовского сельского поселения в возрасте 7-18 лет, ежегодное увеличение контингента за счёт учащихся ГБОУ СОШ. Решаются задачи приобщения детей различного возраста к классической музыке, воспитания грамотных слушателей, расширения творческих контактов между учебными заведениями.

Использование инновационных методов работы при подготовке и проведению концертов помогают учащимся проявить себя в различных видах творческой деятельности. В результате у детей вырабатывается умение планировать варианты развития сценария, чётко излагать свои мысли, рассуждать, общаться с публикой.

Яркий пример - Денис Русин - выпускник нашей школы 2006 года. Он является автором 7-ми концертных сценариев для "Филармонии школьника", посвящённых Международному дню музыки, творчеству П.И. Чайковского, А.П. Петрова и др. По словам Дениса, выступления на школьных концертах помогли ему подготовиться к работе с аудиторией на более высоком уровне, в научно-практических конференциях, во время стажировки в Англии.

В период дистанционного обучения в ДШИ появилась новая форма видеопроекта - видеолекторий, направленная на выявление творчески одарённых детей, активное сотрудничество с родителями.

Привлечение юных музыковедов к проектной деятельности с использованием компьютерных технологий. также способствует творческому развитию детей. Представленные в работе проекты учащихся получили призовые места в различных конкурсах.



Много положительных отзывов от учащихся, коллег, родителей.

Елена Лазарева: "Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, получают положительный опыт, культурно обогащаются, творчески развиваются. Интересна совместная работа учащихся, родителей и преподавателей. Это готовый проект, который можно использовать в детских музыкальных школах."







Список использованной литературы
  1. Апраксина О. Современный ребенок и музыка // Музыкальное воспитание в школе.- М., 1992,- Вып.1. с.39-52.

  2. Арсалиев Ш. М.-Х. Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. / Ш. М.-Х. Арсалиев.- Новосибирск: "ИЦРОН", 2015.- 157с.

  3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1985. - 180с.

  4. Березовский Б., Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников // Музыка - детям: Сборник статей /Сост. Л.В.Михеева.- Л., 1995.- Вып.5.- с.90-95.

  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребенка.- М.: Музыка, 1998.­110с.

  6. Виноградова С. Первина Л. Коллективная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1990.- 150с.

  7. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей / Ред.- сост. В.И. Руденко, В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1991.­ - 230с.

  8. Гембицкая Е. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе.- М.: 1984.- Вып.3.-с.38-64.

  9. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе.- М.: Музыка, 1982.- 75с.

  10. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.: Музыка, 1979.­ -60с.

  11. Дмитриева Л.Л., Червоиваненко Д.И. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Музыка; 1989.- 155с.

  12. Землянский Б.В. О музыкальной педагогике.- М.: Музыка, 1988.- 144с.

  13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М.: Музыка, 1977.- 191с.

  14. Кадобнова И., Усачева В., Школяр Л. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой: Сборник статей / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева.- М., 1991.- с. 20 - 27.

  15. Князева Л.Ю. Музыкально - творческие задания для начинающих; Методические рекомендации для преподавателей и школ искусств.- Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры: М.: 1979.- 35с.

  16. Королева В. Слушание музыки в подготовительных группах ДШИ // Музыка - детям: сборник статей/ Сост. Л.В. Михеева.-Л., 1981.- Вып.4. с 115 - 125.

  17. Корыхалова Н, 0 музыкальном воспитании юного слушателя // Музыка детям: Сборник статей / Сост. Л.В. Михеева.-Л.: 1975.- Вып.2.-с. 23-30.

  18. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сборник статей / Ред.- сост. Н.Л. Фишман.- М.: Музыка, 1979.- Вып.2.- 222с.

  19. Музыка детям. Вопросы музыкально- эстетического воспитания: Сборник статей / Сост. Л.В. Михеева.- Л.: Музыка, 1978.- 150с.

  20. Назайкинскйй Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1982.- 380с.

  21. Нестьев И.А. Учитесь слушать музыку.- М.: Музыка, 1987.- 63с.

  22. Программа по музыке для общеобразовательных школ: 1-3 классы / Науч. рук. Д.Б. Кабалевский, -М.: Просвещение, 1983.- 158с.

  23. Саямов М. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей // Вопросы методики начального образования: Сборник статей /Ред.- сост. В. И. Руденко, В.А. Натансон.- М., 1981.- с.5-12.

  24. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма.- Л.: Музыка, 1990.-180с.

  25. Развитие художественного вкуса младших школьников средствами музыкального искусства в процессе внеклассных занятий: Методические рекомендации для студентов - практикантов учителей музыки, учителей начальных классов. / Сост.И.Г. Кочкина, Т.К. Михальченко.- Самара, 1991, - 38 с.

  26. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Ред.-сост. И.С. Рабинович.- т.1-М.: Сов. композитор, 1972.- 364 с.

  27. Якиманская И. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1999.- 144с.

Материалы из Интернета
  1. Кочергина Н.С. Инновационные и традиционные методы обучения. https://studopedia.ru/17_129889.innovatsionnie-metodi-obuchenia.html.

  2. Лихенко Т.А. Организация художественно-просветительской деятельности в ДШИ. vkr.pspu.ru›uploads/11762/Lihenko_vkr.pdf

  3. Мельникова Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность. Монография WWW.NAUKA.X-PDF.RU

  4. Шишарина Н.В. Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды./ Н.В. Шишарина "Сибирский педагогический журнал", №4, 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-suschnost-funktsii-svoitva-i-vidy.

2020