Сергеева Нина Михайловна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40».
Методическая разработка.
Физический вечер.
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
составил:
учитель физики
Сергеева Н.М.
г. Старый Оскол
2017г.
Цели:
Расширение представлений обучающихся о практическом значении физических законов.
Развитие самостоятельности обучающихся при объяснении явлений в окружающей жизни.
Содействовать развитию инициативы и творчества учащихся.
Формировать у учащихся устойчивый интерес к изучению физики.
Оформление:
На классной доске написано крупными красивыми буквами название физического вечера.
Выставка: вырезки из научно-популярных журналов и книги «Физика вокруг нас» стен газета «Физика вокруг нас».
Плакаты с афишами. Козьмы Пруткова: «Смотри в корень» и «Усердие все превозмогает!» высказывание И.А. Крылова «На свете чудеса рассеяны повсюду, да не всегда их каждый примечал».
Подготовительная работа.
Учитель физики вместе с творческой группой подбирает загадки, вопросы, конкурсы, задания, занимательные опыты, наглядный материал.
Творческая группа, собрав весь материал, составляет вместе с учителем сценарий вечера.
Выбирают двух ведущих вечера с артистическими наклонностями, отличающихся хорошими знаниями физики, эрудицией, находчивостью. Им в помощники двух – постановщиков физических опытов и еще два помощника для выноса «черных ящиков». (Черные ящики – большие картонные коробки из-под различных товаров, выкрашенные в черный цвет).
План вечера.
Вступление.
1-й тур «Разминка».
Ведущие по очереди предлагают залу загадки на тему «Физика вокруг нас» и к каждой загадке ставя физический вопрос.
2-й тур
а) Раскрытие тайн «Черных ящиков».
б) Физическая пауза (демонстрация физических опытов).
Итоги вечера. Ведущие подводят итоги вечера. Жюри вручает призы.
Заключительное слово учителя.
Сценарий вечера «Физика вокруг нас».
Вступление.
1-й Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья!
2-й Ведущий: Здравствуйте! Разрешите начать физический вечер «Физика вокруг нас».
1-й Ведущий: Вглядитесь пристальней вокруг
И вам понятней станет вдруг,
Что физика – царица мать!
Её для жизни надо знать!
2-й Ведущий: Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выставить в ряд!
1-й Ведущий: Но без физики не объяснить
И кран подъёмный, и гвоздь как забить,
И почему самолёты летают,
И почему корабли в море уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим?
2-й Ведущий: А чтобы больше и лучше всё знать,
Надо физику просто понять.
1-й тур Разминка.
1-й Ведущий: Итак, начинаем первый тур нашего вечера «Разминка».
Мы загадаем вам несколько загадок на тему, «Физика вокруг нас», и к каждой загадке вам надо ответить на один физический вопрос. Итоги конкурса подводит уважаемое жюри.
За каждый правильный ответ вы можете заработать 2 балла. Время на обдумывание 30 секунд. Жюри оценивает скорость, правильность и оригинальность ответов. Наиболее активным из вас в конце вечера будет вручена медаль «Знатоки природы».
При обдумывании любого вопроса, опыта, следуйте совету Козьмы Пруткова «Зри в корень».
Загадки и вопросы к ним.
Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света).
Вопрос: Какого цвета белый свет?
Ответ: Белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака).
Вопрос: Что больше облако или его тень?
Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.
В воде не тонет и в воде не горит. Что это такое?(Лед).
Вопрос: Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ: Когда другое тело находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.
Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (Тень). Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длинны?
Ответ: Нужно наклонить её под разными углами по направлению к Солнцу.
Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром).
Вопрос: На улице гроза, идёт сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?
Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300 000 км/с, а звук в воздухе при нормальных условиях и 200С 340м/с.
Что идёт, не двигаясь с места? (Время).
Вопрос: Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ: Нет, его ход зависит от скорости движения отсчёта.
2-й тур. Раскрытие тайн «чёрных ящиков».
1-й Ведущий: Начинаем второй тур нашего вечера раскрытие тайн
«чёрных ящиков».
В ящике упрятан конкретный прибор, предмет и загадочный вопрос к нему. Надо раскрыть тайну ящика, путём наводящих вопросов. Жюри оценит результат конкурса по пятибалльной шкале.
Ассистенты вносят 1-й чёрный ящик.
2-й Ведущий: Назовите будильник времени Александра Македонского?
(После нескольких ответов наконец кто-то говорит «Петух». Ведущий раскрывает ящик и, к удивлению учащихся, отдаёт отгадавшему петуха, из картона, красиво нарисованного. А к его лапе привязана бирочка со словами «Не дразнить, клюётся!»
Вопрос: Сколько раз петух кричит кукареку?
Ответ: Петух птица гордая, но не глупая! Крестьяне в старину за временем следили по петушиному крику. Считалось, что первое кукареку раздаётся в первом часу ночи, второе во-втором, а третье в четыре часа утра. Отправляясь в дорогу,
крестьяне дожидались пения первых петухов. Крестьянки вставали
поставить хлеб и подоить коров после вторых петухов. Вместе с
третьими – вся деревня приступала к работе.
1-й Ведущий. Предлагаю такое задание: назовите первый экипаж человека (Ребята дают самые различные ответы).
Ассистенты вносят второй «чёрный ящик». Раскрывают его и вынимают «игрушку-детскую коляску».
Ведущий задаёт вопросы:
Вопрос: Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение?
Ответ: Возникают силы упругости. Рессоры состоят из упругих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода-движения в результате своей деформации.
2-й Ведущий: А теперь физическая пауза. (Ставятся занимательные физические опыты). Слово предоставляется экспериментаторам.
1-й экспериментатор: Позвольте развлечь вас демонстрацией нескольких фокусов. И поверьте, что здесь нет ни какой ловкости рук, а лишь, одни законы удивительной науки-физики. Внимание!
На ваших глазах я наливаю воду в этот стакан, кладу на него лист бумаги и переворачиваю стакан, придерживая бумагу ладонью. Теперь я отрываю ладонь от бумаги. И что же? Вода не выливается из перевёрнутого стакана.
2-й Ведущий: Через минуту вы должны попытаться объяснить увиденное. Правильное объяснение опыта жюри оценит в три балла.
(После объяснения опыта экспериментатор даёт правильный ответ).
Внимание! Правильный ответ: Вода не выливается из стакана, так как воздух, давящий с низу на бумагу удерживает воду.
1-й Ведущий: Вопрос: Когда футболист почувствует сильнее удар мяча: когда бежит навстречу мячу, когда бежит от мяча или когда стоит неподвижно?
Ответ: когда бежит навстречу мячу, так как в этом случае скорость мяча относительно человека в сумме больше, чем его скорость относительно земли (v мяча относительно человека = v мяча относительно земли + v человека относительно земли).
Ещё вопрос: Почему мяч подпрыгивает, когда им ударяют о землю, а камень нет?
2-й Ведущий: Продолжаем раскрывать тайны чёрных ящиков. В этом ящике находится заменитель футбольного мяча. Что это? (Консервная банка).
(Выслушав ответы: надувной шар, картофелина и др., он извлекает из «чёрного ящика» консервную банку).
Вопрос: На крышке и днище выштампованы концентрические окружности-гофры. Каково их назначение?
Ответ: гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счет её выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
2-й Ведущий: А сейчас вы увидите, почему самолёты не падают.
2-й экспериментатор: Берём маленькую воронку и мячик для настольного тенниса. Повернём воронку широкой частью в низ. Вложу мячик в воронку и подержу его пальцем. Дую в узкий конец воронки. Продолжая дуть, перестану поддерживать пальцем мячик. Мячик остаётся в воронке. Почему он не падает?
Правильный ответ: Чем быстрее мимо мяча проходит воздух, тем меньше давления он оказывает на мяч. Давление воздуха над мячом гораздо меньше, чем под ним, поэтому мячик поддерживается находящимся под ним воздухом. Благодаря давлению движущегося воздуха крылья самолёта как бы подталкиваются вверх. Благодаря форме крыла воздух быстрее передвигается над его верхней поверхностью, чем под нижней. Поэтому возникает сила, которая толкает самолет вверх-подъемная сила.
Жюри, подводит итоги конкурса!
2-й Ведущий: Продолжаем раскрывать тайны «чёрных ящиков». Гром и молния и днём и ночью в любую погоду. Что это?
(Выслушав различные ответы, ведущий открывает четвёртый «чёрный ящик» и извлекает от туда электрофорную машину).
1-й экспериментатор проводит опыт с электрофорной машиной.
2-й Ведущий: Почему слышно потрескивание – «Гром» и наблюдается свечение – «Молния»?
(Затем этот же ведущий задаёт вопросы залу.)
Какой формы бывают молнии?
Почему при вспышке молнии колёса повозки и ноги бегущей лошади кажутся застывшими на месте?
Почему молния раскалывает деревья?
Почему говорят, что молния может находит закрытые под землёй клады?
Почему у альпинистов существует правило: ночуешь высоко в горах, все металлические предметы собери и положи отдельно подальше от лагеря?
1-й Ведущий: Вопрос. В этом ящике – думающая «машина», что это за машина?
(После нескольких ответов, ведущий раскрывает ящик, достаёт микрокалькулятор и задаёт вопрос: расскажите в общих чертах об устройстве и принципе действия ЭВМ.)
2-й Ведущий: А сейчас вновь физическая пауза. Слово экспериментаторам (Показать реактивное движение).
Материалы: соломинка для коктейля (10см), ножницы, бечёвка или нить 4,5м, шарик, клейкая лента.
Процесс:
Два ученика как можно туже натягивают нить.
Надуйте шарик и закрутите отверстие.
Передвиньте соломинку к одному концу нити и прикрепите к ней воздушный шарик. Развяжите шарик.
Итоги: Соломинка вместе с прикреплённым к ней шариком выстреливает вдоль по нитке и перестаёт двигаться в самом её конце, либо только тогда, когда шарик окончательно сдувается.
Почему? Вы наблюдали реактивное движение. Так называется движение тела, которое возникает, когда от него с какой-то скоростью отделяется его часть. Когда мы отпустили шарик его стенки, вытолкнули воздух наружу. Воздух вырвался из шарика назад, а сам шарик устремился вперёд и потянул
за собой соломинку. Соломинка и нить удерживали «ракету» на прямом курсе.
1-й Ведущий: И наконец - изюминка нашего вечера!
Вызывает желающего распаковать 6-й «чёрный ящик».
Учащийся сначала вынимает один ящик, потом второй. В последнем – тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка.
Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, предупреждая, что бы он не говорил залу, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята. Когда поток желающих иссякнет из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу.
Ведущий (поясняет): Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос: Куда «исчезла» энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?
Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы.
2-й Ведущий: Мы раскрыли с вами тайны только шести «чёрных ящиков». Надеемся, что это стало интересным походом для вас в мир природы и физики. Мы ждём предложений и вопросов ещё для одной встречи с «чёрными ящиками».
Слово предоставляется жюри.
Подводятся итоги по общей сумме балов всех конкурсов.
Вручение призов по номинациям.
Медаль «Знаток природы».
Медаль «Великая модель интеллекта».
Медаль «Самый мудрый».
Заключительное слово учителя.
Ребята давайте поблагодарим наших ведущих, экспериментаторов и ассистентов.
Перспективы ваши необъятны. Возможности тоже. Но главное условие реализации всего этого - ваша добрая воля и стремление к постоянному самосовершенствованию.
А закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хочется словами Козьмы Пруткова: «Усердие всё превозмогает».
10