Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская начальная школа»
Выступление на районном методическом объединении учителей-предметников на тему:
«МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-Х КЛАССОВ СПОСОБСТВУЮЩАЯ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Выступление подготовила:
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Пономарёва С.Н.
с. Октябрьское,
2022 г.
МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1-Х КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Ученые отмечают, что у детей, пришедших в первый класс, существенно снижается уровень ежедневной двигательной активности. Организм первоклассника испытывает колоссальные нагрузки вовремя всего учебного дня. Что самым негативным образом сказывается на работе разных систем организма, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. Длительное удержание статической позы при работе на уроках приводит к сбою в дыхательной системе, дыхание становится менее глубоким, происходит застой крови в ногах, что ведет к снижению работоспособности организма и особенно умственной работоспособности. Понижается уровень внимания, нарушается координация движений, увеличивается время выполнения заданий. Кроме того, во время процесса обучения значительная нагрузка приходится на зрение, слух, на мышцы спины и шеи, мышцы кисти и рук. А учитывая психологические и психофизиологические характеристики этого возраста, все эти факторы также неблаготворно влияет на адаптацию детей к обучению в школе.
Поэтому создание благоприятного психологического климата, и обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 1-х классов, которая должна носить постоянный характер и проводиться в системе – это основная задача школы. Только обеспечив применение различных средств и форм физического воспитания, а также постепенное увеличение нагрузок на организм первоклассника можно избежать значительных проблем связанных со здоровьем детей и их адаптацией к школе.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе во время учебного дня и после него – это залог успешного сбережения и укрепления здоровья детей и профилактики дизадаптации.
Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика) проводится ежедневно перед первым уроком. Учащиеся выполняют комплекс из 6 – 8 упражнений. В первых классах от 4 – 8 минут.
Позволяет организованно начать учебный день. Способствует более быстрому приспособлению организма к предстоящим учебным нагрузкам, и помогает оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма, прежде всего центральной нервной системы.
Упражнения выполняются в следующей последовательности: для мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, упражнения на внимание и дыхательные упражнения. Комплекс упражнений должен быть построен так, чтобы занятие начиналось и заканчивалось упражнениями низкой интенсивности, а его пик приходился на середину занятия. Гимнастика может состоять из упражнений на все основные группы мышц, а также носить профилактический характер и быть направленной на определенные группы мышц: живота, ног, и т.д.
Содержание комплекса разрабатывается учителем. В него входят 6 – 8 упражнений, которые выполняются 6 – 8 раз. Одним и тем же комплексом следует пользоваться не более двух недель, после чего его частично обновляют (усложняют) или заменяют новым комплексом упражнений. Первыми заменяют те упражнения, которые быстрее усваиваются детьми и теряют свой физиологический эффект в силу адаптации организма.
Форма проведения может быть совершенно разной и включать в себя: разновидности ходьбы, оздоровительный бег (3 мин.), элементы танца, подвижной игры средней или низкой интенсивности, комплекс общеразвивающих упражнений и т.д.
При проведении гимнастики до начала занятий учитель обращает особое внимание на осанку детей и на правильность выполнения упражнений, так как неправильность выполнения упражнений снижает положительный эффект гимнастики.
Для организма первоклассника характерна повышенная потребность в кислороде, так как в организме семилетнего ребенка идут активные обменные процессы. Поэтому для усиления оздоровительного эффекта можно проводить занятия на открытом воздухе в теплые дни весеннее - осеннего периода обучения (при температуре не ниже +10С). В холодное время упражнения гимнастики выполняются в коридорах, рекреациях или классах. Помещение должно быть хорошо проветренным.
Одежда, в которой учащиеся занимаются, должна быть легкой и не стеснять движения. Обычно дети занимаются в школьной одежде.
Гимнастику до уроков желательно проводить с музыкальным сопровождением, правильно подобранным для комплекса упражнений.
В комплекс следует включать:
Упражнения, улучшающие гемодинамику глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнения для наружных мышц глаз.
Комплекс корректирующих дыхательных упражнений.
Подвижную игру с преобладанием упражнений для стимуляции мышечных групп туловища и нижних конечностей.
Различные упражнения, направленные на релаксацию.
Все упражнения, которые входят в комплекс зарядки условно классифицируются на следующие группы:
Упражнения на потягивание
Дыхательные упражнения
Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, ходьба и др.)
Упражнения на растягивание
Танцевальные движения
Гимнастика до уроков выполняет еще одну задачу, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, привычку начинать свой день с физических упражнений. Кроме того, гимнастика до занятий ежедневно компенсирует примерно 5% суточного объема двигательной активности детей и способствует развитию силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Совершенствует навыки отдельных движений рук, ног, туловища.
Физкультурная минутка (физкультминутка) – это кратковременная смена деятельности учащихся, которая зачастую проводится под музыку, в стихотворной форме. Это комплекс упражнений, направленный на сохранение здоровья учащихся или смена деятельности при утомлении и снижении концентрации внимания у учащихся на уроке. В общем виде физкультминутки – это физические упражнения для предупреждения или уменьшения общего утомления, снижение лишнего возбуждения, уменьшения признаков утомления, которое наступает во время статического напряжения на учебных занятиях1.
Она является обязательной формой физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе.
Физкультминутки на общеобразовательных уроках, прежде всего, направлены на уменьшение утомления учащихся, которое обычно повышается в результате длительной умственной работы и неудобного однообразного сидения за партой. Физкультминутки снимают отрицательное влияние однообразного, вынужденного положения тела (статической рабочей позы). Активизирует внимание учеников и повышает способность к восприятию учебного материала. Благотворно влияет на восстановление умственных и физических затрат, повышают эмоциональный настрой детей.
Утомление, особенно длительное, – это негативное состояние организма, которое может привести к большому числу отклонений в состоянии здоровья и даже переутомлению, которое особенно опасно для первоклассников. Очень быстрое утомление вызывают статические напряжения, характерные для учебной работы. Во многих случаях при физической, так же, как и умственной работе, причиной утомления может быть значительное эмоциональное напряжение. Для предупреждения переутомления необходимо уменьшить нагрузку, чаще чередовать периоды работы и отдыха, чаще менять вид деятельности
Положительный эффект физкультминуток основан на физиологических механизмах активного отдыха, поэтому выполнять их необходимо на каждом уроке, исключая только те, на котором проводится контроль знаний. Ее целесообразно вводить в урок, когда у первоклассников появляются первые признаки утомления: проявляются неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки, дети становятся беспокойными, ерзают на стульях, часто меняют позу и т. д.
Просто необходимо знать о том, как меняется работоспособность у учащихся первых классов время урока. Первые 3 – 5 минут – период врабатывания, следующие 10 – 15 минут – период оптимальной работоспособности, далее 5 – 7 минут – неустойчивая работоспособность, утомление. Важно помнить, что полная работоспособность у первоклассников, при условии заинтересованности детей и разнообразии учебного процесса, может сохраняться максимум 20 минут. Самыми продуктивными учебными днями считаются вторник и среда. Самая низкая работоспособность наблюдается в пятницу. На отдельных уроках, например, в первых классах в начале учебного года, на первых уроках в понедельник, на последних уроках во второй половине продленного дня, в конце недели, на уроках письма комплексы физкультминуток целесообразно проводить 2 и даже 3 раза в течение одного урока.
На начальных этапах утомления еще возможна продуктивная учебная работа, но это требует от ребенка значительных напряжений его организма. Именно в этот момент необходима пауза, передышка, смена вида деятельности, что позволит продлить время эффективной работы. Еще Ушинский К.Д. писал: «Давайте ребенку двигаться 2 – 3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания».
В первом классе проводят 2 физкультминутки на каждом уроке, исключая те на которых проводится контроль знаний учащихся. Исключением также являются уроки рисования, когда прерывание творческого процесса может сказаться на эффективности урока. Осуществляются они в классе под руководством классного руководителя или дежурного ученика, которого заранее просят подготовить физкультминутку для проведения ее в классе на конкретном уроке. Время начала паузы определяет сам учитель проводящий урок (чаще всего это 15 -20 минута урока).
Упражнения могут выполняться как стоя, так и сидя. Могут носить игровой или имитационный характер Широко используются физкультминутки со стихотворным текстом, который произносят сами дети. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, который их выполняет, не мешал своим товарищам справа и слева.
Каждый комплекс физкультминуток состоит из 3-5 упражнений, которые повторяются по 4-6 раз. В комплекс включают простые и доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц – в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. Так же в комплексах желательно использовать упражнения на:
Физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают два вида физкультминуток укороченные и полные.
Укороченная физкультминутка состоит из одного упражнения (потряхивание кистей, ритмическое сжимание и разжимание пальцев и т.п.). Этот вид применяется во время письменных работ в первых классах.
Полная физкультминутка состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); в) упражнения для туловища (наклоны, повороты); г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).
Нужно иметь ввиду, что выполнение любых физических упражнений, в том числе упражнений, используемых на физкультминутках, дает определенную нагрузку на организм. Поэтому комплекс физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от нагрузки на данном уроке. Все упражнения подбираются так, чтобы они активизировали дыхание, усиливали лимфообращение и кровообращение.
Во время выполнения упражнений рекомендуется использовать специально подобранное музыкальное сопровождение. Бодрая и веселая музыка стимулирует сердечную деятельность и скорость кровообращения. Она изменяет артериальное давление, частоту пульса и дыхания. К музыке не безразличны и дыхательная, пищеварительная, нервная и мышечная системы2.
Различают несколько видов упражнений для физкультминуток:
Для снятия статического напряжения;
Упражнения для глаз;
Упражнения для рук или пальчиковая гимнастика;
Дыхательные упражнения.
Все эти виды упражнений должны включаться в комплексы упражнений физкультминуток. Так как в процессе обучения расслабления требуют не только крупные мышцы туловища, но и более мелкие мышцы кистей, и пальцев рук. Особенно важно для детей первого года обучения, так как упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Кроме этого в процессе таких упражнений воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебная практическая деятельность.3 Замечено, что игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее воздействие на развитие речи ребенка. Эти упражнения так же являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
В первый год обучения предполагает высокий уровень зрительных нагрузок. Это связано с интенсивным обучением чтению и письму. Поэтому возникает острая необходимость в использовании во время учебного процесса и в процессе физического воспитания, во время проведения физкультурно-оздоровительной работы специальные упражнения, направленные на снижение и снятие зрительного утомления. Каждому взрослому человеку (учителю, родителям) необходимо помнить, что именно зрительный анализатор самый неподготовленный и самый чувствительный к учебным нагрузкам орган ребенка.
При выполнении специальных упражнений для глаз укрепляются мышцы век, расслабляются мышцы глаз, улучшается кровообращение глаза и циркуляция внутриглазной жидкости. Занятия также формируют выносливость к зрительному утомлению.
Эти упражнения можно выполнять не только в школе в процессе общеобразовательных уроков, на уроках физической культуры или в режиме продленного дня, но и дома в качестве отдыха во время чтения, письма или работы за компьютером.
Подвижные игры на перемене (подвижная перемена). Их главное назначение – приостановить развивающееся торможение в коре головного мозга в процессе учебных занятий, дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для последующего улучшения восприятия учебного материала. Важно правильно организовать перемену, так как это не только отличный способ отдохнуть от занятий, но и повышенный риск получения травм у детей. Проведенные исследования доказывают необходимость проведения подвижных перемен. Ведь хорошо организованная подвижная перемена – это важнейший фактор улучшения двигательного режима детей, направленный на борьбу с гиподинамией.
К огромному сожалению, многие учителя за счет перемен восполняют недостающее время для разъяснения домашнего задания или повторения изученного материала, сокращая тем самым время отдыха своих учеников. Хотя задерживать детей после звонка не допустимо, да и не приносит нужного результата, так как дети уже подвержены утомлению и внимание учеников рассеянное, работоспособность понижена. Это не может не отразиться на работоспособности детей на следующем уроке. А если это происходит в системе, то есть нарушается школьный режим, это может привести к необратимым последствиям в организме ребенка и непременно скажется не только на состоянии его здоровья, но и на результатах обучения в целом.
Исследования, проведенные Е.М. Геллером, показали, что важным фактором в решении задачи обеспечения работоспособности детей начальных классов, является целенаправленное использование перемен в виде игр и спортивных развлечений.4 Такие перемены способствуют восполнению недостатка движений и обеспечивают правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работы.
Наблюдения показывают, что наибольшую оздоровительную ценность имеют подвижные игры на перемене, проводимые на свежем воздухе в играх средней подвижности. Отдыхая на воздухе, дети в среднем 80 % времени находятся в движении, что позволяет в большей степени утолить детям «двигательный голод».
Подвижные игры на переменах решают самую главную задачу активного отдыха детей после работы на уроках. Они способствуют более быстрому снижению утомления и повышению работоспособности на последующих занятиях, а также поддержанию этой работоспособности на более высоком уровне на следующих уроках. Стоит помнить, что игры являются одним из основных компонентов двигательного режима младших школьников не только в течении рабочего дня, но и в группе продленного дня.
Организацией и проведением подвижных игр на перемене руководит учитель начальных классов. Учитель физической культуры должен дать подробную инструкцию классному руководителю, проводящему подвижную игру. Поэтому он должен хорошо владеть методикой их проведения и методикой организации активного отдыха. Определить содержание подвижной перемены, подготовить актив и оказывает помощь учителям в подборе игр или физических упражнений.
Определяют следующие требования к подбираемым играм:
все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей;
быть простыми по содержанию, доступными и вызывать интерес у детей;
физическая и психологическая нагрузка в играх должны соответствовать постепенному нарастанию нагрузки и приблизить её в конце к исходным величинам;
не рекомендуется проводить игры, вызывающие слишком большой игровой азарт; следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность любого учащегося войти и выйти из неё по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки).
Учитель объявляет название игры и напоминает учащимся ее правила. Напоминание должно быть ясным, точным и немногословным, так как дети начальных классов не обладают необходимой выдержкой и хотят, как можно быстрее начать играть. Поэтому рекомендуется использовать уже знакомые детям игры, чтобы не терять времени на подробное объяснение. Если же игра новая, то объясняется сначала сама суть игры после чего детям дается время попробовать ее, чтобы узнать насколько хорошо дети все поняли. Только после этого вносить определенные правки и провести игру по всем правилам до определенного результата.
При проведении подвижных игр их руководители четко следят за ходом игры, так как очень часто игры, оставленные без руководства, быстро распадаются, так как у детей семи лет еще нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр. Игры проходят успешно только в том случае, когда классные руководители и воспитатели осуществляют общий контроль за проведением игр, за соблюдением правил игры, в определении результата, разборе конфликтных ситуаций (если они возникнут), поддержании порядка. Важно во время игры поощрять хорошие поступки учащихся и осуждать отрицательные. Так же это дает возможность избежать травматизма во время игр.
Во время проведения подвижных игр за каждым классом заранее закрепляется определенный участок, так требует техника безопасности.
Подвижная перемена организуется после второго – третьего урока. Её продолжительность обычно устанавливается администрацией школы 15 - 20 минут. За перемену дети могут поиграть в 3 - 4 игры.
Общая продолжительность игр составляет 10 - 15 минут Места проведений таких подвижных перемен следует подготовить в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями. Следует заметить, что успешная организация подвижной перемены будет зависеть и от достаточного инвентаря и оборудования. Значительную помощь в организации игр могут оказать родительские комитеты, снабдив классы наборами игр, скакалками, обручами и т. д.
Заканчиваются игры на перемене обязательным выполнением комплекса восстановительных упражнений не позднее, чем за пять минут до начала следующего урока. Что позволяет детскому организму прийти в спокойное состояние и настроиться на продолжение учебной работы.
Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Исследования показывают, что в классах, где систематически проводятся подвижные перемены успеваемость значительно выше, дети меньше болеют, а датский коллектив формируется легче и лучше.
Час здоровья (динамический час). В современной жизни дети, пришедшие в школу, не всегда имеют достаточной физической подготовки, крепкого здоровья. Поэтому в режим учебного дня школы был введен «Час здоровья» или как его еще называют «Динамический час». Целью динамического часа является отдых учащихся после нескольких уроков и восстановление работоспособности для последующей учебной деятельности. Проводится час здоровья ежедневно, что помогает младшим школьникам восполнить до 40 % необходимого суточного объема движений.
Динамический час (час здоровья) целесообразно проводить на свежем воздухе в любое время года. Так как отдых на воздухе оказывает более благоприятный эффект на организм ребенка, а значит это благотворно сказывается и на его работоспособность на последующих учебных занятиях.
При организации часа здоровья необходимо учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. Наибольшая возбудимость коры головного мозга, а значит и наибольшая работоспособность у большинства детей определяются в утренний период с 8.00 – 12.00 часов и в вечерний с 16.00 – 18.00. С 12.00 – 16.00 часов идет интенсивный спад работоспособности. Это характерно для всех школьников. Одновременно с постепенной потерей работоспособности происходит интенсивное снижение нервных процессов в организме школьника. Учитывая это самым оптимальным временем для проведения Часа здоровья (динамического часа) является время начала снижения работоспособности – 12 часов (если ориентироваться по школьному расписанию - после 4 урока).
Различные исследования (Института возрастной физиологии РАО, Научного центра здоровья детей РАМН) показали, что во время активного отдыха импульсы с различных мышц и связок, участвующих в осуществлении движений поступают в головной мозг и способствуют поддержанию активирующего действия ретикулярной формации на кору. В коре больших полушарий, в определенных зонах, реализуются осознанные аналитические действия (счет, понимание текста и др.)
При длительных статических нагрузках в положении сидя, подобная информация с мышц и связок поступает в меньшем объеме. В связи с этим снижается активирующее действие ретикулярной формации на кору головного мозга и, как следствие, снижается эффективность решения учебных задач. Следует так же отметить, что в процессе активных движений устанавливаются более тесные связи мышечной и вегетативной (сердечно – сосудистой и дыхательной) системы. Вегетативные функции так же активизируются, что улучшает вегетативное обеспечение учебной деятельности.5
Динамические часы проходят на высоком психо – эмоциональном уровне. Здесь как нигде, с большим успехом решаются многие воспитательные задачи:
- развитие интереса и потребности детей к самостоятельным занятиям физической культурой;
- обогащение детей знаниями правил подвижных игр и эстафет;
- формирование умений организованно играть в коллективе сверстников
У детей повышается настроение, они становятся более открытыми, повышается интерес к учебе. В процесс проведения часа здоровья (динамического часа) вовлекаются дети всего класса. Он может быть очень разнообразным, но обязательно соответствовать возрастным особенностям первоклассников. К ним относятся:6
различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и в движении;
лазания, перелезания, подлезания, пролезания через различные предметы и конструкции на игровой площадке;
броски и ловля мячей разных видов и различные виды их перебрасывания, метание в цель;
упражнения, направленные на развития вестибулярного аппарата;
преодоление препятствий;
упражнения с предметами;
подвижные игры с построениями и перестроениями;
различные эстафеты с ходьбой, бегом, метанием и т.д.
спортивные развлечения катание на санках, лыжах, коньках и т.д.
Содержание часа здоровья должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре для 1 класса, дополнять его. С этой целью во время динамического часа в соревновательной или игровой форме выполняются упражнения уже изученные на уроках физической культуры. Также обязательно в содержание динамического часа включают организованные игры и упражнения, самостоятельные игры и развлечения. Учитывая, что наибольшим интересом у учащихся пользуются подвижные игры, динамический час должен быть разнообразным и включать в себя упражнения из всех разделов учебной программы: подвижные игры, легкоатлетические и гимнастические упражнения, а также катание на лыжах. Это способствует более быстрому овладению, усвоению и закреплению двигательных навыков. Увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует моторное развитие учащихся первых классов.
Динамический час, его содержание, можно разделить на три основных части:
Подготовительная (или вводная) часть (5 – 10 мин.). Начинается сразу после прихода детей на игровую площадку. Содержание подготовительной части: построение; организационные указания учителя, воспитателя; ходьба; бег; общеразвивающие, танцевальные упражнения.
Основная часть (20 – 30мин.) Содержание основной части: общие игры, эстафеты, спортивные развлечения, самостоятельные физические упражнения. Все упражнения несут в себе положительный заряд эмоций, что способствует быстрому и полному переключению детей с одного вида деятельности на другой, а значит более полному отдыху.
Заключительная часть (4 – 5 мин.). Организованное окончание активного отдыха. Содержание заключительной части: общее построение; спокойная ходьба и несколько упражнений на внимание, которые направлены на приведение организма в спокойное состояние; подведение итогов.
Очень важно при проведении часа здоровья правильно дозировать физические нагрузки, так как слишком малые нагрузки не дадут физиологического эффекта, ценность активного отдыха заметно снижается. Чрезмерные нагрузки вызывают быстрое утомление, что отрицательно сказывается на работоспособности детей и на последующую учебную деятельность. Необходимо учитывать, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на организм человека. Поэтому при занятиях оздоровительной направленности особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.
Во время динамического часа должны быть строго обеспечены: соблюдение техники безопасности и медицинский контроль. Также час здоровья (динамический час) предполагает обязательный организованный приход детей на спортивную площадку и также организованный уход в школу.
Организовывают проведение динамического часа классные руководители, учителя, воспитатели. В целом специальная подготовка воспитателей, учителей начальных классов по вопросам физического воспитания, которую они получают в педагогических училищах и вузах, дает им возможность компетентно проводить физкультурно-оздоровительную работу с учащимися младших классов. Учителя школы могут заниматься вместе с учащимися (с учетом их состояния здоровья и личного желания).
Учитель физической культуры обязан оказывать методическую помощь классным руководителям, воспитателям в подборе подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, физических упражнений и т.д.
Особенно следует подчеркнуть, что час здоровья не должен превращаться в обычную прогулку.
При проведении часа здоровья полностью должна использоваться школьная спортивная база, а также рядом расположенные стадионы, спортивные площадки и другие спортивные сооружения. В полной мере необходимо использовать возможности территории школы и прилегающей местности, создавая там простейшие спортивные плоскостные сооружения, тропы здоровья, полосы препятствий, лыжные, кроссовые трассы.7
Туристические походы. Самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания не только детей, но и взрослых. Походы занимают ведущее место в физическом воспитании школьников.8 Природа сама создает все условия для физического и духовного развития человека. Поход способствует сближению участников, они лучше узнают друг друга, их раскрепощению. Воспитывает такие качества в детях как: взаимопомощь, взаимопонимание, дружелюбие, уверенность в себе и своих возможностях, доверие и уважение к старшим участникам похода (родителям, учителю). Все эти качества необходимы в период адаптации ребенка к школе.
В организации мероприятия принимают участие классный руководитель, учитель физической культуры, родители учеников. Определяется цель похода, маршрут, место стоянки, продолжительность по времени, организация питания, форма одежды все это оговаривается заранее и согласуется организаторами.
При организации следует учитывать возрастные особенности участников похода. Так как привычным видом деятельности для детей 7 лет остается игра целесообразно разработать маршрут в виде игры по станциям, это сделает путешествие для детей более комфортным и интересным. Задания для станций можно брать не только связанные с физической культурой, но с общеобразовательными предметами, что позволит закрепить изученный материал на уроках математики, письма, обучению грамоте. Задания станций также позволяют выявлять знания, умения и навыки учащихся, полученные в школе, так как носят обучающий характер и способствуют общению детей в процессе решения определенной задачи. В таких игровых ситуациях дети стараются помогать друг другу, делиться знаниями, поддерживать своих товарищей в нелегкой для них ситуации, радуются успеху. Развивается мышление, внимание, проявляется смекалка. Все это способствует формированию коллектива класса и в то же время предоставляет возможность творческого проявления каждого участника процесса.
Во многих школах такие мероприятия становятся традиционными и проводятся каждый сезон (осенью, зимой, весной и летом). Задания на станциях должно соответствовать возрасту учащихся, количество станций определяется организатором.
Важно, чтобы продвижение по маршруту не превышало более 1 часа, а время всего похода для первоклассников не должно составлять более 2 часов. В противном случае у детей наступает утомление, и цель и задачи похода будут не достигнуты. На продолжительность похода будет иметь большое влияние погодные условия.
Можно выделить основные этапы проведения такого похода – «игры по станциям»:
Это общий сбор (5 – 10 минут). В него входят: построение, объявление целей похода, деление учащихся на группы, команды, (если этого требует запланированная работа), получение маршрутных листов. При делении на команды можно пользоваться различными приемами (жеребьевка, по половому признаку, взрослые против детей). Все это будет зависеть от поставленных целей.
Продвижение по станциям согласно маршрутному листу и выполнение заданий (30 – 40 минут). В маршрутном листе указываются названия и местонахождение станций. Возможен вариант – в маршрутном листе названы только станции, а порядок продвижения по ним известен только проводнику. Также возможны различные варианты при выполнении заданий на станциях. Первый вариант – получить задание от ведущего определенной станции, второй – найти самостоятельно задание на определенном участке, который обозначен в маршрутном листе. Такой вариант более интересен для детей, но требует большей подготовки со стороны организатора, так как до начала похода ему нужно пройти по всем маршрутам и спрятать задания в определенных местах. После правильного решения той или иной задачи команда получает определенное количество баллов(жетонов). Таким образом, команды приходят на место стоянки в разное время и с разным количеством заработанных баллов (жетонов).
Стоянка (30 - 45 минут). Включает в себя подведение итогов похода «игры по станциям». Награждение победителей и лучших игроков команд. Важно, чтобы каждый участник был задействован в игре и получил поощрительный приз за свои достижения. Желательно, чтобы до конца игры на месте стоянки все было уже подготовлено для дальнейшего отдыха детей, организовано питание и место для него, для этого назначаются ответственные из числа родителей или школьного актива. На месте стоянки организуются занятия по интересам, подвижные игры.
Заключительный этап (5 – 10 мин). Построение и организованный уход со стоянки в школу или по домам с родителями.
При осуществлении похода важно, чтобы всеми участниками соблюдались основные требования техники безопасности и организовано медицинское сопровождение. Что позволит избежать нежелательного травматизма.
Родительские собрания. Поступление в школу – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Весь образ жизни ребенка кардинально меняется. Важно, чтобы родители понимали, что невозможно стать школьником в один момент. Прежде всего, должно пройти достаточное количество времени, прежде чем дошкольник станет школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс очень сложный и длительный и сколько времени на это уйдет, зависит не только от учителя, но и от родителей первоклассника. Учитель совместно с родителями должны помочь ребенку научиться быть внимательным и собранным в учебной деятельности от этого будет во многом зависеть успешность его обучения. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее адаптируется первоклассник.
Воспитательная работа в школе не может строиться без учета того, что индивидуальность каждого ребенка формируется в семье. Семья к и школа – это два важных воспитательно-образовательных института, которые призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе проводится работа с родителями или лицами их заменяющими.
Основными формами работы с родителями в школе являются:
- родительские собрания (как классные, так и общешкольные);
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы.
Правильно подходя к процессу адаптации первоклассников, с первых дней в школе учитель проводит организационное родительское собрание за 2-3 недели до начала занятий. Тема этого родительского собрания «Скоро в школу».
Цель собрания: грамотная организация школьного процесса обучения и адаптации детей к школе.
На это собрание приглашается школьный психолог, который проводит беседу с родителями о важности первых дней обучения в школе. Каждому родителю выдается памятка о том, как вести себя в некоторых сложных ситуациях связанных с процессом обучения в первые дни ребенка в школе.
Классный руководитель знакомит родителей с общими правилами школы: школьным уставом, режимом учебного дня и группы продленного дня, нормами поведения в школе, с требованиями к школьной форме, комплектацией школьного портфеля. Также классный руководитель и психолог рекомендует родителям завести специальную папку, в которой они будут накапливать материалы с рекомендациями учителя или психолога по воспитанию своего ребенка.
Повестка собрания:
1. Психологические особенности будущих первоклассников.
2. Правила приёма детей в первый класс. Знакомство с нормами СанПина.
3. Готовимся к школе. (Показ презентации)
Второе родительское собрание целесообразно проводить уже после начала обучения детей (через 2 недели). Тема собрания «Первые дни ребенка в школе. Новые обязанности – первые трудности»
Цель этого собрания: ознакомление родителей с процессом адаптации их детей к школе, а также научить родителей оказывать необходимую помощь и поддержку своему ребенку в первые дни в школе.
Учитель рассказывает о психофизической адаптации первоклассников, знакомит с первыми трудностями, которые появились в процессе обучения. Проводит содержательную беседу о том, как совместная деятельность может благотворно влиять на формирование классного коллектива и на адаптацию детей к обучению. Проводит анкетирование. Знакомит родителей с памяткой «Ваш ребенок – первоклассник». Проводятся выборы родительского комитета. Ответы на вопросы родителей.
Повестка собрания:
1. Физиологические условия адаптации первоклассника
2. Психологические условия адаптации первоклассника.
3. Совместная деятельность школы и семьи.
4. Разное.
Правильно организованная работа с родителями первоклассников - это залог успешной и более быстрой безболезненной адаптации ребенка к школьному обучению. Не зря говорят: «Кто предупрежден, тот вооружен!».
Внеурочная (кружковая) деятельность «Здоровячок» (спортивно – оздоровительное направление).
Современное образование предъявляет высокие требования к обучающимся детям и к их здоровью. Поэтому образовательные учреждения обязаны создавать условия, которые будут способствовать не только сохранению здоровья учеников, но и его укреплению. Говоря о здоровье, мы подразумеваем не только физическое состояние ребенка, немаловажным также является его психологическое состояние. Особенно для ребенка, который только что пришел учиться в школу, так как его физическое и психологическое состояние имеет огромное влияние на процесс его обучения и адаптации к школе.
Для решения проблемы оздоровления и укрепления здоровья в школах организуется кружковая внеурочная деятельность, разрабатываются различные программы со спортивно – оздоровительным направлением в данном случае программа «Здоровячок». Она включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся начальной школы.
Данная кружковая деятельность направлена на формирование культуры здоровья обучающихся, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Также внеурочная деятельность по программе «Здоровячок» направлена на выявление и устранение следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсивность учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье детей в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» предназначена для обучающихся первых классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПина, т. е. 30 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале, (приветствуется проведение занятий в специально оборудованном гимнастическом зале).
Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям первоклассника.
Целью данной внеурочной деятельности является: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, развитие физических качеств с помощью подвижных игр, создание комфортных условий для протекания школьной адаптации. Категория слушателей: учащиеся 1 класса. Срок обучения:1 год. Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
1 Журнал «Физическая культура» № 6 2013 г. статья «Физкультминутки в начальной школе» стр 59 - 60
2 Василевская Е.С. «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы»: пособие для учителей начальных классов/Е.С. Василевская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 54с.
3 Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр». - СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.:ил.
4 Геллер Е.М. «Игры на переменах для школьников 1 – 3-х классов» Изд.: «Физкультура и спорт» 1985г.
5 Журнал «Физкультурно-оздоровительные занятия в условиях Федерального государственного образовательного процесса» 2012 г., стр. 32 -33.
6 Лях В.И., Зданевич А.А .«Физическая культура». – М.: «Просвещение», 2011 год.
7 Мальгинова Г. Д. ««Час здоровья» в системе физического воспитания школьников», Холмск, 1998 год.
8 Абаев А.В., Белоликов К.Ю., Потапова Е.В., Тимофеев М.Ю., Фарбей В.В., Филиппов В.В. «Организация и проведение туристических походов со школьниками» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011год. 132с.