СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Формирование экологической культуры как составная часть современного обучения и воспитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителей биологии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование экологической культуры как составная часть современного обучения и воспитания"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа №1»

Советского района Республики Крым













Методическая разработка

Формирование экологической культуры как составная часть современного обучения и воспитания












Автор: учитель биологии

МБОУ «Советская СШ №1»

Мишина Светлана Сергеевна








Аннотация

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.   Воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.



























Содержание


Пояснительная записка ……………………………………………………..

4

Глава 1. Нормативно-правовые акты, связанные с экологическим образованием в России ……………………………………………………...


6

Глава 2. Формы и методы формирования экологической культуры на уроках биологии ……………………………………………………………


8

Глава 3. Формы и методы формирования экологической культуры во внеурочной деятельности ………………………………………………….

16

19


Заключение………………………….……………………………………….

24































Пояснительная записка

В Современной России экология становится одним из приоритетов развития. Экологические проблемы стали остро обсуждаются на государственном уровне. Так 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды, а 2017 год прошел под знаком года Экологии и особо охраняемых территорий.

И школа как социальный институт не может оставаться в стороне от данной проблемы.

Актуальность методической разработки. Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней указывают нам на то, что при формировании личностных результатов основной образовательной программы, мы должны формировать у обучающихся экологически ответственные действия и поведение. Это и определяет актуальность представленной методической разработки.

Если по ФГОС ООО основного общего образования - это формирование только основ экологической культуры, То ФГОС СОО среднего общего образования предполагает уже -сформированность экологического мышления.

И я, как учитель биологии, считаю, что одной из первостепенных образовательных  задач должно быть формирование у подрастающего поколения экологической культуры.

Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что ею могут воспользоваться нетолько учителя биологина уроках и во внеурочной деятельности, но и молодые специалисты, родители, имеющие
потребность в саморазвитии.

Данная методическая разработка составлена мною с целью формирования нравственных принципов экологической культуры обучающихся в процессе изучения биологии.

При реализации данной методической разработки поставлены следующие задачи:

  1. Обучающие: обучение на уроках биологии и во внеурочной деятельности через использование современных информационных технологий и проектно-исследовательскую деятельность

  2. Развивающие: развитие коммуникативных, информационных и проектных компетентностей обучающихся в рамках природоохранной деятельности

  3. Воспитательные: формировать  мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.


Глава 1. Нормативно-правовые акты, связанные с экологическим образованием в России.

Образовательные учреждения России являются важным звеном в системе просветительской деятельности среди населения по распространению экологических знаний с целью формирования экологической культуры и обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития.

Экологическое образование населения, в том числе и обучающихся школ и дошкольных учреждений, имеет под собой следующую нормативно-правовую базу.

В первую очередь – это «Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7 - ФЗ от 10 января 2002 г.

В главе XIII - «Основы формирования экологической культуры» несколько статей посвящены обсуждаемой проблеме. В частности, в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» сказано следующее:

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

В статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях»:

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

В статье 74. «Экологическое просвещение» сказано следующее:

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

По проблемам экологического воспитания и их решению существует Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания, утвержденной этим постановлением, разработана национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников.

На уровне Федерального законодательства проблема экологического образования и воспитания раскрывается в Конституции РФ в следующих статьях:

В статье 42 сказано следующее:

В целях разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с положениями главы 1 Конституции Российской Федерации (статьи 2, 7, 9, 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на региональном уровне могут быть приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, усиление ответственности за экологические правонарушения.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах.

В республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме указов, распоряжений, постановлений.

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в учебных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).

Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.

Предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся.

В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. 







Глава 2. Формы и методы формирования экологической культуры на уроках биологии

Биология - это предмет, при изучении которого, экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. И в процессе обучения можно использовать следующие педагогические технологии.

1.Технологии проблемного обучения.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, стремление к открытию нового для себя.

1) Прием « Проблемная ситуация»:

-на основе анализа высказывания известных людей:

Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что “человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни”. Почему так считает ученый? («Экологическая сукцессия»9 класс)

По словам Ф.Энгельса «Клеточная теория - одно из 3-х великих открытий». Какие еще два великих открытия подразумевал Ф. Энгельс? («Развитие знаний о клеточном строении, 10 класс)

-на основе демонстрации опыта:

Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы? («Подцарство Одноклеточные» 7 класс)

-решение проблемной задачи, ситуации, вопроса:

Проблемный вопрос: Изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? («Взаимоотношения живых организмов в сообществе», 5 класс)

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая» («Влияние загрязнений на живые организмы», 11 класс)

Проблемная задача: у водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? («Экологические группы растений», 5 класс)

Проблемная задача :у деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще отсутствовать. Объясните, с чем это связано? («Стебель» 6 класс)

2) Прием «Новизны», который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Удивительный факт: на уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на уроке?(«Тип Хордовые. Класс Млекопитающие»7 класс)

Историчсекие данные: во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем? («Простейшие» 7 класс)

2.Информационно-коммуникативне технологии

Сейчас у нас век инновационных, информационных технологий, к которым привыкли мы и без которых уже не могут дети. И в формировании экологической культуры можно использовать ИКТ с целью повышения качества экологических знаний на различных этапах урока:

  1. Флипчарты («Роль живых организмов в сообществе», 5 и 9 класс)



  1. Флеш – анимации (при изучении темы «Структура вида», 9 класс)

«Роль живых организмов в сообществе» 5класс



  1. Интерактивные схемы, модели, задания;

Интерактивная схема «Классификация видов растений в природных сообществах»

при изучении темы «Природное сообщество», 7 класс

Интерактивная схема «Факторы окружающей среды» при изучении темы «Факторы окружающей среды и здоровье» 8 класс

Интерактивное задание «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем» при изучении темы «Агроценоз», 9 класс

Интерактивное задание «Взаимоотношения между организмами» при изучении темы «Взаимоотношение живых организмов в сообществе» 5 класс

Интерактивная модель «Экологическое моделирование» при изучении темы «Неконкурентные взаимоотношения между видами», 9 класс

4) Видеофрагменты («Деятельность современного человека как экологический фактор»,видео «Биологическая очистка вод» 11 класс)









Видео «Животные Красной книги» при изучении темы «Видовое разнообразие» 7 класс

Видео «Восстановление елового леса после пожара» при иузучении темы «Развитие и смена экосистем», 9 класс

5)Виртуальные экскурсии, лабораторные работы.

Например, виртуальная экскурсия по особо охраняемым территориям России, благодаря которой мы можем увидеть первозданный облик пустынь, лесов, степей, гор, переместиться в реальный мир заповедника. Такие экскурсии дают подрастающему поколению возможность повысить свой интеллектуальный уровень, развивает наблюдательность, способность воспринимать красоту окружающего мира.

Виртуальная экскурсия при изучении темы «Пути сохранения биоразнообразия» 7 класс, 9 класс









Вирутальная лабораторная работа «Пределы выносливости по отношению к температуре воды» при изучении темы «Действие экологических факторов на организм», 9 класс

6) Интерактивная тетрадь Skaysmart – как элемент дистанционного обучения На дистанционном обучении использовала эту тетрадь – это повышает мотивацию обучающихся, задания интерактивные, интересные и творческие. Облегчает работу учителя, сразу видит результаты и экономит время на проверке.



3.Технология дифференцированного обучения

Сочетание репродуктивных и продуктивных методов - дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

При изучении темы «Круговорот веществ» 9 класс:
Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументов различных порядков, продуцентов, редуцентов.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.
Для домашнего задания упражнения подбираю также дифференцированно (например тема «Организация и разнообразие экосистем» 9 класс

  • Самое простое задание – репродуктивного характера (изучить параграф по данной теме, ответить на вопросы)

  • Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации (работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах, книгах, энциклопедиях, подготовка сообщения, доклада, презентации)Подготовить 3 проблемных вопроса по данной теме

  • Наиболее сложные – творческие задания (решение проблемных задач, ситуаций; выполнение заданий «Мои биологические исследования): «Исследование местной экосистемы (на примере школьного участка)».

4.Технология развивающего обучения

1) Решение экологических задач. Одним из эффективных методов, обеспечивающих формирование естественнонаучных знаний, является решение экологических задач. Задачи можно использовать на всех этапах урока: во время опроса, изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний.

При изучении темы «Разнообразие голосеменных растений», 7 класс

Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные

породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?

При изучении темы «Пищевые взаимоотношения и экологические пирамиды», 9 класс

Составить цепь питания и определить, сколько га луга потребуется, чтобы прокормить человека массой 54 кг (из них 63% составляет вода).

Примечание: сухая биомасса травы составляет с 1 кв. м луга 200 г.

2) Лабораторные работы, эксперименты  - способствуют развитию  исследовательских  навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.

Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы. Одна из развивающих технологий - это  использование четкого алгоритма выполнения:

Цель (зачем делаем)

Ход (как делаем)

Результат (что получили)

Вывод   

При изучении темы «Фотосинтез», 6 класс проведение эксперимента «Влияние экологического фактора(света) на процесс выделения кислорода растением»

3)Логические таблицы

На уроках биологии  можно использовать логические таблицы, которые учат мыслить логически, видеть не только проблему, но и его причину, последствия.

Например, при изучении темы «Решение экологических проблем» в 9 классе, заполняется логическая таблица причинно-следственного характера:

Могу назвать

Хочу знать

Надо осмыслить

Экологическая проблема

Причины возникновения и последствия

Пути разрешения проблемы










Глава 3. Формы и методы формирования экологической культуры во внеурочной деятельности


Формирование экологической культуры происходит и в процессе воспитания, что отражено в примерной программе воспитания Создание экологической школы или отряда является наилучшим способом формирования экологической культуры у обучающихся.

Целью данного движения является улучшение экологической ситуации  путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической деятельности экологического отряда, привлечение обучающихся к решению социально значимых проблем через участие в экологических проектах и программах.

Задачи:
- участие в муниципальных, республиканских, всероссийских экологических программах и проектах; 
- участие в системе экологического воспитания и  образования, ведение работы по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды;
- природоохранная работа на территории школьного двора, прилегающей территории, в муниципальном образовании.  

Направления работы по экологическому воспитанию:



Формы работы по направлениям:

Познавательное направление:

  1. Выступление агитбригад. В нашей школе агитбригады выступают с тематическими докладами (Всемирный день Земли, Всемирный день защиты животных, Международный день Черного моря, Международный день волонтеров, Всемирный день заповедников, День воды и др.).

  2. Выпуск листовок и памяток. При проведении природоохранных конкурсов ребята выпускают листовки и памятки «Берегите первоцветы!», «Покормите птиц зимой!», «Мы против мусора» и др.

  3. Конкурсы экологических плакатов и рисунков, фотовыставки о природе. Каждый месяц проходит выставка, посвященная знаменательным экологическим датам, а так же при проведении природоохранных конкурсов.

  4. Внеклассные мероприятия по экологии, классные часы, беседы. В школе проходят недели экологии, месячники экологии, в ходе которых проводятся внеклассные мероприятия

  5. « Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», «Земля наш общий дом», «Планета в опасности», «Зимующие птицы Крыма», «Не губите первоцвет, иль души у вас нет » и др., также классные часы, викторины, дидактические и познавательные игры.

  6. Видеолектории по экологии и защите окружающей среды.


Работая в этом направлении, у обучающихся:

  • повышается экологическая культура и сознание;

  • повышается уровень заинтересованности в защите и охране природы;

  • развиваются организаторские способности;

  • развиваются эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формируется экологическое восприятие и сознание общественной активности;


Исследовательская деятельность.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

 Проект позволяет обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы.

Проектная деятельность является обязательной для обучающихся в соответствии с нормативами основной образовательной программы основного общего образования.

Поэтому каждый год можно проводить школьные конференции по защите проектов. Экологические проекты: «Свобода от отходов», «Красная книга глазами детей», «Где на Земле жить хорошо?»«Живи, Земля!» «Особо охраняемые природные территории и заповедники Республики Крым», «Школьный двор – наша забота» и др.



Экологический проект играет большую роль в воспитании и образовании  школьника:

  • развивает исследовательские умения и умение искать путь решения поставленной задачи,

  • развивает творческие способности,

  • повышает мотивацию к обучению,

  • способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.

Занимаясь исследовательской деятельностью, ребята выдвигают гипотезы, ставят перед собой цели и задачи, проводят, опыты, исследуют, наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Участвуют в районных и республиканских конкурсах:

  • Республиканский конкурс природоведческих исследовательских проектов «Первооткрыватель»,

  • Республиканский конкурс «Исследовательский старт»,

  • Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся среднего возраста «Шаг в науку»,

  • Республиканский конкурс-защиты научно-исследовательских работ МАН «Искатель»

В ходе проектно - исследовательской деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.


Природоохранное направление

  • Работа построена с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранную деятельность.

  • 1.Участие в природоохранных акциях

  • 2.Выступление агитбригад.

  • 3.Проведение выставки поделок, рисунков к природоохранным конкурсам.

  • 4.Изготовление скворечников и кормушек для птиц

  • 5. Походы и экскурсии . Экскурсии по природоохранным территориям и памятникам природы.

Такая работа:

  • развивает у детей интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию,

  • увлекает ребят перспективами природоохранной деятельности,

  • формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде,

  • обучает детей правильному поведению и деятельности в природе,

  • выявляет случаи негативного отношения к ней,

  • определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.


Практическое направление:

Ведется практическая деятельность «Знать — значит уметь, а уметь — значит делать»:

1.Очистка территории школы от мусора

2. Разбивка цветников и клумб

3.Озеленение кабинетов и уход зарастениями

4.Посадка деревьев

5. Шефская деятельность- оказание помощи ветеранам, пенсионерам.В рамках волонтерского движения начали проводить благотворительную акцию «Мы выбираем помощь пожилым людям. В свободное время они посещают их, помогают убрать на приусадебном участке (убрать мусор, обкопать деревья, посадить цветы и др.) Вроде бы невелика помощь, а человеку радость.


Ожидаемый результат:

  • установление гармоничных отношений ребёнка с природой;

  • повышение коммуникативностиобучающихся;

  • обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;

  • формирование экологической культуры;

  • формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;

  • формирование приёмов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной

  • деятельности;







































Заключение

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе позна­ния людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. 

Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде явля­ется нравственная забота о будущих поколениях.
Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни.

Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей, но и молодежи. 

И только правильно используя различные методы воспитания, преподаватель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Хочется закончить свою статью словами заслуженного эколога РФ Смирного Вячеслава Михайловича « Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы – экологическое сознание».