Додонова Елена Владимировна
Методическая разработка
«Приемы формирования ЕНГ на уроках биологии и химии
через исследовательскую деятельность».
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание,
над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к поиску строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
А. Дистервег
Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою деятельность.
Понятие ЕНГ, как и задача формирования этого вида функциональной грамотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательным результатам, определенным в ФГОС ООО.
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования предъявляются высокие требования к личностным и метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по естественным наукам. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения и ставлю при обучении исследовательской деятельности следующие задачи:
формировать и развивать творческие способности ученика;
развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий формирования ЕНГ и повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений.
Еще Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии и химии применяю на всех ступенях обучения, начиная уже в 5-х классах.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии и химии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся:
применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
распознавать и формулировать цель данного исследования;
предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений;
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
преобразовывать одну форму представления данных в другую;
распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.
Конечно, необходимо помнить, что сами по себе яркие, эмоционально поданные факты хотя и являются ценными стимулами, не должны подменять существа познавательного интереса, который состоит в стремлении обучающегося проникнуть глубоко в познаваемую область, но решают важную задачу – поддержание интереса к предмету. В своей педагогической деятельности использую следующие приемы организации исследовательской деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса.
Урок-исследование по теме «Условия прорастания семян»
Проблемная ситуация 6 класс биология: чтение рассказа из хрестоматии «Как бобы пароход разорвали» (рассказ читается не до конца).
«Если школьнику сказать, что бобы могут разорвать пароход, он не поверит. «Что за ерунда? — скажет он.— Где это видано, чтобы бобы пароход разорвали? Что это — торпеда?» И все же такой случай с бобами действительно произошёл. Это было лет двадцать пять назад.
Огромный пароход «Харьков» плыл из-за границы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, «Харьков» пошёл дальше; так и дошёл бы до Одессы, если бы не бобы.
Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода.
Будь у парохода обыкновенный груз, не бобы,— ничего бы особенного не произошло. Вода бы заполнила один грузовой трюм, а дальше её не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки, отделяющие этот трюм от соседних. Дело кончилось бы тем, что «Харьков» глубже погрузился бы в воду и от этого несколько потерял бы в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по-иному. Вода поднималась выше и выше, проникая сквозь все щёлочки между бобами. Как бы плотно ни были насыпаны бобы, дорога воде всегда найдётся...
…Понятно, что такое давление бобов кончиться даром не могло. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился на две отдельно плавающие части — носовую и кормовую. Вызванный к месту аварии буксирный пароход потащил в Севастополь носовую половинку «Харькова», а затем вернулся и за кормовой. Моряки долго тогда шутили: «Пароход «Харьков» — самое длинное судно в мире: его нос в Севастополе, а корма в Константинополе». Вскоре обе половинки «Харькова» при помощи электросварки соединили в одно целое. Так вот что могут наделать безобидные бобы.
Проблемный вопрос:
- почему бобы пароход разорвали?
- что общего между прочитанным мной рассказом, сухими семенами бобов и темой сегодняшнего урока?
Учащиеся: внимательно слушают рассказ и высказывают предположения, почему бобы могли разорвать пароход, а сухие семена лежат без изменения годами;
Мы выяснили, что пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности происходят так медленно, что их трудно заметить.
- Когда зародыш семени начнёт развиваться?
Когда семя попадает в благоприятные условия, оно прорастает и даёт жизнь новому растению.
определение и запись в тетрадь темы урока «Условия прорастания семян».
Проблемный вопрос: Как определить, какие условия являются благоприятными и что нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?
Ответ: для решения этой проблемы нужно поставить эксперименты (опыты).
Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.
Группа 1 «Акватория». Исследование влияния воды на прорастание семени.
Эксперимент: В первой чашке Петри семена оставили сухими, во второй на дно налили немного воды, в третьей – залили семена полностью водой.
Группа 2 «Землеведы». Исследование «На какую глубину закапывать семян в землю?».
Эксперимент: В первом стакане семена посадили на глубину 3-4 см, во втором стакане – на глубину 5-6 см.
Группа 3 «Аэробы». Исследование «Необходим ли семенам кислород для прорастания?»
Эксперимент: В одну колбу поместили семена фасоли и оставили её открытой, а во второй колбе выжгли лучиной весь кислород и закрыли пробкой.
Группа 4 «Термогруппа». Исследование влияния температуры на прорастание семян.
Эксперимент: На дно двух стаканов налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник.
Группа 5. «Фотогруппа». Исследование «Нужен ли для прорастания семян свет?».
Эксперимент: Один стакан с семенами поместили в темноту, другой – оставили на свету.
Проблемный вопрос: А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация). Ответ: всем, кто будет сажать растения – и жителям сельской местности и горожан, имеющих дачи или выращивающих растения в квартире, на балконах и клумбах.
Тема «Газообмен в легких и тканях» или «Свойства СО2» или «Общие свойства живого». 9 класс химия и биология
Проблемная ситуация: «В Италии имеется получившая широкую известность пещера («Собачья пещера»), в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет». Как это явление можно объяснить?
Ответ: Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена тяжелым (по сравнению с азотом и кислородом) углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака же при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается.
или
Проблемная ситуация 8 класс биология «В помещении, где собиралось много людей, человек становится вялым, сонливым, быстро устает, страдает от головной боли. Его работоспособность падает».
Как такие изменения можно объяснить? Предложите способы решения данной проблемы.
Проблемный эксперимент
по биологии «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
по химии «Качественная реакция на СО2»
Задание:
Возьмите два стакана с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Каково она цвета. Прозрачна ли она?
В один стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов.
Ответьте на вопрос «Что происходит с известковой водой?». Сделайте вывод из опыта.
Продолжите опыт и ответьте на вопрос «Что происходит с известковой водой, если продувание проводится слишком долго)?». Сделайте вывод из опыта.
Тема «Жесткость воды».
Проблемный эксперимент 9 класс химия «Образование мыльной пены в дистиллированной воде и в водопроводной воде».
Задание:
Проведите намыливание кусочка мыла в дистиллированной воде и в водопроводной воде.
Ответьте на вопрос «В какой воде мыльная пена образуется лучше? Что происходит при смывании мыла в дистиллированной воде и в водопроводной воде?».
Сформулируйте проблему, которая возникает в ходе эксперимента.
Проблемный вопрос «Почему мыльная пена образуется по-разному?» или «Связано ли различное образование мыльной пены в дистиллированной воде и в водопроводной воде с её составом?».
Тема «Металлы». 9 класс химия
Проблемная ситуация: «Ребята! Речь пойдет о серебре! Кто из вас, знает какую либо информацию о серебре? А какие недостатки есть у металла?» (выслушиваются разные варианты ответов).
Ответ: Серебро темнеет под действием окружающей среды и специфики человеческого организма. И я думаю, что многие сталкивались с проблемой чистки изделий из серебра.
Проблемный вопрос: А как придать серебру первоначальный вид? Чем можно почистить серебро от темного налета?
Далее учащимся я предлагаю посмотреть способ, который является эффективным, как утверждают создатели видеороликов, с помощью алюминиевой фольги.
Задание: после просмотра видео постарайтесь ответить на проблемный вопрос? (просмотр видео; далее учащиеся высказывает свои предположения по поставленному вопросу).
Проблемный вопрос: В чем эффективность использования данного способа?
Мы услышали гипотезы, разные версии, теперь постараемся пройти по пути ответа на поставленный вопрос. Если мы говорим об алюминиевой фольге, то должны сказать. что активность металлов не одинакова, она определяется по ряду Бекетова. Так как алюминий более активный металл, он восстанавливает серебро из его окисленной формы. И чем теснее контакт изделия с фольгой, тем лучше процесс восстановления.
Проблемный домашний эксперимент. Найдите видеоролики в интернете, в которых предлагаются другие способов (зубной пастой, пищевая сода, лимонная кислота, нашатырный спирт) чистки серебра от темного налета. Проведите эксперименты, используя любой способ, опишите действия и наблюдения, сделайте вывод об эффективности данного способа и свойствах, на которых основан данный способ,
Следовательно, можно сделать вывод о том, что проблемный учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения и формирования ЕНГ.
“Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь…” (восточная мудрость)
Приложение 2.
Урок-исследование "Условия прорастания семян"
урок разработан учителем МБОУ СОШ №56 города Кирова Кировской области
Додоновой Еленой Владимировной
Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).
Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию о биологических объектах.
Учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе своих предпочтений. Каждой группе даётся задание по выполнению эксперимента, по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента, осуществляя задачу школы – научить учащихся добывать знания. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы. Учитель ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.
Технологическая карта открытого урока биологии.
Предмет: Биология
Класс 6 класс
Автор УМК: Пономарева И.Н. и др.
Тема урока: Условия прорастание семян.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма: Урок- исследование.
Оборудование: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Строение семени», компьютер, проектор, презентация.
Цели урока: познакомить учащихся условиями прорастания семян.
1. Образовательные
Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева семян в почву, световом режиме.
2. Развивающие
Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
Задачи урока:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека (личностные УУД);
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию (регулятивные УУД);
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД;)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД);
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.В познавательной сфере: -давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, условия прорастания условия; -описывать влияние факторов на прорастание семян; -классифицировать факторы; 2. В ценностно-ориентационной сфере: -анализировать влияние факторов, причины и последствия влияния факторов на прорастание семян; -оценивать роль факторов; -устанавливать взаимосвязи между особенностями строения семян, культур и факторами | составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения; анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом; работа дидактическим материалом. моделирование понятий; работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера. | - Умение управлять своей познавательной деятельностью - Формирование уважительного отношения к предыдущим поколениям, ценить труд родителей -Воспитание интереса к земледелию |
Ход урока.
1. Организационный момент (1 минута).
2. Актуализация (7 минут).
Учитель:
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит на дворе зима.
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Что это? (учащиеся отгадывают загадку)
Правильно: семя.
На предыдущем уроке мы познакомимся с этим органом растения.
Скажите, что вы узнали о семени?
Ответ учащихся: строение семян двудольных и однодольных растений и их функции, значение.
Учитель: Почему про семя говорят, что это будущая жизнь?
Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение, т.е. жизнь цветкового растения начинается с семян.
– Что такое семя? Семя – это орган размножения и расселения растений.
Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?
Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для животных, из них изготавливают лекарства, красители, яды.
Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой (5 минут).
Карточка.
Задание 1. Дополните схему «Строение семян двудольных и однодольных растений».
семя
зародыш
семядоли
Зародышевый стебелёк
Задание 2. Установите соответствие.
А) Рубчик 1. Защищает семя
Б) Семядольные листья 2.Место соединения семя со стенкой плода
В) Семенная кожура 3. Содержат запас питательных веществ, фотосинтезируют
Г) Эндосперм 4. Запас питательных веществ
Д) Зародыш 5. Развитие нового организма.
Задание 3. «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ». Определите правильность утверждений (поставьте + или - напротив каждого утверждения).
У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
Все семена имеют по две семядоли.
Первым у проростка появляется корешок.
Снаружи семена покрыты корой.
Вода в семя проникает через корешок.
Ответы:
Задание 1.
1) Семенная кожура 2) Эндосперм 3) Зародышевый корешок 4) зародышевая почечка
Задание 2. А. 2 Б. 3 В. 1 Г. 4 Д. 5
Задание 3. 1. +; 2. -; 3. +; 4. -; 5. -.
3. Целеполагание и мотивация (3 минут).
Учитель:
-чтение рассказа из хрестоматии «Как бобы пароход разорвали».
(рассказ читается не до конца)
-почему бобы пароход разорвали?
-что общего между прочитанным мной рассказом, сухими семенами бобов и темой сегодняшнего урока?
*запись темы урока на доске.
Учащиеся:
внимательно слушают рассказ и высказывают предположения, почему бобы могли разорвать пароход, а сухие семена лежат без изменения годами;
Мы выяснили, что пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности происходят так медленно, что их трудно заметить.
- Когда зародыш семени начнёт развиваться?
Когда семя попадает в благоприятные условия, оно прорастает и даёт жизнь новому растению.
определение и запись в тетрадь темы урока «Условия прорастания семян».
Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными и что нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?
Ответ: для решения этой для решения этой проблемы нужно поставить эксперименты (опыты).
Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.
А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать растения – и жителям сельской местности и горожан, имеющих дачи или выращивающих растения в квартире, на балконах и клумбах.
4. Первичное усвоение материала (3 минуты).
Учитель (с семенем в руках): начинаем урок – исследование условий прорастания семени. Поэтому нам необходимо одеть белый лабораторный халат (мысленно надевают)
План выполнения исследовательской работы:
выполнить исследовательское задание,
обобщить результаты исследования,
кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования.
дать объяснение полученных результатов.
Над решением проблемы урока-исследования работала группа исследователей, которые представят нам полученные результаты.
На уроке вы должны решить исследовательские задачи, а для этого в начале необходимо выдвинуть гипотезу (предположение). Для этого возле каждой выдвинутой нами гипотезы закрасим значки – смайлики – да «улыбка», нет «нахмуренный», а в конце изучения темы поднимут руки учащиеся чья гипотеза подтвердилась.
Задание № 1. Решить исследовательскую задачу: Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?
Задание № 2. Решить исследовательскую задачу: На какую глубину закапывать семян в землю?
Задание № 3. Решить исследовательскую задачу: Нужен семенам кислород для прорастания?
Задание № 4. Решить исследовательскую задачу: Влияет температура на прорастание семян?
Задание № 5. Решить исследовательскую задачу: Нужен для прорастания семян свет?
Группа исследователей поместили семена в разные условия. Какие же гипотезы подтвердились? Заслушаем отчёт по исследовательским задачам. В ходе выступлений заполняете таблицу.
Таблица. Условия прорастания семян.
Условие прорастания | Роль в прорастании семян |
| |
| |
| |
| |
| |
5.Осознание и осмыление учебного материала (20 минут).
Отчет групп учащихся по итогам исследовательской работы.
Группа 1 «Акватория». Исследование влияния воды на прорастание семени.
Эксперимент: В первой чашке Петри семена оставили сухими, во второй на дно налили немного воды, в третьей – залили семена полностью водой.
Результаты: Наблюдали прорастание семян только во второй чашке Петри.
Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян, но она не должна заливать семена полностью. Она препятствует доступу воздуха. Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы, а просо – намного меньше.
Зачем вода семени? Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 2 «Землеведы». Исследование «На какую глубину закапывать семян в землю?».
Эксперимент: В первом стакане семена посадили на глубину 3-4 см, во втором стакане – на глубину 5-6 см.
Результаты: Семена, которые посадили на глубину 3-4 см проросли быстрее, проросток крупнее по размерам.
Вывод: Следовательно, глубина заделки семян в почву влияет на прорастание семян, т.к. первые дни зародыш расходует питательные вещества семени. Чем крупнее семя, тем глубина заделки больше.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 3 «Аэробы». Исследование «Необходим ли семенам кислород для прорастания?»
Эксперимент: В одну колбу поместили семена фасоли и оставили её открытой, а во второй колбе выжгли лучиной весь кислород и закрыли пробкой.
Результаты: В первой колбе семена проросли, во второй погибли.
Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка. Хотя некоторым семенам требуется очень маленькое количество воздуха, например, семена риса прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 4 «Термогруппа». Исследование влияния температуры на прорастание семян.
Эксперимент: На дно двух стаканов налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник.
Результаты: В первом стакане в тепле семена проросли, а во втором стакане на холоде семена не проросли.
Вывод: Для прорастания семенам необходимо тепло.
Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше.
Температурные условия прорастания семян.
Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 5 «Фотогруппа». Исследование «Нужен ли для прорастания семян свет?».
Эксперимент: Один стакан с семенами поместили в темноту, другой – оставили на свету.
Результаты: Через три дня сравнили стаканы с семенами. Семена, которые содержались в темноте, развивались лучше, и проросло их больше, чем на свету.
Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.
Чья гипотеза подтвердилась?
Проверяем результаты работы учащихся на уроке (заполнение таблицы), отвечая на вопрос «Какие условия необходимы для прорастания семян?» и дополняем.
Вывод (делаем после заполнения таблицы):
семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.
попав в благоприятные условия, семена прорастают и дают начало новому растению.
– Что такое прорастание? Сформулируйте определение
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию проростка.
Первичное закрепление учебного материала - выполнение тестовых заданий
(3 минуты).
Тест.
1.Какое условия не влияют на прорастание семян?
а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.
2.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?
а) им не хватает света, б) прекращается питание,
в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.
3.В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно:
а) оба условия необходимы для прорастания семян
б) свет необходим для прорастания семян
в) свет не нужен для прорастания семян
г) опыт ничего не показал.
4.Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами:
а) меньше
б) больше
в) одинаково
г) зависит от вида растения.
5.Сроки посева семян зависят от:
а) размера семян
б) типа почвы
в) теневыносливости растения,
г) теплолюбивости растения.
6.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?
а) для фотосинтеза
б) для дыхания
в) для поглощения воды
г) для поглощения минеральных солей.
7.Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:
А) появление семядолей и стебелька с почечкой
Б) появление зеленых листочков
В) появление корешка
Г) сбрасывание семядолей
Д) набухание семени
Ключ к тесту (взаимопроверка).
а)
в)
в)
а)
г)
б)
ДВАБГ
7. Информация о домашнем задание.
1) П. 5,6, выучить основные биологические понятия, ответить на вопросы после параграфа устно
2) Провести домашний эксперимент и оформить отчет о работе.
3) Творческое задание: составить кроссворд по теме «Семя» или написать сказку «Приключение Семени».
или
4) Мини-проект «Рекомендации садоводам «Как правильно подготовить семена к посеву»
(брошюра, газета, плакат).
Способность семян к прорастанию называется всхожестью.
Решить исследовательскую задачу «Определение всхожести семян».
Цель: определить качество семян.
Задачи: выполнить исследовательское задание, отчитаться о результатах, кратко рассказать для всех суть эксперимента, выдвинутые гипотезы, и результаты исследования. Дать объяснение полученных результатов.
Приготовьте раствор соли и поместите в неё семена.
Все ли семена утонули? Здоров ли зародыш у утонувших семян? Почему некоторые семена не тонут?
Сделайте вывод.
Рефлексия (подведение итогов) (3 минуты).
Ребята, что сегодня на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового вы сегодня узнали?
Чему вы научились? (на один и тот же вопрос отвечают несколько человек)
• Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Чтобы оценить результат работы мы должны посмотреть поменял ли цвет наш лабораторный халат:
Если работал активно, все понял, понравился урок и набрал много правильных ответов халат стал «красный» - оценка «5»
Если иногда отвлекался, не всё понятно, не всё понравилось и были ошибки при выполнении заданий халат стал «желтым» – оценка «4»
Если совсем не работал, много не понял, не понравился урок и много ошибок допустил при выполнении заданий халат стал «синим» - оценка «3»
«На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней…»
(П.Комаров)
Инструкционная карта для работы на уроке.
ФИ___________________________________ класс ________
Самостоятельная работа с самопроверкой(5 минут).
Задание 1. Дополните схему «Строение семян двудольных и однодольных растений».
семя
1)
зародыш
2)
семядоли
3)
Зародышевый стебелёк
4)
Задание 2. Установите соответствие.
А) Рубчик 1. Защищает семя
Б) Семядольные листья 2. Место соединения семя со стенкой плода
В) Семенная кожура 3. Содержат запас питательных веществ, фотосинтезируют
Г) Эндосперм 4. Запас питательных веществ
Д) Зародыш 5. Развитие нового организма.
Задание 3. «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ». Определите правильность утверждений (поставьте + или - напротив каждого утверждения).
У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
Все семена имеют по две семядоли.
Первым у проростка появляется корешок.
Снаружи семена покрыты корой.
Вода в семя проникает через корешок.
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество – 14 баллов.
Выдвигаем гипотезы для решения исследовательских задач.
Задание № 1. Нужна для прорастания семян вода? Сколько воды необходимо для прорастания семян?
Задание №2. На какую глубину закапывать семян в землю?
Задание №3. Нужен семенам кислород для прорастания?
Задание № 4. Влияет температура на прорастание семян?
Задание № 5. Нужен для прорастания семян свет?
Задание в тетради (записать тему и заполнить таблицу).
Устная работа максимально – 5 баллов.
4. Тест.
1.Какое условия не влияют на прорастание семян?
а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.
2.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?
а) им не хватает света, б) прекращается питание,
в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.
3.В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно:
а) оба условия необходимы для прорастания семян
б) свет необходим для прорастания семян
в) свет не нужен для прорастания семян
г) опыт ничего не показал.
4.Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами:
а) меньше
б) больше
в) одинаково
г) зависит от вида растения.
5.Сроки посева семян зависят от:
а) размера семян
б) типа почвы
в) теневыносливости растения,
г) теплолюбивости растения.
6.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?
а) для фотосинтеза
б) для дыхания
в) для поглощения воды
г) для поглощения минеральных солей.
7.Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:
А) появление семядолей и стебелька с почечкой
Б) появление зеленых листочков
В) появление корешка
Г) сбрасывание семядолей
Д) набухание семени
Задания № 1-6 – 1 балл, № 7 – 2 балла. Максимальное количество – 8 баллов.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
К
аждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Чтобы оценить результат работы мы должны посмотреть поменял ли цвет наш лабораторный халат
(поставить ):
Если работал активно, все понял и набрал много правильных ответов халат стал «красный» - оценка «5» (количество баллов – 24-27 баллов).
Если иногда отвлекался, не всё понятно и были ошибки при выполнении заданий халат стал «желтым» – оценка «4» (количество баллов – 17-24 баллов).
Если совсем не работал, много не понял и много ошибок допустил при выполнении заданий
халат стал «синим» - оценка «3» (количество баллов – 10-16 баллов)
Дата ______ Тема урока_____________________________________________ Таблица. Условия, влияющие на прорастания семян. Условие прорастания | Роль в прорастании семян | 1. | | 2. | | 3. | | 4. | | 5. | | |
Задания для групп
Группа 1. Исследование влияния воды на прорастание семени.
Эксперимент: В первой чашке Петри семена оставили сухими, во второй на дно налили немного воды, в третьей – залили семена полностью водой.
Результаты: Наблюдали прорастание семян только во второй чашке Петри.
Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян, но она не должна заливать семена полностью. Она препятствует доступу воздуха. Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы, а просо – намного меньше.
Зачем вода семени? Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 2. Исследование «На какую глубину закапывать семян в землю?».
Эксперимент: В первом стакане семена посадили на глубину 3-4 см, во втором стакане – на глубину 5-6 см.
Результаты: Семена, которые посадили на глубину 3-4 см проросли быстрее, проросток крупнее по размерам.
Вывод: Следовательно, глубина заделки семян в почву влияет на прорастание семян, т.к. первые дни зародыш расходует питательные вещества семени. Чем крупнее семя, тем глубина заделки больше.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 3. Исследование «Необходим ли семенам кислород для прорастания?»
Эксперимент: В одну колбу поместили семена фасоли и оставили её открытой, а во второй колбе выжгли лучиной весь кислород и закрыли пробкой.
Результаты: В первой колбе семена проросли, во второй погибли.
Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка. Хотя некоторым семенам требуется очень маленькое количество воздуха, например, семена риса прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 4. Исследование влияния температуры на прорастание семян.
Эксперимент: На дно двух стаканов налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник.
Результаты: В первом стакане в тепле семена проросли, а во втором стакане на холоде семена не проросли.
Вывод: Для прорастания семенам необходимо тепло.
Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше.
Температурные условия прорастания семян.
Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.
Чья гипотеза подтвердилась?
Группа 5. Исследование «Нужен ли для прорастания семян свет?».
Эксперимент: Один стакан с семенами поместили в темноту, другой – оставили на свету.
Результаты: Через три дня сравнили стаканы с семенами. Семена, которые содержались в темноте, развивались лучше, и проросло их больше, чем на свету.
Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.
Чья гипотеза подтвердилась?
Анализ урока биологии в 6 классе
по теме «Условия прорастания семян».
В связи с приоритетным направлением новых образовательных стандартов для обеспечения их развивающего потенциала развитие личности в системе образования обеспечивается через универсальные учебные действия, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
По дидактической цели урок «Условия прорастания семян» – урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).
Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию о биологических объектах. Данный урок по типу - урок проблемно - диалогического обучения, урок изучения нового материала и первичного закрепления, в ходе которого постаралась формировать все виды УУД.
Данный урок по типу - урок проблемно - диалогического обучения, урок построения новых знаний, в ходе которого постаралась формировать все виды УУД. Так личностные УУД формировала через отделение знаний от незнаний, действия смыслообразования реализовала через установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. ради чего они изучают этот материал. А во-вторых вопрос об условиях прорастания семян имеет нравственно - этическое значение, т. к. знание этого вопроса потребуется для получения хорошего урожая овощей, правильного выращивания растений интерьера. А для нас, жителей города, как и для сельского населения, это крайне важно.
Регулятивные УУД старалась формировать через организацию всей учебной деятельности учащихся на уроке:
- целеполагание осуществлялось на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё предстоит узнать, т. е. отделить знания от незнаний;
- контроль усвоения знаний и сличение его результата с заданным эталоном;
- коррекция в случае расхождения с эталоном и определение новых задач;
- оценка того, что усвоено, а что предстоит ещё усвоить (осознание качества и уровня усвоения).
В блоке познавательных УУД:
- учащиеся самостоятельно формировали цель и задачи;
- смысловое чтение и выбор необходимых характеристик;
- учащиеся учились устанавливать причинно - следственные связи, построение логической цепи рассуждений и доказательств (на проведённых опытах);
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- на взаимодействии обучающихся с учителем и сверстниками;
- при работе в группе;
- в умении слышать и слушать друг друга;
- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
В ходе урока постоянно обращалось внимание на уже известные данные и ставились проблемные вопросы, проводилась индивидуальная рефлексия и групповая. В конце урока была проведена рефлексия, когда учащиеся оценили свою работу и определили вопросы, над которыми предстоит ещё поработать дома (большинство учащихся не допустили ошибок). В ходе рефлексии создавала условия для осознания учащимися своей роли в достижении успеха. Домашнее задание было дано в соответствие с уровнем усвоения материала на уроке и дополнительное - на интересе. Я считаю, что урок поставленной цели достиг и был полезен присутствующим.