Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570


С.Чистенькое
Урок № 9 Тема: Головной мозг: задний и средний мозг
цель урока: сформировать знания об особенностях строения отделов головного мозга в связи с выполняемыми функциями. закрепить знания о роли и значении спинного мозга.
Задачи:
Обучающие: углубить знания учащихся о строении и функциях головного мозга.
Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся к предмету. Продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся. Способствовать повышению информационной культуры.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
- предметные: знание о строении и функциях головного мозга.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
- личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
1)Организационный момент
2) Проверка домашнего задания по теме: "Строение спинного мозга"( тестирование)
3)Изучение нового материала:
Учитель: Ребята, какие органы включают в себя ЦНС. (Головной и спинной мозг). Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет об одном из них – спинном мозге.
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего урока. Что нам предстоит узнать об этом органе?
Серое вещество | Белое вещество |
Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка | Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути). Осуществляется связь различных отделов спинного мозга; Связь головного мозга с остальными частями ЦНС; Соединение рецепторов с исполнительными органами; |
Головной мозг - располагается в мозговом отделе черепа, его масса в среднем 1300-1400кг (1100 - 2000кг.) Покрыт корой. Из основания мозга выходят 12 пар черепных нервов.
Головной мозг образован 3 оболочками: твердой, сосудистой и паутиной .
Вещества головного мозга: белое (волокна проводящих путей) и серое (ора больших полушарий, кора мозжечка)
Головной мозг:
Ствол | Мозжечок | Полушария большого мозга (левое и правое) |
Продолговатый мозг - продолжение спинного, только серое вещество располагается - ядрами с отходящими нервами. Функция: рефлекторная и проводниковая (кашель, чихание, слезоотделение, глотание, рвота, мигание, работа пищевар.желез, деятельность дыхания, сердца. | вес - 150гр. Состоит из: червя (соединен со средним мозгом) Полушарий и доли. Доли разделены на извилины Функция: координация, регуляция позы, тонус мышц, равновесие. Устная и письменная речь. | Самый крупный отдел мозга. Полушария соединены - мозолистым телом (нервное волокно) Каждое полушарие образовано серым (это кора, толщина 3-4 мм) и белым веществом (проводящие пути под корой) Извилины - это складки коры, а углубления между ними - борозды. Борозды делят кору на 4 доли: лобная, теменная, затылочная и височная. |
Варолиев мост - место где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в К.Б.П и обратно вниз в спинной мозг. Центры: мимики, жевание. |
Средний мозг - имеются 4 бугорка (четверохолмие) верхние бугры - зрительный центр, нижние бугры - слуховой центр. Красное ядро - скопление нейронов, функция: двигательная.(мышечный тонус, поза тела) Черная субстанция - ДОФАМИН (вещество, необходимое для совершения быстрых и точных движений (бег, ходьба) При недостатке дофамина - плохое настроение |
Промежуточный мозг - состоит из ТАЛАМУСА и ГИПОТАЛАМУСА ( книзу от гипоталамуса расположен ГИПОФИЗ.
Таламус - (зрительный бугор), в нем более 40 пар ядер (скопление нейронов). Каждое ядро выполняет свою функцию. Таламус - это центр анализа всех видов ощущения, сбор и оценка всех поступившей информации от органов чувств. Регулирует эмоциональное поведение.
Гипоталамус - это высший центр вегетативной регуляции. Он необходим для регуляции работы всех внутренних органов. Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие). Участвует в смене сна и бодрствования.
Полушария большого мозга:
Левое( мыслительное - логическое) Правое (художественное, эмоциональное)
Отвечает за регуляцию речевой деятельности, Участвует в распознании зрительных,
устной речи, письма, счета, мышления. Развито у правшей музыкальных образов, форма предмета.
Зрительная зона (затылочная доля)
Слуховая и обонятельная (височная доля)
Рефлексия

Закрепление- работа по карточкам «Строение головного мозга»
Домашнее задание: стр.63 - 75. Конспект. рис "Строение головного мозга",
Сообщение на тему: "Жизнь и деятельность И.М.Сечена", "Нарушение работы головного мозга"
Приложение 1. Тест «Спинной мозг»
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) пучок спинномозговых нервов;
б) чувствительные нейроны;
в) дендриты.
4. Задние рога образованы:
а) телами вставочных нейронов;
б) телами двигательных нейронов;
в) телами чувствительных нейронов.
5. Каковы функции спинного мозга?
а) двигательная;
б) защитная и опорная;
в) рефлекторная и проводниковая.
6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?
а) из длинных отростков нейронов;
б) из соединительной ткани;
в) из тел нейронов с дендритами.
7. По восходящим нервным путям нервные импульсы идут
а) к головному мозгу;
б) от головного мозга;
в) в обоих направлениях.
Вставьте пропущенное слово.
1. Нервные клетки – ... состоят из тела и..., способны создавать, воспринимать и передавать нервные...
2. Короткие отростки нейронов – ... образуют вместе с телами клеток... вещество мозга, а длинные отростки – ... образуют... вещество мозга.
3. Разветвления отростков чувствительных нейронов называются..., они воспринимают внешние... и преобразуют их в... импульсы.
4. Места контакта нервных клеток друг с другом называются...
5. Спинной и... мозг образуют... нервную систему, а нервы, нервные... и нервные окончания – ... нервную систему.
6. Скопление отростков... за пределами ЦНС, покрытых оболочкой из соединительной ткани, называются..., а скопление тел нейронов – ...
Приложение 2.Карточка «Строение головного мозга»

