СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка_Готовность педагогов работать со сложными обучающимися

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка_Готовность педагогов работать со сложными обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка_Готовность педагогов работать со сложными обучающимися»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Ишимский многопрофильный техникум»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

«Формирование готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися»





Разработала:

педагог-психолог

Колобылина Анна Анатольевна






Ишим, 2020



Рецензия

на методическую разработку программы тренинга по теме: «Развитие готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися» педагога-психолога первой категории ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» Колобылиной Анны Анатольевны

В последние годы серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно увеличивается число подростков, совершивших правонарушения и преступления. Серьезную озабоченность вызывают факты бродяжничества детей, систематические уходы из дома из-за конфликтов с родителями, со сверстниками, раннее приобщение к алкоголю. Не остаются без внимания, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют ряд специфических черт, затрудняющие процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Со всеми перечисленными возрастными, индивидуальными трудностями обучающихся необходимо уметь справляться и работать педагогам. Уметь помогать им справляться с их проблемами. В связи с этим актуальность программы определяется ростом заинтересованности общества в развитии готовности педагогов к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися, не только педагогически, но и психологически. Поэтому, программа была разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов, их восприимчивость к новшествам и готовность работать со «сложными» обучающимися.

Целью пособия является развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений, составляющих основу психологической готовности педагога к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися.

Общими приоритетами методической разработки является: осуществление комплексного решения целого ряда задач, способствующих развитию групповой сплочённости коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагогов к инновациям в системе образования), осознание педагогами образа преподавателя готового к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися. Формирование способности педагогов к осуществлению ответственного выбора современной педагогической технологии в преподавательской деятельности. Эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Развитие коммуникативных способностей. Эмоциональная разгрузка преподавателей, предупреждение синдрома эмоционального выгорания. Развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений педагогов по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

Разработка имеет практическую значимость, так как обеспечена методическим материалом.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами при работе с обучающимися. 







СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….…… 3

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА ………………………………………………………..……. 5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА……………………………………………………….…… 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА …………………………………………..….… 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 13

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ …………………………………………………………………….… 14







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность программы: в последние годы серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно увеличивается число подростков, совершивших правонарушения и преступления. Серьезную озабоченность вызывают факты бродяжничества детей, систематические уходы из дома из-за конфликтов с родителями, со сверстниками, раннее приобщение к алкоголю. Не остаются без внимания, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют ряд специфических черт, затрудняющие процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Со всеми перечисленными возрастными, индивидуальными трудностями обучающихся необходимо уметь справляться и работать педагогам. Уметь помогать им справляться с их проблемами. В связи с этим актуальность программы определяется ростом заинтересованности общества в развитии готовности педагогов к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися, не только педагогически, но и психологически. Поэтому, методическая разработка тренингового занятия была разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов, их восприимчивость к новшествам и готовность работать со «сложными» обучающимися.

Цель программы формирование профессионально-важных качеств и умений, составляющих основу психологической готовности педагога к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися.

Задачи программы:

  • Провести диагностическое исследование по выявлению восприимчивости педагогов к новшествам и по выявлению их готовности к работе со «сложными» обучающимися;

  • Провести анализ полученных результатов диагностического исследования восприимчивости педагогов к новшествам и по выявлению их готовности к работе со «сложными» обучающимися;

  • Составить на основе полученных результатов диагностического исследования методическую разработка тренингового занятия по формированию готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися.

  • Апробировать программу тренинга, направленную на развитие профессионально-важных качеств и умений, влияющих на успешность в работе со «сложными» обучающимися и на их готовность к новшествам.

Этапы реализации программы:

Первый этап (май) – разработка анкет для педагогов по выявлению готовности к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися;

Второй этап (июнь) – проведение анкетирования с педагогами по выявлению их готовности к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися;

Третий этап (июль) – анализ результатов, проведённого диагностического исследования с педагогами по выявлению их готовности к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися;

Четвёртый этап (август) – составление методической разработки тренингового занятия по формированию готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися на основе полученных результатов диагностического исследования.

Пятый этап (август) - реализация методической разработки тренингового занятия по формированию готовности педагогов к новшествам и по повышению уровня готовности педагогов к работе со «сложными» обучающимися.

Условия проведения тренинга:

Тренинг рассчитан на 3 часа, который будет проходить в форме квеста. Длительность выполнения упражнений на каждой станции:

- Вводная часть тренинга - 15 минут;

- Основная часть тренинга – 2 часа 30 минут:

1 станция «Педагогическая» - 30 минут; (карточки белого цвета)

2 станция «Образная» - 30 минут; (карточки синего цвета)

3 станция «Разгрузочная или эмоционально стабильная» - 30 минут; (карточки красного цвета)

4 станция «Расположительная» - 30 минут; (карточки жёлтого цвета)

5 станция «Ролевая» - 30 минут; (карточки зелёного цвета)

- Заключительная часть тренинга - 15 минут.





ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА

Продолжительность – 15 минут.

При входе в актовый зал педагогам раздаются карточки различных цветов для дальнейшего их разделения по станциям с помощью данных цветных карточек. На каждую станцию отправляются по 16-20 человек.

На данной станции ведущий знакомит с целью занятия и результатами диагностического исследования, проведённого с педагогами в течение июня.

Ведущий: Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня мы поговорим с вами о том, что в нашем современном мире подростковых проблем становится каждый день всё больше. Поэтому мы педагоги обязаны уметь оказать помощь обучающимся в их трудную минуту, научить справляться их самих со своими проблемами.

Для того чтобы мы их могли научить чему либо, должны сами уметь справляться с проблемами, уметь понимать и чувствовать их, понимать их мотив действия в той или иной ситуации.

Время не стоит на месте, развитие человечества тоже ускорено, поэтому педагогам необходимо стремиться к новшествам, но результаты проведённого психологического исследования в июне показывают нам обратное, что наши педагоги не все готовы к новшествам и не все готовы работать со «сложными» обучающимися. На всё есть свои причины: (прошу обратить ваше внимание на слайд, где перечислены ваши затруднения при работе со «сложными» обучающимися)

- обманы со стороны студентов;

- не выполнение своих обещаний педагогическим коллективом;

- ненадлежащий контроль со стороны родителей за обучающимися;

- требуется срочная работа с психологом;

- неадекватные обучающиеся, особенно в группах с ОВЗ;

- вывести ребёнка на откровенный разговор;

- подводит моё здоровье;

- наблюдается неустойчивый интерес к обучению у студентов;

- низкая учебная мотивация обучающихся;

- самообразование;

- отсутствие активной познавательной деятельности у «сложных» подростков;

- сложность сосредоточения и задержка внимания обучающихся во время учебного занятия;

- невнимательность и безответственность обучающихся;

- неудовлетворительная посещаемость и закрытость обучающихся;

- проблема неподготовленности обучающихся к занятию.

Ведущий: для того, чтобы перечисленных затруднений в вашей работе стало меньше, мы с коллегами социально-психологической службы познакомим вас с некоторыми приёмами и способами, которые вы сможете применить на практике в работе со «сложными» обучающимися.

Ведущий: мы предлагаем вам разбиться по цветам карточек, полученных вами при входе.

Итак, те педагоги, которые получили карточки белого цвета, отправляются на станцию «Педагогическая» в кабинет № 312. Ваш модератор -….

Те педагоги, которые получили карточки синего цвета, отправляются на станцию «Образная» в кабинет № 304. Ваш модератор - ….

Те педагоги, которые получили карточки красного цвета, отправляются на станцию «Разгрузочная или эмоционально стабильная» в методический кабинет. Ваш модератор -..

Те педагоги, которые получили карточки жёлтого цвета, отправляются на станцию «Расположительная» в кабинет № 306. Ваш модератор - ….

Те педагоги, которые получили карточки зелёного цвета, идут на станцию «Ролевая» в кабинет № 300. Ваш модератор - ….


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА

Продолжительность – 2 часа 30 минут.

1 СТАНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ». Продолжительность – 30 минут.

Цель: формирование способности педагогов к осуществлению ответственного выбора современной педагогической технологии в преподавательской деятельности.

Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, ластик, маркеры, ручки.

Ведущий: «Современное состояние образовательного института характеризуется нарастанием в нём кризисных явлений, что связано, с одной стороны, с массовой задержкой физического и психического развития детей, с другой – с постоянно возрастающим разрывом между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми педагогическими технологиями. Обострение проблем, связанных с проводимой в РФ реформой образования, требует от современной педагогической науки актуализации знаний и технологий как инструментария повышения качества учебного процесса в современном учебном заведении. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации, и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимодействия с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

      Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-личностно-ориентированного обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и                       других видов обучающих игр;

-развивающее обучение;

-коллективную систему обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология модульного обучения.

-технология дистанционного обучения

-интерактивные технологии: «Дебаты», проведения дискуссий, тренинговые технологии,

-разноуровневого обучение;

-проблемное обучение;

-здоровьесберегающие технологии и др.

Ведущий: вам были перечислены некоторые педагогические технологии. Ваша задача вспомнить суть каждой педагогической технологии и поделиться опытом применения их на практике в своей профессиональной деятельности. По окончанию выполнения упражнения педагогам предлагается защитить свою работу.

Ведущий: в завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.



2 СТАНЦИЯ «ОБРАЗНАЯ». Продолжительность – 30 минут.

Упражнение «Образ педагога».

Цель: развитие групповой сплочённости коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагогов к инновациям в системе образования), осознание педагогами образа преподавателя готового к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися.

Материалы: лист ватмана, цветные карандаши, ластик, маркеры, ручки, ножницы, клей, журналы.

Инструкция: нужно изобразить на одном листе ватмана образ педагога, готового к новшествам, на другом листе образ педагога, готового к работе со «сложными» обучающимися. Изобразить, так как они представляют образ педагога сами. Могут на листе ватмана написать те качества педагога, которые его характеризуют как готовым к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися, могут нарисовать, могут изобразить в виде коллажа из вырезок журналов. Упражнение выполняется коллективно.

По окончанию выполнения упражнения педагогам предлагается защитить свою работу.


3 СТАНЦИЯ «РАЗГРУЗОЧНАЯ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНО СТАБИЛЬНАЯ». Продолжительность – 30 минут.

Цель: эмоциональная разгрузка преподавателей, предупреждение синдрома эмоционального выгорания.

Упражнение «Рисуем с помощью манки».

Материалы: цветные мелки, клей ПВА, бумага, салфетки, фломастеры или восковые мелки, манная крупа, музыкальное сопровождение.

Ведущий: «Добрый день уважаемые педагоги, присаживайтесь, как вам будет удобно. Предлагаю вам немного эмоционально разгрузиться при помощи арт-терапии. Перед вами лежат канцелярские принадлежности. Выберите себе один фломастер (восковой карандаш), который вам больше всего нравится. По середине листа А4 (на весь лист) нарисуйте любую геометрическую фигуру. Отложите в сторону этот лист.  Выберите себе один цветной мелок (передать коробочку с мелками) и отложите его в сторону. Раздать всем баночки с манкой. Теперь возьмите 2-ой чистый лист, пересыпьте на него манку. Попробуйте пальчиком сделать рисунок из манки. Теперь мы покрасим нашу манку мелком. Сделаем это таким образом: мелком перетираем манку, чтобы она полностью перекрасилась в нужный вам цвет (чем дольше перетираете, тем насыщеннее будет цвет). Получившуюся манку пересыпьте в баночки. Сейчас возьмите маленькие листочки и сложите их таким образом (показать). У нас с вами получились кисточки для клея. Вы, наверное, уже поняли, что мы будем приклеивать нашу манку, создавая необходимый рисунок или образ. Клея нужно брать немного, т.к. он быстро высыхает. Вы можете перемещаться по кабинету, чтобы взять необходимый вам цвет. Манку насыпайте побольше, чтобы при высыхании сохранилась фактура и цвет.  Тема для рисования - «Весна». А сейчас возьмите свои листочки с геометрическими фигурами и приступайте к творчеству. Ваш рисунок должен быть расположен внутри геометрической фигуры». Включить музыку. Раздать салфетки для рук.

Ведущий: как здорово у вас получились «рисунки». Расскажите пожалуйста о них, что вы хотели ими показать, что изобразили. Возникли какие-нибудь трудности во время выполнения упражнения? Вам было интересно выполнять это задание? Хорошо, спасибо за работу! А теперь я предлагаю еще одно упражнение. Давайте попробуем?

- Для начала разделитесь на равные группы (по 8-10 чел.)

 Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой».

«Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают.

«Сушилка» должна его высушить – обнять.

Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Ведущий: Уважаемые педагоги, поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями, эмоциями расскажите о них. Данное упражнение будете применять на практике при работе со студентами?

Релаксация

Упражнение «Белое облако»

Материалы: текст, музыкальное сопровождение – В.А. Моцарт.

Ведущий: «Закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления проходит по вашим мышцам. Представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Понаблюдайте за собой со стороны некоторое время (30 секунд). А сейчас пришло время возвращаться обратно, на землю. Сделайте вдох и глубокий медленный выдох, потянитесь. Медленно откройте глаза…  Мы с вами снова вместе в нашей аудитории».  

Ведущий: Кому из вас удалось свершить путешествие на Белое облако? Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями? Какие чувства и ощущения вы испытали, в общем, от нашего занятия на станции «Разгрузочная или эмоционально стабильная»? С теми упражнениями, с которыми я вас сегодня познакомила, можете применять в своей работе со студентами.


4 СТАНЦИЯ «РАСПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ». Продолжительность – 30 минут.

Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Развитие коммуникативных способностей.

Упражнение «12 правил как расположить к себе собеседника».

Ведущий: Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения (коммуникации). Но человек не рождается с этим умением, оно - результат длительной и настойчивой работы над собой.

Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Вы, используя приемы и способы общения, с которыми познакомимся, прочитав брошюру «12 правил как расположить к себе собеседника». Ваша задача легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним".

Члены группы встают по принципу "карусели", т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 -3 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 мин закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций:

1). "Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему..."

2). «Перед вами родитель студента из вашей группы. Вы случайно увидели его на улице, вам нужно уговорить его прийти на родительское собрание, так как данный родитель всячески избегает посещения такого рода мероприятия».

3). «Перед вами студент, который не посещал ни одного занятия в учебном заведении и отказывается идти на контакт, ваша задача выяснить причину пропусков учебных занятий».

4). «Вы заходите в общественный транспорт с большими сумками, вам очень хочется уже присесть и передохнуть. Вы замечаете, что все места заняты. Ваша задача уговорить одного из пассажиров уступить вам место».

5). «Вы заходите в аптеку, чтобы совершить покупки, но замечаете большую очередь перед кассой. Понимаете, что очень торопитесь и опаздываете на встречу. Ваша задача уговорить одного из покупателей пропустить вас первым».

6). «Вы студент и вам срочно нужно отлучиться по своим делам с учебных занятий. Ваша задача убедить педагога отпустить вас».

Ведущий: умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести.

«15 правил как расположить к себе собеседника».

1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность — главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте. Не обращайте внимания на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию, и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

3. Рассказывайте о себе. Если собеседник, как вам кажется, не готов к разговору, не отвечает на ваши вопросы или отвечает односложно, вы можете для начала поговорить на посторонние темы, рассказать о том, что вас заботит в эту минуту… и внутри этого повествования возникнет пространство для общения.

4. Задайте неожиданный вопрос. Дайте собеседнику возможность взглянуть на тему вашего обсуждения по-новому – удивление откроет возможность для диалога. 

5. Выражайте свое внимание к собеседнику. Пока он говорит, кивайте, пользуйтесь подбадривающими высказываниями: «да-да», «угу», «действительно, так». Не отводите надолго взгляд в сторону, смотрите в направлении собеседника, но не обязательно прямо в глаза – слишком прямой и пристальный взгляд некоторые воспринимают как выражение недоверия.

6. Поднимайте самооценку собеседника. В этом помогут такие фразы: «Как интересно», «Да, теперь я начинаю понимать». Иногда полезно переспрашивать: «Простите, как вы сказали? Это очень важно!»

7. Показывайте свой интерес к теме. Бывает, что эрудиция собеседника превосходит вашу. В этом случае вы можете попросить его разъяснить отдельные моменты. Если при этом он немного высокомерен, не признавайтесь сразу в своем незнании – вместо этого можно сказать: «Так-так… ищу в памяти… не получается восстановить… а ведь это звучит так интересно! Не могли бы вы рассказать мне…»

8. Выбирайте индивидуальный стиль общения. Попробуйте представить себе, что важно для вашего собеседника, чего бы ему хотелось. И используйте это. Например: «Мой друг, узнав, что я с вами встречусь, просил непременно выяснить… Мои знакомые позавидуют мне, когда я им расскажу, что разговаривал с вами... Ваши близкие, наверно, гордятся тем, что вы…».

9. Отражайте чувства собеседника, при этом сохраняя дистанцию: «Кажется, что вы взволнованы». Если вы считаете, что собеседник испытывает отрицательные эмоции, добавляйте «как если бы» и переспрашивайте: «Это выглядит так, как если бы вы были возмущены моим незнанием, – это действительно так?»

10. Рассказывайте о своей реакции. Следите за своими чувствами и рассказывайте о них, когда это уместно или необходимо. С положительными эмоциями, как правило, трудностей не возникает. А если у вас появились неприятные переживания, сообщайте как о наблюдении – с позиции наблюдателя: «Вы знаете, я чувствую внутри себя какое-то несогласие… желание возразить…»

11. Ставьте «кавычки». В ситуациях, когда нужно сказать собеседнику нечто неприятное или задать вопрос, которого тот не хочет слышать, помогает прием отстранения или интонационные кавычки – вы говорите то, что считаете нужным, но не от своего лица. Например: «Я бы сам никогда не задал этого вопроса, однако меня просили узнать…», «Сейчас у меня трудный момент, не хочется этого говорить, но руководство просило передать…» или «На моем месте какой-нибудь бестактный человек мог бы спросить…». Чтобы сохранить дружественную обстановку, можно указать на то, что этот неприятный эпизод будет вынесен за рамки вашей доверительной беседы: «…А потом мы сразу же вернемся к нашему разговору».

12.Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

13. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

14. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

15. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу — отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.


5 СТАНЦИЯ «РОЛЕВАЯ». Продолжительность – 30 минут.

Упражнение «Мария Ивановна и Васечка».

Цель: развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений педагогов по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

Инструкция: упражнение выполняется в паре, в течение 10-15 минут. Один будет играть роль студента по имени Вася, второй в паре будет играть роль преподавателя по имени Мария Ивановна. После того как вы проиграли роль Васечки следует поменяться ролями со своим оппонентом, который играл роль Марии Ивановны.

По окончанию выполнения упражнения педагогам предлагается выступить по желанию и поделиться своими ощущениями с коллегами, в какой роли было сложнее играть, в какой чувствовали себя комфортно, в чём были затруднения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: «Преподаватель физики по имени Мария Ивановна заходит в аудиторию. Приветствует студентов, они в свою очередь её тоже приветствуют, присаживаются на свои рабочие места. Мария Ивановна сразу обратила внимание на то, что один студент по имени Вася, у которого была репутация трудного подростка, не поздоровался с ней, и не снимает зимней шапки в аудитории. Проходит некоторое время, преподаватель начинает объяснять новый учебный материал, но Вася не снимает шапки, не открывает тетрадь и не записывает учебный материал. Тогда Мария Ивановна делает замечание Васе и просит преступить к изучению нового материала. На что студент отвечает преподавателю в грубом тоне:

- «Что вы все ко мне привязались! Вечно я кому-то мешаю! Если Вам не нравится что-то, то я вообще могу уйти, а лучше выйди сама», и продолжает вести себя по-прежнему. Ваши действия».

























ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНИНГА

Продолжительность – 15 минут.

На данной станции ведущий подводит результаты тренинга, проведённого с педагогами в течение дня. Педагоги тоже в свою очередь делятся своим мнением, впечатлениями, эмоциями при помощи рефлексии «Три плаката». Перед педагогами размещены три ватмана с заголовками на каждом: первый плакат «Чему научились?», второй плакат «Что понравилось?», третий плакат «Что не понравилось». Каждый из участников тренингового занятия выходит к ватманам, отвечает на эти вопросы на стикерах и приклеивает их, перед этим проговорив это вслух для всей аудитории.

В завершении мероприятия раздаются буклеты с рекомендациями по снятию и регулированию эмоционального напряжения, как расположить к себе собеседника. Краткий перечень современных педагогических технологий.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка тренингового занятия по формированию готовности педагогов к новшествам и работе со «сложными» обучающимися ориентирована на развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений, составляющих основу психологической готовности педагога к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов, их восприимчивость.

При проведении тренингового занятия придерживались цели и задач:

Цель программы: формирование профессионально-важных качеств и умений, составляющих основу психологической готовности педагога к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися.

Задачи программы:

  • Провести диагностическое исследование по выявлению восприимчивости педагогов к новшествам и по выявлению их готовности к работе со «сложными» обучающимися;

  • Провести анализ полученных результатов диагностического исследования восприимчивости педагогов к новшествам и по выявлению их готовности к работе со «сложными» обучающимися;

  • Составить на основе полученных результатов диагностического исследования методическую разработка тренингового занятия по формированию готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися.

  • Апробировать программу тренинга, направленную на развитие профессионально-важных качеств и умений, влияющих на успешность в работе со «сложными» обучающимися и на их готовность к новшествам.

Для достижения данных целей и задач придерживались принципов последовательности.

Познавательная ценность мероприятия заключалась в возможности представить жизненную ситуацию в реальном времени.            

В течение мероприятия активно использовались: ТСО (презентация), музыкальное сопровождение, наглядность, которые соответствовали эстетическим нормам.             

В целом, мероприятие прошло успешно, на доброжелательных началах. Во время мероприятия, преподаватели были активными, дисциплинированными, к выполнению заданий подошли серьезно и с большим интересом.

Поставленные цели и задачи были достигнуты.












ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/06/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii

  2. https://lifehacker.ru/kak-raspolozhit-k-sebe-sobesednika-12-pravil-udachnogo-razgovora/

  3. https://studfile.net/preview/1664910/page:18/





Представьте себе ваш неприятный разговор, например, со студентом условно назовем его Васечкой, позволивший себе неучтивый тон в разговоре с вами. Закончился рабочий день, но вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство переживания за свою репутацию, за состояние студента захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть неприятный напряжённый разговор, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Васечку из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить его. Попробуйте сыграть роль Васечки, встать на его место и понять, почему он позволил такой тон общения с вами. Подражайте его походке, манере себя вести, проигрывайте его размышления, его семейную ситуацию, наконец, его отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Васечке, вы увидите в нём много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Васечки и сможете его понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Васечка с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сам, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.


15