ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно – патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
В основу гражданского воспитания положен механизм нравственного воспитания. Для того чтобы уяснить специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, следует разобраться в природе гражданских чувств: его структуре, содержании, а также проследить его зарождение, истоки (на базе каких чувств оно формируется, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство. Если это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, то ребенку, в первую очередь, необходимо привить дисциплинированность и воспитать гуманные чувства. Организованное поведение необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими качествами, прежде всего, с активностью и самостоятельностью, т.е. готовностью выполнять требования в сочетании с инициативностью, с умением проявлять самостоятельность в различных ситуациях. Каждое из этих качеств составляют основу гражданской активности .
В процессе формирования умений и навыков поведения важную роль играет усвоение детьми правил поведения того общества, в котором он живет. У детей должна закрепиться необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Очень важно помочь ребенку увидеть влияние своего поведения на благополучие других людей. Воспитывая привычки нравственного поведения, формируют у детей правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлений общественной жизни, постепенно развивают способность к оценке и взаимооценке.
Воспитание дисциплинированности и осознанного к нему отношения важно для воспитания доброжелательности, предотвращения возможности возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым, а в последствии и к согражданам и своей стране.
Например, воспитание дисциплинированности влияет также на отношение к труду: формирование у детей сосредоточенности в труде (умение работать в достаточно быстром темпе и, не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать наиболее экономные приемы, выполнять работу за определенный срок), умение включаться в труд по собственной инициативе при необходимости, не ожидал напоминания и не избегая наиболее сложных видов труда или не вызывающих интереса. Особенно значимо для формирования у них самооценки и самоконтроля, четкости в работе, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое до конца, даже если оно не привлекательно. Это способствует формированию волевых качеств необходимых граждански активной личности в труде, направленном на общественное благо и развитие страны.
Таким образом, даже простые положительные привычки поведения оказываются ценными для нравственного развития ребенка. Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним, желание трудиться на благо обществу, стремление к миру, преобразовывать жизнь к лучшему.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству.
Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания и поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, к взрослым. Приучая детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.
С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умению отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям и взрослым разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Особое внимание необходимо обращать на воспитание у детей трудолюбия: желание и умение трудиться не только для себя, но и на общую пользу; умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от желания. Воспитывать активность, готовность преодолевать препятствия, проявлять инициативу при выполнении поставленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответственность перед группой.
Важно воспитывать у ребят чуткость по отношению к старшим, учить замечать их настроение, реагировать на него определенным образом. Воспитывать активность и самостоятельность в том, чтобы и словами, и на деле выразить уважение к старшим, готовность им помогать. Воспитанию заботливого отношения к взрослым опосредованно способствует внимание к детям самого воспитателя. Если он умеет заметить радость ребенка и порадоваться с ним, подбодрить, посочувствовать, когда ребенок загрустил, то у малыша всегда будет хороший пример для подражания .
Для формирования гуманных отношений между детьми важны дружеский характер общения и взаимопомощь, развитие целеустремленности и организованности у каждого ребенка, интерес к совместной деятельности, осознание детьми элементарных норм и правил взаимоотношений со сверстниками. Педагог должен позаботиться о том, чтобы жизнь детей в группе протекала содержательно.
Необходимо развивать у детей умение помочь попавшему в беду или нуждающемуся в помощи, проявить сочувствие.
Важным условием успешной работы в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ, проведение экскурсий, совместная деятельность с детьми.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы на протяжении ряда лет реализуем задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской краеведческий музей, библиотеку, поход к памятнику воинов-интернационалистов, а также проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, уголков патриотического воспитания и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Педагогическим коллективом нашего ДОУ был определен план военно-патриотической работы, определены основные мероприятия, сроки, место проведения мероприятий и ответственные за реализацию запланированных мероприятий.
Кроме того, были подобраны художественная литература, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности.
Вместе с педагогами в соответствии с планом мероприятий дошкольники побывали на познавательных экскурсиях в краеведческом музее, возложили цветы к мемориалу памятнику воинов-интернационалистов.
В процессе специально организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками была проведена образовательная деятельность с использованием ИКТ: «Наша армия», «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Рода войск». Воспитанники ДОУ проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому в течение месяца педагоги знакомили их с рассказами о военной службе, Российской армии, русских богатырях, с произведениями «На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» В. Лифшица, «Последний выстрел» Е. Воробьева, «Баллада о добром свете» Е. Благининой, «Песня смелых» А. Сурикова, рассказ «Посылка» С. Михалкова. С удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л. Татьяничевой, «Будущий мужчина» В. Косовицкого и др.
Совместно с родителями были проведены спортивные досуги «Нашей Родины сыны нынче прославляются». Активное участие родителей в мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребенка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать свою ловкость и умения. Такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и у родителей.
Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность. В ДОУ была организована выставка детского творчества «От защитников - богатырей до защитников наших дней», выставка книг, оформлены стенгазеты, уголки патриотического воспитания.
Таким образом, заложенные на первых ступенях дошкольного детства начала гуманизма, его общественная направленность служит основой формирования гражданской активности в будущем, терпимого отношения к окружающим, проявления внимания и заботы нуждающимся, дел на благо своей Родины.
Только свободный в своих поступках человек, основывающийся на нормах нравственности и гуманизма, активный в своих действиях, направленных не только на личное благо, но и на благо окружающих, уважительно относящийся ко всем людям планеты можно назвать граждански активной личностью.