СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Игровые технологии на уроках математики".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Игровые технологии на уроках математики".»












Игровые технологии на уроках математики.

Методическая разработка.





















При переходе к информационному обществу все более важным для преподавателя становится приобщение студентов к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения и развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Игры и игровые ситуации заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов, потому что их систематическое использование является эффективным средством активизации учебной деятельности студентов, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Проведение игр дает хороший результат в группах профессий СПО, где преобладают студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Для групп профессий СПО математика кажется сухой и скучной наукой. Как правило, это ребята, которые не хотят и не умеют учиться, у них полностью отсутствует уверенность в своих силах, они боятся сделать что-либо самостоятельно. Они уже внушили себе, что в математике ничего не смыслят и не понимают. Дети, пришедшие из школы, за лето повзрослели, сменили обстановку, у них появляется возможность начать в учебе все заново. Надо им только помочь в этом и заинтересовать предметом

Я поставила перед собой цель – активизируя познавательную деятельность студентов, повысить качество обучения. Для достижения цели мною была поставлена задача: повысить мотивацию к предмету в группах профессий СПО через использование игровой технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения преподавателя и обучающегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. Студент выступает как активный участник, субъект организации игры.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным принципам:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе я провожу урок – игру или ввожу элементы игры. Например, проводя урок обобщения и систематизации знаний по теме “Вычисление интеграла и площади криволинейной трапеции”, на этапе актуализации опорных знаний провожу игру. Учащиеся выполняют задания и расшифровывают слово.

Вычислить интегралы:

    2            3              2                         0
1) ∫х3dx     2) ∫x2 dx    3) ∫(1 + 2х)3dx    4) ∫(1 - 3x)2dx
    1            1              0                       -1

  0,5π               π
5) ∫sin2x dx    6) ∫cos3x dx
0                  0,5π

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:

7) у = х2; х = 0; х = 3, осью Ох.
8) у = √х; х = 0; х= 4, осью Ох.


М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

!

3,75

8⅔

78

7

1

9

5⅓


На уроке « Логарифмическая функция, ее свойства и график», во время этапа актуализации материала учащимся было предложено сыграть в домино.




=1,5

Log3 729

=5

=6

Log2 + log210

=─3

=0

=9

Log 248─log 2 3

=1

=4

=3

= 0,5

=7

Log24─log327

= ─2

Log 6 x=─2

=─1

Lg25+lg4

=

=2

0,5• 2log 2 10








Проходя по рядам, сразу называю количество правильно выложенных домино. Проверка проходит очень быстро, для этого достаточно проверить, совпадает ли ответ последней карточки с числом на начальной.

Открытый урок я провела в форме дидактической игры по теме: «Показательная функция, решение показательных уравнений и неравенств». Это был урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

Дидактическая цель была сформулирована следующим образом.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы повторим свойства показательной функции и закрепим знания и умения решения показательных уравнений и неравенств. А чтобы вам было интересно на уроке, я предлагаю вам игру “Математический тир”. Возникает вопрос: а каковы же правила игры? Правила таковы: сегодня на уроке мы будем выполнять различные задания. Задание – это патрон, решение задания – это выстрел, правильный ответ – это попадание. Наш класс – это четыре команды, которые должны пройти конкурсы игры. Результаты каждого конкурса будут отражены на мишенях, которые закреплены на доске. После выполнения задания каждого конкурса рефери отметит маркерами точки в зонах мишени. В конце урока мы подведём итог: у какой команды было больше выстрелов и кто стрелял лучше. На доске вывешены мишени для каждой команды. Приведу пример одного из конкурсов урока. Цель данного этапа урока повторение методов решения показательных неравенств.

Раздается задание с буквой, решив которое ученик должен вставить букву на место, с которым совпадает ответ его задания. В результате должны появиться фамилия или имя некоторых из Нобелевских лауреатов, получивших премию за исследования в области физики с использованием показательной функции:

Пьер Кюри - французский физик; Игорь Тамм - советский физик.

Ричардсон Оуэн - английский физик; Альварес Луис - американский физик.

Задание для 1 группы.

Ю

3x + 2 - 3x

И

2x + 2x + 1 6

К

( ) ≥256

Р

4х


Х≤ - 4

Х

Х

Х1







Задание для 2 группы.

Н

81 91-4х

У

9х-7,2

О

3х+2 – 3х

Э

54х-7 1


х

х≤5,2

х

х-0,25





Задание для 3 группы.

У

3x + 2 - 3x 72

С

610x - 1 36.

И

4-1 · 2x 16

Л

2x - 1 + 2x - 4 + 2x – 2


х

х2

х6

х0,3






Задание для 4 группы.


М

54х-7 1

Т

1,5х  2,25

М

 7х

А

2х-1 +2х+3 ˃17







х2

х˃1

Х

Х







Алгоритм работы на данном этапе игры:

1. Раздача дидактического материала по группам:

карточки с заданиями.

2.Групповая работа (сама игра)

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

  • Распределение заданий внутри группы.

  • Индивидуальное выполнение задания.

  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

  • Обсуждение общего задания группы.

  • Подведение итогов группового задания.

При необходимости консультирую учащихся, корректирую работу в группах. Ученик, разгадавший букву, сообщает её капитану. Он вписывает её в таблицу на место, с которым совпадает ответ его задания. При правильном решении всех примеров расшифровывается вся фраза. Та команда, которая быстрей отгадает фразу, попадает 4 раза в мишень. У последней команды одно попадание. После того как разгадана фраза, знакомлю учащихся с биографией ученого.

Обучающимся нравится, когда урок проходит в игровой форме. Разнообразие игровых форм уроков зависит от собственной фантазии, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр: урок-конференция, игра «Счастливый случай», «Звездный час» и др.

Например, изучая решение логарифмических уравнений, я провела урок-игру, на котором отправилась в путешествие вместе с учащимися. Вначале урока мы расшифровали шифровку, решив уравнения. При движении вперед встретили мост, пройти по нему смогли, узнав ключевое слово кроссворда.



Вопросы:

1. На что нельзя делить? (ноль)

2. Как называется ответ при решении уравнения? (корень)

3. Часть математики, в которой рассматриваются решения уравнений (алгебра)

4. Равенство с переменной (уравнение)

5. Равенство двух отношений (пропорция)

6. От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (дискриминант)

7. Как называется функция вида у = ? (логарифмическая)

8. Как называется независимая переменная? (аргумент)

Ключевое слово – ЛОГАРИФМ.

Долог был путь и труден, чтобы веселее было шагать, выполнили самостоятельную работу.

Быстро пролетело время за самостоятельной работой и подошли мы к своей цели городу Знаний. Но в город стража пускала только тех, кто знал пароль, который получился в результате решения примеров. Распахнулись двери города. А там праздник. Все показывали свое мастерство. Тут и учащиеся показали, что умеют, отвечали на заданные вопросы по теме урока:

«-Определение логарифма, какой логарифм называется десятичным, натуральным? Какие свойства логарифмов? Какие способы решения логарифмических уравнений усвоили?» На этом уроке мы повторили свойства логарифмов, обобщили и систематизировали основные методы решения логарифмических уравнений и закрепили полученные навыки решения логарифмических уравнений.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. Применяю учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются: - знакомство с реальной ситуацией, - поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего, - постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре,- создание игровой проблемной ситуации, - вычисление необходимого для решения проблемы материала, - разрешение проблемы, - анализ итогов работы, - оценка результатов работы.

Основная идея игры “Математик-бизнесмен”, которую я провела по теме “ «Цилиндр, конус и шар»”, состоит в том, чтобы систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по применению формул площадей поверхностей цилиндра, конуса и шара. Цель игры развить логические навыки решения задач по данной теме, предусмотренные стандартом образования; способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях.

Правила игры:

1. В игре участвуют четыре команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т. е. капитана команды).

2. Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.

3. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости (например, от 50 условных денежных единиц до 200) в зависимости от сложности. Условные денежные единицы изображены на карточках.

4. Стартовый капитал каждой команды - 500 денежных единиц.

5. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то: капитал уменьшается на 100% стоимости задания

6. Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.

7. На обдумывание задания дается от 10 до 15 минут в зависимости от сложности.

8. Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

9. Победителем объявляется команда, у которой в банке будет больше "денег" по окончанию игры.

Задачи предлагались практического содержания. Например

Цилиндрическая труба диаметром 65 см. имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10% от площади боковой поверхности материала?

Конусообразная палатка высотой 3,5 м. и диаметром основания 4 м. покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если 5% от площади боковой поверхности материала ушло на швы и отходы?

Оцениваться могут все ученики группы, или только некоторые из них, это зависит от их активности. Оценка может выставляться преподавателем и капитаном. Деловые игры позволяют подготовить учащихся к сознательному изучению большой темы курса математики, активизировать мышление, внести дух творчества в обучение. Стараюсь помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему его лучшие качества.

Игра служит средством развития интереса к предмету, при условии выполнения следующих требований к ее организации:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех учащихся.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый студент.

4. Игровой характер при проведении уроков математики должен иметь определенную меру. Превышение ее может привести к тому, что учащиеся во всем будут видеть игру.

5. Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль преподавателя при их организации. Прежде всего, преподаватель должен положить начало творческой работе студентов, контроль и руководство преподавателя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности студентов, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности обучающихся. Постепенно преподаватель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным студентам. Многие игры студенты могут разрабатывать самостоятельно. Практика показала, что на фоне игровых ситуаций и игр, обучающиеся лучше запоминают способы решения заданий, теоретический материал, который, быть может, недостаточно был усвоен на предыдущих уроках.

В заключение хотелось бы отметить, что игровые технологии позволяют разносторонне развиваться личности студента, то есть целостно. Игровые технологии можно применять как на уроке, так и в тематических внеклассных мероприятиях. Перспективность использования игровых технологий на уроках математики вижу в применении информационных технологий.


Литература.


1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель»

2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва

3. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб.

4. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. М.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры М.