3. Актуализация знаний учащихся | Учитель. Еще раз прочитайте имена существительные в обоих столбиках. Скажите, какое задание с ними можно выполнить. Ученик. Можно соединить между собой подходящие по смыслу собственные и нарицательные имена существительные, записать их, раскрыв скобки. Учитель. Выполните это задание, записанные составленные пары слов столбиком. Прочитайте написанные пары слов Ученики зачитывают пары слов, выделяя орфограмму. Учитель. Скажите, с какими именами собственными вы сейчас работали и как они пишутся. Ученик. Мы работали с именами, отчествами, фамилиями, кличками животных, названиями рек, озёр, городов, стран. Пишутся они с большой буквы. Учитель. Найдите общее понятие к названиям рек, озёр, морей, океанов, островов, городов, стран. Что это такое? Ученик. Это географические названия. Учитель. Ещё раз сформулируйте правило написания имён собственных, используя только что названное понятие. Ученик. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы. |
4. Изучение нового материала | На доске столбиком записаны слова: Историческое событие Басня Рассказ Стихотворение Журнал Газета Картина Фильм Фабрика Автомобиль Справка: «Ворона и Лисица», Ледовое побоище, «Серая шейка», «Труд», «Мурзилка», «Приключения Петрова и Васечкина», «Утро в сосновом бору», «Жигули», «Лакомка», «Зимнее утро». Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание. Ученик. Нужно к нарицательным именам существительным подобрать подходящие по смыслу собственные имена существительные. Работа выполняется коллективно на доске и в тетрадях. Учитель. Давайте сделаем вывод по этому упражнению. Как пишутся названия исторических событий? Ученик. Названия исторических событий пишутся с большой буквы. Учитель. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки? Ученик. Заглавия басен, книг, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Учитель. Давайте обобщим все наши рассуждения, используя следующий план: 1. Какие имена существительные являются собственными? 2. Как пишутся имена собственные? 3. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки? Обобщение учебного материала, чтение по учебнику. |
5. Закрепление изученного материала | Упражнение 1. 1. Лев Николаевич Толстой, Николай Николаевич Носов, Агния Львовна Барто, Виталий Валентинович Бианки 2. Великая Отечественная война, Мурманск, Куликовская битва, Ледовое побоище. 3. «Московский комсомолец», «Мурзилка», «За рулём», «Вокруг света». 4. Памир, Селигер, Джомолунгма, Эверест. Учитель. Прочитайте упражнение. Найдите в каждом ряду лишнее имя собственное. Обоснуйте свой выбор. Остальные имена собственные запишите. Орфограммы обозначьте графически. Расскажите правило о правописании имён собственных. Упражнение 2. (М, м)агазин, (С, с)моленск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)питер, (Н, н)адежда, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, о)гонёк, (М, м)осквич, (З, з)намя, (Г, г)реция, (К, к)абинет, (С, с)оня. Имена существительные Нарицательные | Собственные | Собственные и нарицательные | здание | Саратов | Курган, курган | Учитель. Прочитайте слова, рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание. Ученик. Имена существительные надо распределить на три группы. Первая - имена существительные, которые бывают только нарицательными; вторая - имена существительные, которые бывают только собственными; третья - имена существительные, которые могут быть и нарицательными, и собственными. Надо написать эти имена существительные, графически обозначить орфограммы. Работа сначала выполняется коллективно, затем индивидуально. Проверка. Учитель. Расскажите правило о написании имён собственных. Приведите примеры, не повторяя те, которые уже звучали на уроке. Назовите имя существительное собственное, в котором все согласные мягкие и звуков больше, чем букв. (Енисей). Назовите имя существительное, которое может быть собственным и нарицательным и в котором все согласные звонкие, непарные. (Орёл). Упражнение 3. (Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно располагается на материке (Е, е)вразия и находится в двух частях света – (Е,е)вропе и (А, а)зии. Географическое положение государства очень выгодное: оно имеет выходы в моря (А, а)тлантического, (Т, т)ихого и (С, с)еверного (Л, л)едовитого океанов. На огромной территории (Р, р)оссии сосредоточены значительные природные богатства. Нефть и газ добываются на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина! Учитель. Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России.) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна.) Внимательно рассмотрите схемы: 1) нариц. сущ + собст. сущ. 2) прил. + сущ – собст. наименования Сформулируйте задание. Ученик. Из текста надо выписать словосочетания, которые состоят из нарицательного имени существительного и собственного, и имена собственные, которые состоят из прилагательного и существительного; раскрыть скобки, подчеркнуть орфограммы. Учитель: Найдите более общее понятие для всех этих названий. (Географические названия.) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина.) Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма.) Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения. |