Автор-составитель: Миронова Т.В. Методическая разработка интегрированного урока по предметам: "Живой мир", "Занимательный труд" для детей с тяжелой умственной отсталостью.
Урок по теме "Признаки осени"
Цели урока
Образовательные
1.Расширить знания детей о живой и неживой природе.
2.Учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт.
3.Работать над развитием речи.
4.Закрепить понятия о трех месяцах осени.
Коррекционные
1.Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии.
2.Способствовать снятию эмоционального напряжения.
3.Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.
Развивающие
1.Совершенствовать творческие навыки.
2.Развивать навык спокойно слушать собеседника до конца, терпение, выдержку.
Воспитательные
1.Воспитывать у детей чувство прекрасного.
2.воспитывать любовь к природе и эмоциональную отзывчивость.
Организационный момент
Звучит мелодия: "Осень, птицы, шум листьев".
Педагог читает авторское стихотворение.
Осень
Автор: Т.В. Миронова
Вот уж сентябрь наступил
Стал световой день короче
Кажутся хмурыми дни
И долгие, долгие ночи.
В воздухе веет прохладой
Часто ненастье и дождь
Листья с деревьев слетают,
Когда по аллее идешь.
По цвету разнообразные
Бардовые, желтые, красные,
Зеленые и золотистые,
Цвет от пигмента зависит их.
Листья шуршат под ногами,
Будто мелодия в такт
Так говорит вместе с нами
Наш золотой листопад.
Белка грибы запасает,
Заяц линять начинает,
Звери лесные готовятся
Осенью к лютой зиме.
Птицы сбиваются в стаи
Им предстоит долгий путь
Перелеты в теплые страны,
Но они не боятся ничуть.
Ветер подул и прохладно
Становится день ото дня,
Курточки люди одели
И сапоги от дождя.
Одели плащи, капюшоны,
На шею накинули шарф
Это природы законы,
Они не зависят от нас!
Сентябрь, октябрь, ноябрь,
Осень шагает вперед
Однажды проснешься и скажешь,
Что снова зима настает.
Далее учитель проводит с учащимися упражнение: "Солнечный зайчик"
(Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, подружитесь с ним, подарите свою улыбку солнечному зайчику).
В лес осенний на прогулку
Приглашает он пойти.
Интересней приключенья нам с тобою не найти.
О каком времени года нам говорит солнечный зайчик?
Солнечный зайчик приглашает нас сегодня в гости к осени.
Ну что ж, отправимся в гости к осени.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
В вазу осенний букет отнесем.
Мы порадуем осень и возьмем с собой три осенних месяца, а как их зовут, отгадай.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?
(ответ: сентябрь)
Сентябрь - младший брат осени. Сентябрь - самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов и для сбора урожая.
Королева наша, Осень ,
У тебя мы дружно спросим:
"Ты нам свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?"
(октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему? Это середина осени. Называют его вечером года. Солнце светит редко, на небе темные тучи. В это время природа готовится ко сну. Деревья сбрасывают листву, насекомые прячутся в лесную подстилку или забиваются в щели. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди надевают куртки, плащи, сапоги, потому, что на улице прохладно и сыро.
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Днем сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(ноябрь)
Ноябрь - последний месяц осени. В ноябре небо часто покрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
А какие изменения в природе происходят осенью?
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
(А. Плещеев)
Осенью небо закрыто тучами, частые дожди, воет ветер, солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче и холоднее.
Физкультминутка "Дождь"
(дети делают друг другу)
Дождь, дождь. Надо нам
Расходиться по домам.
(Хлопки ладонями по спине)
Гром, гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
(Поколачивание спины кулачками)
Град, град, сыплет град,
Все под крышами сидят.
(Постукивание пальчиками по спине)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
(Поглаживание спины ладошками)
А как повлияли изменения в природе осенью на жизнь растений?
У растений изменилась окраска листьев, они стали желтыми, красными, коричневыми, опадают с деревьев на землю. Золотой ковер из листьев шуршит под ногами.
Игра "Угадайте, с какого дерева лист?"
(используется раздаточный материал)
Ответы: береза, дуб, липа, клен, рябина.
Осенние изменения в жизни животных.
Осень нам приносит
С облаками небо,
Много, много хлеба,
Яблоки румяные,
Ягоды медвяные,
Сливы и груши,
Если хочешь - скушай.
Белочке - орешки,
Ежу - сыроежки.
Корешки - для мышки,
На елочке шишки.
На рябине - кисти.
Золотые листья.
А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка!
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.
(Используются мягкие игрушки)
Медведь
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет.
Еж
Я тоже буду спать, как мишка
Я поохотился за лето -
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Сучков себе я принесу,
Квартирку сделаю в лесу,
Проснусь, пойду встречать весну,
Опять охотиться начну.
Заяц
Пора мне, зайчику, линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Белка
С утра до ночи прыгаю -
Запасы собираю.
Орехи, ягоды, грибы
На зиму запасаю,
В моем дупле, где я живу
Большая кладовая,
Ее наполнить я спешу
От края и до края!
Ребята, давайте поможем белочке наполнить корзинки грибами.
Но прежде, чем лепить,
Разомнем пальчики:
«Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот — целое лукошко,
Поделись с другим немножко.
Практическая работа
Учащиеся под руководством учителя лепят грибы для белочки.
Повторение и закрепление
Игра "Эхо"
(педагог спрашивает, дети отвечают)
Стоит на берегу лес, глухой, как стена.
Крикнешь, лес ответит.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау!
Листья лесные, куда пропали?
Опали, опали.
Птички-невелички, давно ли галдели?
Мы на юг улетели.
Лягушки и жабы, куда подевались?
Мы в ил закопались.
Белки и зайцы, про вас не знаем.
Линяем, линяем.
Так что же творится в лесу?
Лес ждет наступления зимы.
А люди осенью собирают урожай.
Посмотри на дары осени и назови, что люди собирают в это время года?
(Овощи: капусту, картофель, морковь, свеклу, лук, редьку, кабачки)
И в заключении нашего урока мы послушаем песню "Осенние дорожки".
Звучит аудиозапись.
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор,
На дорожке, где бегало лето
Разноцветный улегся ковер.
Припев.
Осенние дорожки, остывает синева
Трет ладошкой о ладошку тополиная листва.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Припев.
Осенние дорожки, остывает синева
Трет ладошкой о ладошку тополиная листва.
Учитель подводит итог урока, комментирует оценки.