СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели Литературное чтение. В. В. Бианки «По следам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели Литературное чтение. В. В. Бианки «По следам».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели Литературное чтение. В. В. Бианки «По следам».»

Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели Литературное чтение. В. В. Бианки «По следам».

Окружающий мир. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

Экологический подход к произведениям В. В. Бианки.

Особый интерес для разработки интегрированных уроков представляют произведения Виталия Бианки, который обладал поразительным даром описания природных явлений, проникнутых глубокой любовью к родной стране.

Цели: создать условия для следующих задач:

1.Познакомить с произведением В.В.Бианки «По следам», формировать навыки самостоятельного чтения, умения работать самостоятельно с текстом, элементы эстетической и экологической культуры.

2.Расширить и обогатить представления детей о жизни и повадках животных.

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Ход урока.

  • Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение удивительного мира животных и поможет нам в этом, произведение В. В. Бианки, который обладает удивительным даром описания природных явлений, жизни и поведения животных в лесу. Прежде хочется уточнить -Кто такие животные?

(Животное происходит от слов живет и жизнь. Организм животного обладает всеми признаками жизни. Животное видит, слышит, питается, передвигается, дышит, растет, размножается, стареет, умирает.)

  • Проверка домашнего задания.

Учитель: Как животные ориентируются в окружающей среде?

(Слушаются самостоятельно приготовленные рассказы о том, как различные органы чувств помогают животным приспосабливаться к окружающей среде.) Окружающий мир.

  • Изучение нового материала.

Учитель: Верно. Большое значение в жизни животных имеют органы чувств. С их помощью они слышат

звук, видят жертву, различают запах, ощущают прикосновение. И все - таки, как вы думаете, трудно

животным жить, например в лесу?

( Да. Их подстерегает холод, голод, хищники.)

Учитель: что же тогда делать?

(Важно приспособиться к этим условиям жизни.)

На фоне иллюстраций учитель объясняет новый материал.

Учитель: Животные по-разному приспосабливаются к жизненным трудностям. Зимой некоторые

прячутся в берлоги, норы, в снег, под кучи хвороста. Так легче пережить сильные морозы. Некоторые

звери делают запасы корма, например бобры, белки. Бобры делают под водой запасы ветвей, а белки

тащат в дупла орехи, желуди, грибы. Удивительно, но животные чувствуют, какие условия их ждут.

Например, в неурожайные годы они покидают места обитания и уходят довольно далеко, туда, где могут прокормиться. Так поступают белки, кабаны, олени, лисицы и зайцы-русаки. К зиме, мех многих зверей

(белки, зайца, оленя) и оперение птиц (белой куропатки, глухаря) становятся гуще, меняется их цвет. Это тоже средство приспособления к неблагоприятным условиям жизни. А многие птицы, чтобы спастись от голода и холода, осенью улетают в теплые края. Каких птиц и зверей вы узнаете по силуэтам?

( Сова, лиса, волк, ежик, белочка, медведь.)

Учитель: Вас не обхитришь, всех угадали. Эти рисунки-загадки подготовили люди, а какие загадки в

реальной жизни могут загадать нам животные?

( Оставить следы на снегу.)

Учитель: Попробуйте догадаться, кому принадлежат эти следы. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

( Учащиеся пытаются назвать животных и дать словесное описание их следам.)

Учитель: Чтобы не ошибиться, необходимо быть очень внимательным, знать азбуку следов. Как вы

думаете, кто эти люди, которые ею владеют?

(Охотники, Лесники.)

Учитель: Многие звери на зиму впадают в спячку, сон, при этом у них снижается температура тела,

замедляется дыхание и сердцебиение. Медведи и барсуки спят чутко, могут проснуться от шума.

Хотите узнать, что произошло однажды в зимнем лесу?

(Конечно.)

4. Первое знакомство с текстом.

Учитель: Тогда сядьте удобнее, послушайте историю, которая произошла с вашим ровесником,

очень любопытным мальчиком. Подумайте, как, автор назвал свое произведение. Представьте зимний лес, домик со светящимися окнами. Что там происходит?

(Текст читают вслух попеременно: учитель и заранее подготовленные ученики.)

  • Беседа по первым впечатлениям.

Учитель: Вам понравился текст? О чем он?

(Говорится о мальчике Егорке, который пошел на охоту и чуть не попал в беду. )

Учитель: Где происходило действие? Каким себе все представили?

(В зимнем лесу. Заснеженный убор у леса. Красивые деревья в снегу. Домик лесника, там два близких

человека. Следы на снегу.)

Учитель: Как назвали бы текст?

( Предположения детей.)

Учитель: Произведение называется «По следам», автор В.В.Бианки. Что бы продолжить разговор

прочтем текст еще раз. Но сначала выполним физкультминутку.

  • Физкультминутка.

  • Повторное чтение. Проводится по цепочке вслух по частям, с подробным анализом

каждой части.

1 часть.

  • Почему Егорке стало скучно? Где живет Егорка и его папа?

(В лесу, в избушке)

  • Почему?

(Его папа лесник)

  • Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика?

(След интересный)

  • Что еще узнали о Егорке и его отце? Какие у них взаимоотношения?

(Егорка любил и уважал отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)

2 часть

Вопросы после чтения.

- Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения: (можно написать на доске)

Стадо куропаток. Сапоги валенные. Без дела валандался.

- Когда лесник заволновался, что нет дома сына? Какие слова, выражения доказывают, что отец беспокоиться и ждет сына?

(Смеркаться стало. Заволновался … Таящий опасность.)

- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы? Какими словами это выражается? (Ответы учащихся.)

- Отчего вздрогнул лесник? Почему поспешил в лес?

(Услышал вой волков; испугался, что волки загрызут мальчика)

- Подчеркните слова – действия отца. Почему в такой последовательности автор их использует в этой части?

(Нарастает напряжение, волнение)

8. Физкультминутка.

3 часть.

Вопросы после чтения.

- О чем говорится в этой части?

(О поисках сына лесником в ночном лесу)

- Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется?

(Тихо, темно. Слова означают, что стало страшно)

  • В этой части автор использует очень короткие предложения с разной интонацией? Почему?

(Он хочет усилить чувство страха за мальчика)

4 часть.

Чтение с комментированием.

1 предложение.

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?

  • Как можно сказать по – другому: « Начало светать»?

  • Почему авторский вариант удачнее?

(Рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу).

После 1 абзаца.

- Почему так изменился лесник? ( Ему стало плохо)

- Зачем отправился он в лес? (Чтобы отыскать сына)

- Почему он мог «читать по снегу, как по книге»? (Знал повадки, особенности животных)

  • Какие птицы оставляют следы крестиком? (Сороки)

  • Какие следы у белки?

(Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки)

-Почему нет следов медведя? (Он спит в берлоге)

Вопросы после чтения.

- Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына?

(Тревогу, надежду, гордость за сына)

- Повторите путь лесника, по каким следам он шел?

(Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, следы куропаток, обгорелый пыж)

  • Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

(Да, он понял, что сын где – то спрятался)

  • Закончился ли путь лесника по следам? Куда они привели?

5 часть.

Вопросы после чтения.

  • Какие следы удивили лесника? (Раненного охотником зверя)

  • Расскажите, как они выглядят. Кто такой подранок?

(Раненное животное, которое не может убежать от охотника)

- Что произошло с Егоркой потом?

(Волки настигли, уронил он ружье, но успел спрятаться, на ель забрался.)

-Как встретились отец и сын?

(Были друг другу рады, отец быстро понес окоченевшего Егорку домой.)

- Следы, какого животного заинтересовали маленького охотника? Вы догадались, о ком идет речь? (Проснувшемся среди зимы барсуке.)

9. Итог урока.

- Сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Как оно называется? Кто его автор?

(Автор - В. В. Бианки, а рассказ называется «По следам»)

  • Назовите животных, следы которых лесник повстречал в лесу. На рисунке изображены следы. (Сорока, мышь, белка, куропатка)

  • Разделите их на группы.

(Птицы и звери)

- Мы раньше с вами читали произведения В. Бианки. О чем он пишет? (О природе)

- Какие его произведения вы читали? Какой идеей проникнуты они?

(Знайте и любите природу).

10. Домашнее задание.

а) Читать произведение и размышлять над ним. Подготовить сообщение о том, как жил писатель, какие произведения писал. Как относился к природе.

б) Нарисовать следы животных из рассказа, какими их представляете.