Методическая разработка "Интерактивные технологии, применяемые на уроках иностранного языка"
1. Технология «Ролевая игра»
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).
Пример. Если бы я был…
Цель игры: формирование навыков и умений употребления в иноязычной речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности на основе активизации речемыслительной деятельности.
If I were the President, I would …....
Пример. Учащиеся разыгрывают диалог.
Exuce me, could you tell me how to get to Trafalgar square?
Of course. Can you see that wide street over there?
Yes.
Go along that street. It will lead you to Trafalgar square.
Thank you. Have a nice day.
Затем учащимся даётся задание. You are at the bus station. A man comes to you and asks how to get to the centre of our town. Act out a dialogue. (Вы у автостанции. К вам подходит человек и спрашивает, как пройти к центру города. Разыграйте диалог.)
2.Метод «мозгового штурма»
Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:
1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.
3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.
Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер), среди идей фигурирует “Teenage Problems”.
Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы.
Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут.
Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группах брейнторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам “Young People – Old Problems”. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие волнуют только российских подростков.
3.ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Если любая педагогическая технология отвечает на вопрос «как учить?» или «как воспитывать?», то технология проблемного диалога отвечает на вопрос «как открывать знания вместе с учениками?». По определению Е.Л. Мельниковой, автора технологии, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного преподавателем диалога. Цель технологии – сделать научное творчество (т.е. открытие знаний), движущей силой развития обучающегося.
В понятии «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Научное творчество как процесс содержит 4 этапа:
1. Этап постановки проблемы: столкновение с противоречием.
2. Этап поиска решения: выдвижение и проверка гипотез.
3. Этап выражения решения (открытие знания): формулирование мысли.
4. Этап реализации продукта (воспроизведение знания): применение решения на практике.
Общую модель проблемно-диалогического урока вы можете рассмотреть в ваших раздаточных материалах.
Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного преподавателем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики обучающихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала преподавателем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения преподаватель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Сравнение преимуществ и недостатков обоих видов диалогов вы можете видеть на слайде.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках преподаватель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у обучающихся вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем преподаватель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. На слайде вы видите пример реализации этапа постановки проблемы на уроке английского языка по теме «Глаголы do и make». Здесь использован прием постановки вопроса «на ошибку». На этапе поиска решения обучающиеся, выполняя упражнения, постепенно формулируют правила употребления do и make. На следующем примере можно рассмотреть иной прием постановки проблемы – на уроке по теме «Past Simple», преподаватель дает задание по еще не пройденному материалу, заставляя выдвигать предположения, гипотезы. Обучающиеся либо сами приходят к ответу, либо с помощью подсказки (в данном случае, заданием перевести). Далее в процессе изучения темы, обучающиеся подойдут к вопросу правильного произношения окончания, правильного написания, а затем и к существованию неправильных глаголов.
В старших классах проблемно-диалоговое обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
4. Технология «Социологический опрос»
«Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Пример. Ask four of your classmates if they have ever done these things. Fill in the table.
Have you ever...
Name | Ride/an elephant | Visit/Great Britain | See/a kangaroo | Make/a cake | Write/a poem |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Lootk at the table and say what your classmates have never done.
Пример. Ask four of your classmates what season is their favourite and why. Complete the table.
Look at the table and say what season is the most favourite of your classmates. Why do they like it?