Методическая разработка на тему:
«Использование метафорических карт в консультировании подростков»
Подготовила: педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.
Метафорические ассоциативные карты могут быть успешно использованы в работе школьного педагога-психолога с подростками. Проблема подростка в том, что его желание самоутвердиться иногда сильнее других его потребностей. И педагоги, и родители часто игнорируют эту потребность, не давая ему возможности реализовать себя. Тогда подросток находит другие способы самоутвердиться и далеко не всегда они являются «нормативными». Чаще всего это антисоциальные и асоциальные группы, в которых подростку легче реализовать себя.
Преимущество проективных метафорических карт в том, что они помогают преодолеть возрастной кризис развития дезадаптации подростка. С помощью этого инструмента педагог-психолог может активизировать способность подростка к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути (у него часто отсутствует видение своей жизненной перспективы, желание жить «здесь и сейчас», отсутствие четких планов на будущее), найти свое место в жизни на основе четко сформированной системы ценностных ориентиров.
Подростков отличает несформированность моральных ценностей и ориентиров, невозможность находить конструктивное решение в сложных жизненных ситуациях. В связи с этим такие подростки часто совершают хулиганские поступки, а иногда и более тяжкие правонарушения.
С помощью карт возможно создать атмосферу доверия и безопасности для самопознания подростка, в которой он так нуждается. Это позволит ему раскрыться, познать себя, свои сильные и слабые стороны. Карты способны актуализировать познавательный интерес подростка, его воображение, фантазию, найти выход из сложных жизненных ситуаций. Многие подростки страдают от того, что в сложных ситуациях рядом с ними не оказалось значимого взрослого, который помог бы им справиться с возникшими трудностями.
Карты можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе с подростками, которые имеют отклонения в поведении.
Упражнение 1
1 - Подростку предлагается достать из колоды одну карту-проблему, которая его беспокоит.
2 - Затем выбрать карту, которая будет служить решением в этой непростой ситуации.
Карты можно доставать вслепую.
Вопросы к обсуждению:
- Что ты видишь на этой картинке?
- Что тебя на самом деле беспокоит в этой ситуации?
- Какое ты видишь идеальное решения для себя?
- Кто мог бы тебе помочь справиться с этой проблемой?
- Как ты будешь воплощать в жизнь найденное решение?
Затем психолог вместе с подростком может обсудить детальнее последствия выбранных им решений [2].
Упражнение 2 САМАЯ НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ
Цель: снятие эмоционального напряжения, психодиагностика эмоционального состояния.
Предлагаем участникам взять, не глядя, по 3-4 карты и сочинить общую историю выкладывая поочередно по одной карте. Ведущий может задать тему (сказочный сюжет, детектив, фантастика) и завершить сюжет.
Упражнение 3 КАКАЯ КАРТА ПРО ТЕБЯ
Цель: анализ самоотношения
Вариант 1: Предлагаем подростку выбрать из набора карту, иллюстрирующую его отношение к себе, и ответить на вопросы:
какой я? (от внешности до особенностей характера и личностных качеств) в чем мое отличие от других? (индивид.-личностн особенности)
как я к себе отношусь?
Обсуждаем мысли и эмоции, желания и побуждения, возникающие при анализе карт, определяем тип самооценки.
Вариант 2. Предлагаем самостоятельно выбрать из набора 2 карты и представить их: 1-я карта – какой я;
2-я карта – каким я хотел бы быть.
Анализируем мысли, эмоции, желания и побуждения, а также - различия между этими образами.
Упражнение 4 ПРИЗМА
Цель: изменение отношения к ситуации, поиск ресурсов и стратегий преодоления.
Предлагаем (осознанно или не глядя) выбрать карты, в соответствии со следующей схемой, и разложить их в виде призмы:
уровень: одна – ассоциирующаяся с актуальными переживаниями (страх, тревожность, неуверенность и т. п.).
уровень: две – ограничения возникшие или связанные с этими переживаниями;
уровень: три – ресурсы (имеющие и недостающие) для разрешения возникшей ситуации (снятия негативных переживаний).
уровень: четыре – новые возможности, после преодоления этого состояния.
Упражнение 5 ТРЕНАЖЕР ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ (ИГРА В ПЕРЕВЕРТЫШИ)
Цель: изменение отношения к ситуации, поиск ее конструктивных сторон.
Вариант 1: Предлагаем по очереди рассмотреть карты и выбрать 15-20 карт, вызвавших негативные ассоциации.
Затем, предлагаем найти приятное, позитивное, конструктивное в картах, которые изначально вызвали негатив.
Вариант 2: Предлагаем, не глядя, выбрать из набора одну карту и придумать историю, происшедшую с человеком, переживающим данную ситуацию. Далее просим выдвинуть ≈ 10-15 версий мотивов поступка или его возможных последствий.
Упражнение 6 САМЫЙ ЛУЧШИЙ ВЫХОД
Цель: формирование навыков анализа ситуаций
Предлагаем подростку осознанно выбрать несколько карт и составить историю о каком-либо персонаже (Герое), нашедшем самый лучший выход из ситуации.
в чем смысл сложившейся ситуации? какие задачи ставит перед ним жизнь? с какими трудностями он сталкивается? как он справляется с ними?
что именно делает его Героем? как эта история изменит Героя?
как это можно использовать в жизни?
Упражнение 7 ВЧЕРА – СЕГОДНЯ – ЗАВТРА
Цель: формирование позитивного будущего.
Предлагаем (осознанно или не глядя) выбрать карты, в соответствии с временной линией, ответить на вопросы:
какой она видится подростку? какой опыт дает прошлое? какое отношение к настоящему? каким представляется будущее?
нравится ли ему такое развитие событий? каких целей можно достичь в этом случае? каких ошибок можно избежать?
что можно изменить, чтобы будущее стало позитивнее? кто может помочь в этом?
какие качества можно проявить самому?
с чего можно начать осуществлять Свое Будущее?
Упражнение 8 МЕНЯЮЩАЯСЯ ИСТОРИЯ
Цель: дать возможность отреагировать негативные переживания. Предлагаем подростку осознанно выбрать несколько карт:
1-ю – похожую на ту ситуацию, которая с тобой произошла; 2-ю – персонаж которой похож на тебя;
3-ю – персонаж, которой похож на твоего обидчика (при необходимости); 4-ю – что помогло тебе справиться с ситуацией.
Просим его ответить на вопросы:
какие эмоции вызывают эти карты?
какая из них была главной в тот момент когда «это» произошло? какое название можно дать этой «истории»?
как изменится название истории, если каждая карта, по очереди будет самой главной? каким будет название, если рассматривать в качестве главной четвертую карту?
При необходимости, предлагаем выбрать еще одну карту, которая сможет усилить ресурсную. С учетом этого просим его дать новое название «истории». Анализируем: какие мысли, чувства и переживания возникают?
как меняется отношение к происшедшему?
Упражнение 9 ВООБРАЖЕНИЕ УСПЕХА
Цель: развитие воображения для улучшения самовосприятия и самоотношения.
Предлагаем подросткам следующую инструкцию: «Представьте себе, как бы вы хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом были для вас неудачными. Выберите карту и представьте себе, как это будет…»
Просим ответить на вопросы: что это была за ситуация?
с чем была связана неудача?
как ты можешь заново себя проявить? каким будет твой успех?
что чувствуешь в связи с этим?
как сможешь использовать в будущем?
Упражнение 9 НОВОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ
Цель: анализ и коррекция самоотношения.
Предлагаем ребенку или подростку осознанно выбрать карту – образ или сюжет, и наметить план действий по предъявлению его нового Я – образа.
Просим его подумать и ответить на вопросы:
в каких жизненных сферах ты можешь реализовать новый Я – образ? как сможешь представить его окружающим?
какие чувства будешь при этом испытывать?
каким предстанешь перед своими друзьями (близкими)? как изменяться ваши отношения с ними?
что можешь сделать уже сейчас?
Упражнение 10 МОЯ ТАЙНА
Цель: формирование доверительных отношений
Вариант 1: Предлагаем подростку (осознанно или не глядя) взять карту и попробовать представить, что это – иллюстрация к «его тайне».
что это за тайна? о чем она?
с какой ситуацией связана?
в связи с чем ситуация стала тайной?
что чувствует подросток, вспоминая о ней?
в чем он нуждался, оказавшись в этой ситуации? кому хотел, но не смог о ней рассказать?
как чувствует себя сейчас, выговорившись? как относится к «той» ситуации сейчас?
что помогло справиться с переживаниями?
как сможет поступить, если ситуация повторится? к кому обратиться за помощью?
что чувствует сейчас, рассказав обо всем? [1].
Использованные источники:
1. Буравцова Наталия – преподаватель АНО «Международный институт психологии и психотерапии», доцент кафедры практической и специальной психологии НГПУ, канд. психол. наук, практический психолог; автор тренингов и обучающих семинаров; составитель тематических наборов и цикла книг по работе с МАК; руководитель проекта «Пространство ассоциаций»: PsyCards.ru
2. Ревякина И. Н. Метафорические ассоциативные карты в работе с «трудным» подростками // https://www.b17.ru/article/cards/
5