Методическая разработка «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Пути решения проблемы
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального подхода в обучении, групповых и игровых технологий, развивающего обучения)
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся
Рациональная организация труда учителя и учеников
Создание комфортного психологического климата
Соблюдение СанПиН и правил охраны труда
Чередование различных видов деятельности на уроке
Использование аудиовизуальных средств обучения
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Учителя активно внедряют в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет».
Во время фронтального опроса используем игру с мячом: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.
Большую роль играет технология Шаталова:
1.Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
2.Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Сохранению здоровья способствует применения системы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц, в том числе с целью поддержания правильной осанки. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одарёнными детьми, работа по индивидуальной программе. Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-четыре учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространённый педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребёнок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так, приобщаем к выполнению домашних заданий своих учеников: даём задания по двум уровням, то есть ребёнок сам выбирает себе объём задания по силам.
«Уроки-праздники» способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребёнок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих..
Основными требованиями к качественному уроку в условиях здоровье-сберегающей педагогики являются:
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр)
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль своего здоровья с учетом особенностей развития учащихся.
К основополагающим принципам работы по здоровьесберегающей деятельности, которые я использую в своей работе, относятся:
Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
Единство физического и психического развития.
Наглядность.
Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Однако, при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Результатом работы каждого учителя является формирование модели личности ученика
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
В современных условиях более важным является даже забота не о физическом, а о психическом здоровье детей. В этой связи нужно отметить работу с родителями по охране здоровья детей дома (при свободном общении, приготовлении домашнего задания и др.)
Конечными результатами работы по здоровьесбережению является:
Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
В заключении рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.