СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Использование системно - деятельностного подхода в условиях реализации новых ГОС на уроках Информатики и ИКТ»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь не стоит на месте. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Очень важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование системно - деятельностного подхода в условиях реализации новых ГОС на уроках Информатики и ИКТ»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 4 ГОРОДА ТОРЕЗА»







Методическая разработка

«Использование системно - деятельностного подхода в условиях реализации новых ГОС на уроках

Информатики и ИКТ»








Учитель Информатики и ИКТ

Скрыпникова Светлана Александровна






2020 г.

«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Очень важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ГОС. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

С точки зрения современной педагогики и психологии в основе преподавания будет лежать обучение мышлению, т.е. развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для реализации их творческого потенциала. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности к самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей. Развить в личности заложенные природой задатки, сформулировать способы умственных действий и навыки творческого мышления, причем с детства может только образование.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно – деятельностный.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 

- готовность к разрешению проблем, 

- технологическая компетентность, 

- готовность к  самообразованию, 

- готовность к использованию информационных ресурсов, 

- готовность к социальному взаимодействию, 

- коммуникативная компетентность.  

Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов ?

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

9. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

10. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе.

Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. 

Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода: 

    Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам. 

  Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие. 

В государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка.

Так на уроках с использованием системно-деятельностного подхода также можно использовать и такие приемы как:

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

• I уровень - что ты знаешь?

• II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

• III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

• I уровень - Приведите примеры исполнителей;

• II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

• III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

• I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?

• II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?

• III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению информатики у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в изучении предмета.


Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.



Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.

Г.С.Батищев

(Генрих Степанович – доктор философских наук)