XXVI Республиканская Научно-практическая
конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Симпозиум: Социально-гуманитарные и экономические науки
Секция: Психология
Исследовательская работа на тему: «Музыка и память»
Работу выполнила:
Хаирбекова Анжела Хаирбековна
ученица 11 класса
МБОУ «СОШ №2»с.Белиджи
Дербентского района РД
Руководитель работы:
Азизова Бесханум Шахбановна
зам директора по УВР МБОУ «СОШ №2»с.Белиджи
Дербентского района РД
2020г
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ……………………………………………………………..2стр.
Введение……………………………………………………………..…3стр.
I.Основная часть…………………………………………….............…4стр.
1.1.Что такое память? ………………………………………………...4стр.
1.2.Типы памяти.………………………………………………….……4стр.
1.3.Методы запоминая информации……………..…………..……….4стр.
1.4.Что же такое музыка?………………………………..………..... ..5стр.
1.5.Работоспособность ……………………………………………....5стр.
II.Методическая база и инструментарий……………………………..6стр.
2.1.Анкетирование………………………………………….............….6стр.
2.2. Эксперимент№1…………………………………………………..6стр.
2.3. Эксперимент№2……………………………………………………7стр.
2.4. Результаты исследования………………………………………….7стр.
III.Заключение …………………………………………………………8стр.
Список использованной литературы………………………..…………9стр.
Приложение …………………………………………………….……11-20стр.
Аннотация.
В своей работе я сделала попытку изучить влияние музыки на память и психические процессы головного мозга. Я думаю, что в современном мире огромное количество разнообразной информации. Окружает она нас повсюду. Чтобы стать человеком высокообразованным необходимо усваивать и удерживать в памяти большой поток нужных сведений. Школьная программа перегружена ими. Каждый день проекты, конкурсы, подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Я в 11м классе. С прошлого года готовлюсь усиленно к выпускным. Сдавать экзамены на высокие баллы-дело нелёгкое. Вот и задумалась, как помочь себе и своим одноклассникам в этом. Знаю, что не только в школьные годы, но и на протяжении всей жизни нам пригодятся эффективные методики запоминания большого количества информации.
А в интернете я наткнулась на одну гениальную статью про «Эффект Моцарта» и вообще эффект влияния классической музыки на наш мозг. Информация меня ошеломила.
Моё любимое занятие – это чтение художественной литературы. А теперь ещё и чтение в сопровождении классической музыки.
Предлагаю вашему вниманию своё видение работы над развитием памяти и других процессов головного мозга. Думаю, что мои наблюдения , исследования и выводы помогут учащимся, студентам и вообще всем людям улучшить свою память.
Цель моей работы помочь моим друзьям в запоминании шквала информации, помочь им в учёбе.
Введение.
Темой своего проекта я выбрала «Музыка и память». Музыка влияет на нашу жизнь с момента рождения до старости, даже от утробы. Многие нейробиологи, психологи проводили целые исследования влияния музыки на нашу жизнь и тем более на память. Думаю, что память-это часть нашего ума, которая помогает вспомнить самое главное, важное. Память, как скотч, удерживает информацию. Вы спросите, что меня подтолкнуло к этому исследованию? Я вам отвечу так. В мою ещё юную голову ежедневно поступает столько информации для запоминания, которую запомнить просто нереально. Вот и обратилась с просьбой помочь мне к своему педагогу. Она дала мне много дельных советов. Конспектировать, перечитывать, пересказывать прочитанное 2-3 друзьям, соблюдать режим труда и отдыха, правильно питаться. Но самое интересное, она предложила слушать классическую музыку перед чтением и даже во время чтения. Этот способ вызвал у меня не поддельный интерес . Я стала искать литературу и любую информацию на эту тему. Тем более, что в будущем я хочу стать психоневрологом. Хочу научиться помогать людям в обучении, научить решать нерешаемые проблемы, овладеть универсальными знаниями в области психологии, неврологии и наркологии, лечить функциональные нарушения нервной системы. Сделать наш мир психически здоровым.
Актуальность выбранной темы в том, что сегодня психическое состояние людей оставляет желать лучшего. С одной стороны учёба, с другой пандемия, маски, перчатки, озлобленность людей. Нам стало трудно учиться. Как справиться с потоком информации… Объем информации увеличивает нагрузку на работу мозга. Перегруженный большим количеством лишней информации он не справляется с качественным выполнением какого-либо задания, потому что снижается уровень работоспособности. Так же он не справляется с запоминанием необходимой информации, что ведет к проблемам, связанным с учебной деятельностью школьников.
Проанализировав различные исследования, касающиеся эффективной работы мозга, мне стало известно, что, когда мозг находится в расслабленном, отдохнувшем состоянии, он лучше воспринимает и усваивает необходимую информацию. Исходя из вышесказанного, я решили попытаться найти способы расслабления и эффективной работы мозга учащихся. А так как большинство подростков сейчас повсеместно слушают музыку (только и видишь их в наушниках) и считают этот процесс эффективным способом расслабления, мне стало интересно, а влияет ли музыка на их память и работоспособность.
Целью моей проектной работы является исследование влияния музыки на человеческий мозг, на память. Сделать мир психически здоровым, добрым.
Объект.исследования:учащиесяМБОУ«СОШ№2»с.Белиджи
Предметом исследования является музыка.
Гипотеза.
Я считаю, что мыслительные процессы в головном мозге проходят более эффективно, если слушать музыку, особенно классическую помогает концентрации внимания и способствует улучшению памяти
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие
задачи:
-изучить литературу в данном направлении;
-провести. эксперимент;
-выявить влияние музыки на психологическую устойчивость, внимание, память человека.
I.Основная часть.
Люди утверждают, что качество их работы и скорость ее выполнения были бы гораздо выше, если бы не подводила память и внимательность. Лучшим помощником человека для улучшения мышления и памяти, концентрации внимания считается классическая музыка. Неоспоримо положительное влияние музыки на интеллект человека и мозг, при этом наблюдается значительное улучшение памяти и ускорение обучения.
1.1.Что такое память? Память – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности Память –это часть нашего ума. Оттого как у человека развита память зависит уровень его образованности или как принято сейчас говорить IQ. Ученые-физиологи предполагают, что память человека рассчитана на объем 10 миллионов бит. Обычный человек использует часть от процентов всего объема. Эффективно использовать свою память может только 1% населения в мире. Но все же многие люди демонстрируют феноменальные результаты своей памяти. Мы наблюдаем это на различных телепроектах
1.2. Типы памяти.
Различают четыре типа памяти:
Слуховая;
Зрительная;
Двигательная;
Смешанная.
Конечно же нам доводилось слышать или замечать у себя, что зрительная память у вас развита лучше, чем слуховая. Или наоборот.
1.3. Методы запоминая информации.
Существует много методов надёжного запоминания информации.
Вот некоторые из них:
1.Шпаргалки с информацией, которые мы систематизируем по темам, периодически возвращаемся и перечитываем, дописываем их, сопровождаем иллюстрациями.
2.Конспект. Информацию по теме конспектируем с использованием разного цвета ручек. Выписываем основные моменты, выделяем главные мысли и пишем краткие объяснения к ним. Перечитываем конспект несколько раз. Повторяем его на следующий день, через три дня, через неделю. Семь подходов к конспекту позволит нам крепко зафиксировать в памяти его основную суть.
3.Чтение книг на одну тему.
Изучая определенную тему, можно отлично запомнить важные моменты. Для этого достаточно прочитать несколько книг разных авторов по этому направлению. Как правило, главная суть повторяется в каждой книге и легко усвоится после прочтения.
4.Обсуждение и передача информации.
В школе учителя требуют пересказ параграфов. Это правило использовать очень эффективно. Нужно просто найти «свободные уши» и используйте их для пользы дела.
После прочтения важной информации можно поделиться с ней с другими людьми и тем самым лучше запомнить все ее основные моменты, обсудить с собеседниками интересующую вас тему. Недаром в народе говорят: «Хочешь что-то понять –объясни это трём идиотам»
5.Интервальное повторение.
Повторения материала — важная часть закрепления изученного. Техника интервального повторения поможет надолго запомнить важную информацию.
Первый повтор — через 10 минут после заучивания.
Второй повтор — через 3-6 часов.
Третий повтор — через сутки.
Четвертый повтор — через 3 дня.
Пятый повтор — через неделю.
6.Углубление знаний по определённой теме.
Необходимо найти больше информации по изучаемой теме.
В интернете много обучающих курсов по любому направлению.
Можно посетить библиотеку и посмотреть каталог по заданной теме. Наверняка найдем похожую тематики по изучаемому вопросу.
На полках книжных магазинов можно увидеть направления для углубления знаний.
Правильная мотивация и правильная постановка цели изучения нового материала помогут хорошо запомнить нужный материал. Правильный подход с разделением на блоки тем дадут хороший результат запоминания.
Мой педагог сказал, что самое эффективное время для запоминания — это утро с 8 до 10 часов и вечернее время с 20 до 23 часов. В это время наш мозг активно работает и способен усвоить информацию. Не забывайте! Для мозга важна не только загрузка, но и периоды отдыха. Научитесь расслабляться и позволяйте себе отдых в перерывах от нагрузок. Я испробовала все эти методы, но ни один из них не дал таких результатов, как влияние МУЗЫКИ.
1.4. Что же такое музыка?
Музыка - это вид искусства. Музыка была дана человеку для совершенствования. Если прослушивать одну и ту же музыку некоторое время, то вскоре выработается условный рефлекс: головной мозг и память во время звучания знакомых звуков автоматически будут настраиваться на рабочий лад. Этот вид искусства при правильном его применении может положительно повлиять на работоспособность учащихся. А что же такое работоспособность?
1.5. Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.
По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения.
II.Методическая база и инструментарий
В моём исследовании о влиянии классической музыки на работоспособность и память учащихся приняли участие ученики 9-11-х классов, в количестве 30 человек и учащиеся младших классов (20 человек).
Для того, чтобы выяснить влияет ли прослушивание музыки на работоспособность и память учащихся, я провела анкетирование и организовала пару экспериментов.
Влияние классической музыки уже давно доказано учёными, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. При прослушивании музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально. В советские временна было замечено, что у коров при прослушивании классической музыки повышались надои, цветы растут лучше, сады плодоносят, даже хлеб в пекарне вкуснее и пышнее.
Произведения Моцарта очень полезно слушать перед экзаменами, тестами, где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений для этого лучше всего подготовят произведения этого великого композитора. Его произведения несут в себе мощный энергетический заряд, они пробуждают смекалку и креативность, а мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Сегодня, перед защитой своего проекта, я тоже слушала Моцарта и надеюсь на победу! Психологи говорят: "Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир говорил:"Лишь мyзыки серебряные звуки, снимают, как pyкой, мою печаль".
Я думаю, что на свете нет человека, которому бы не нравилось слушать музыку, вопрос лишь в репертуаре. Одним нравится классическая музыка, другим – мелодичная, третьим – ритмичная. Вот и я решила узнать, какую музыку любят наши ученики.
2.1. Анкетирование
В анкетировании, которое я провела, было три вопроса, касающиеся отношения к музыке всех жанров и направлений.
1.Как часто вы слушаете музыку? Слушаете ли вы музыку во время выполнения какой-либо работы? 3.Делаете ли вы уроки, слушая музыку?
2.2.Эксперимент№1
В первом эксперименте участвовало 15 ребят 9го класса. Они согласились на эксперимент, понимая важность того, что им сейчас как никогда, надо ,чтобы память и работоспособность не подводила их в подготовке к сдаче ОГЭ. Эксперимент был простроен следующим образом: Группе учащихся я предложила прослушать стихотворение «Я могу тебя очень ждать...» Э.Асадова (3 раза) без музыкального сопровождения. А также, стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенина так же 3 раза, но уже под музыку. Почему мы выбрали именно стихи, потому что рифмованный текст запоминается намного лучше, чем повествовательный (в виде рассказа). Это дает возможность проверить качество запоминания. Музыкальная композиция В.А. Моцарта«Фантазия» Испытуемые должны были прослушать стихотворения и попытаться зафиксировать то, что запомнили в письменном виде.
2.3.Эксперимент№2
Второй эксперимент в школе я провела с малышами. Совместно с учителем нач.классов, составили три варианта задач на логическое мышление, подобрали музыкальные композиции. Эксперимент проводили в 2 этапа.
На первом этапе учащиеся выполняли задания на логическое мышление в полной тишине.
На втором этапе они решали задачи во время проигрывания классической музыки. Мы использовали музыкальную композицию В.А.Моцарта «Реквием по мечте».
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов.
2.4. Результаты исследования.
По результатам анкетирования выяснилось, что большая часть ребят расслабляется, и при этом концентрируется на выполнении какой-либо работы в процессе прослушивания музыки. Из общего числа испытуемых, (30 учащихся) 78% учащихся - очень часто и часто слушают музыку, 30% слушают музыку редко (при выполнении работы по дому и просто для себя), 10 человек совсем не любят слушать музыку, (даже выполняя работу по дому), 50% ответили, что слушают музыку при выполнения уроков (очень часто, часто и редко), и 50% ответили, что не выполняют домашнюю работу под музыку.[Приложение1 Таблица 1.]
Кроме того большая часть из них считает, что музыка им помогает сконцентрироваться в выполнении какого-либо задания. И самое интересное, что они предпочитают ритмичный тип музыки, при выполнении любого задания. Это можно связать с положительным эмоциональным состоянием человека, которое так же помогает эффективной работоспособности и запоминанию. И только меньшая часть испытуемых ответили, что музыка им вообще не помогает в выполнении какой-либо работы.[Приложение1.Таблица 2.]
По результатам первого эксперимента мы наблюдали следующую картину: при прочтении стихотворения без музыкального сопровождения текст запоминался хуже. Ребятам было сложно сконцентрироваться. Всего 5 человек справились с заданием. А при музыкальном сопровождении процесс запоминания проходил намного легче. С этим заданием уже справилось 10 человек. По словам учащихся, музыка помогала им расслабиться, и текст запоминался намного проще, чем в первом случае.[Приложение1 Таблица 3.]
По результатам второго эксперимента, сравнив правильность выполнения заданий, было замечено, что наибольшее количество правильных заданий (68%) выполнено на втором этапе нашего эксперимента, т.е. при прослушивании классики .И 32 % правильных ответов получено при решении задач в полной тишине. .[Приложение .Таблица 4.]
По итогам моего исследования , мы можем сделать выводы о том, что действительно, музыка помогает концентрации внимания, запоминанию и эффективной работоспособности учащихся.
Заключение III
И в заключении я хочу сказать, что гармоничная музыка –это лекарство от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать миp прекрасней, а человека - совершенней.
Целью данного исследования являлось изучение влияния музыки на память и работоспособность учащихся. Музыка - это прекрасное, восхитительное, превосходное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной исследовательской работы мне просто не представляется возможным.
Я думаю, что для того, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий миp прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг ван Бетховен)
В процессе работы над проектом я выяснила, что разная музыка влияет по-разному на человека. В ходе исследования мы убедились, что классическая музыка может улучшать память и работоспособность. Выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Прослушивание легкой музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память.
Таким образом, в ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Несомненно, детей надо учить слушать классическую музыку. Работа показала, что классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьника. Уверенна, что эти исследования обязательно будут приняты сверстниками и педагогами, так как они увидели реальный положительный их результат. Мои исследования на этом не завершатся. Я хочу посвятить всю свою жизнь науке психология, ибо это наука о душе. И как говорит мой педагог: «Душа-это загадка, которую можно разгадывать бесконечно»
Список использованной литературы и источников:
1.Дневник Успеха. [Электронный ресурс] /Эффективность работы головного мозга :www.dnevnyk-uspeha.com 18.12.2017г.
2.Краткий словарь философских терминов.: www.nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
3.Реферат «Работоспособность и влияние на нее различных факторов» студентка 2 курса (ФВМ) Заигралина И.В Пашинцев В.Г.:[Электронный ресурс] / Файловый архив студентов www.studfiles.net
4.Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука. 1990г.
5.Улучшение работы головного мозга. Всё о мозге человека. [Электронный ресурс] /Сайт о мозге, его заболеваниях и методах лечения: www.umozg.ru 18.12.2017г.
6.http://on-woman.com/vliyanie-muzyki-na-razvitie-rebenka/
7. https://lubodar.info/effekt-motsarta/
8.http://kak-bog.ru/vliyanie-muzyki-na-cheloveka
Приложение1.
Таблица 1.
Вопросы Варианты ответов | А.Очень часто% | Б.Часто% | В.Редко% | Г.Вообще не слушаю% |
1. Как часто вы слушаете музыку? | 48 | 30 | 12 | 10 |
2.Слушаете ли вы музыку во время выполнения какой -либо работы? | 28 | 32 | 30 | 10 |
3.Делаете ли вы уроки ,слушая музыку? | 10 | 12 | 28 | 50 |
Таблица 2.
Варианты ответов | Типы музыки | А - Да | Б - Нет |
Как вы считаете, помогает ли вам музыка ? Если да, то какой тип музыки вам помогает? | А - громкая, резкая музыка | 4 | 6 |
Б - тихая, спокойная | 6 |
В – ритмичная, зажигательная | 14 |
Таблица 3.
Результат запоминания | Без музыкального сопровождения | С музыкальным сопровождением |
Запомнили | 5 чел. | 10 чел. |
Всего : | 15 чел. |
Таблица 4.
Результат запоминания | Без музыкального сопровождения % | С музыкальным сопровождением % |
Решили логические задачи | 32% | 68% |
Всего : | 20 чел. |
Приложение 2 Фотоматериал.
12