Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Изучение единиц измерения стоимости»
Изучение единиц измерения стоимости
2. Приведите в пример 1-2 игры (модель ситуации, проблемную ситуацию) для формирования первоначального практического опыта в обращении с деньгами, они смогут дифференцировать понятия «рубль» «монета» и купюра.
Работа с монетами вызывает интерес и позволяет усилить практическую направленность обучения, ознакомление с монетами происходит в подготовительной группе. Анализ приемов использования монет показывает, что они обладают большими дидактическими возможностями, их можно применять уже с первых шагов обучения детей математике. Эффективность использования монет в качестве дидактического материала значительно возрастает, если их применять в определенной системе. Наряду с раздаточным материалом для демонстрации необходимо иметь следующий набор монет или их моделей:
1 копейка− 10 штук
5 копеек− 10 штук
10 копеек− 10 штук
50 копеек− 10 штук
1 рубль − 10 штук
2 рубля − 10 штук
5 рублей − 10 штук
10 рублей − 10 штук
Монеты хранятся в специальной кассе — монетнице.
1 копейка | 5 копеек | 10 копеек | 50 копеек |
1 рубль | 2 рубля | 5 рублей | 10 рублей |
Рассмотрим, как можно организовать работу с монетами при изучении нумерации и арифметических действий в различных концентрах.
Дети лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. Например, при изучении числа 1 детей знакомят с монетами в 1 копейку, 1 рубль.
Знакомство с монетами происходит в следующей последовательности:
Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая
написана на монете.
Отбор среди других монет указанного достоинства.
Отбор монет по названию («Найди монеты в 1 к., 2 р.»
и т. д.).
Обводка монет в тетрадях.
Знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.
Организация игры «Магазин», когда дети покупают
предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя
размена).
Размен и замена монет.
Полезно организовать игру «Магазин», в процессе которой дети покупают различные предметы, расплачиваясь одной монетой. В игре дети узнают, что можно купить на 1 рубль, 2 рубля, 3 рублей, 10 рублей, и это будет способствовать лучшей дифференцировке понятий I рубль и монета. В дальнейшем можно предложить задания вида: «Возьми 1 монету. Возьми 2 рубля. Сколько здесь монет? А сколько всего денег?» Дифференцировке слов копейка, рубль и монета поможет также краткий рассказ воспитателя о том, как появилась такая валюта как копейка и рубль. Большой интерес вызывают у детей упражнение по размену монет, которые способствуют лучшему усвоению состава чисел из двух или нескольких слагаемых. Упражнения по размену полезно связывать с решением задач, встречающихся в практике.
Монеты достоинством в 1 рубль — прекрасны дидактический материал для упражнений в счет. С их помощью легко проиллюстрировать прием присчитывания и отсчитывания по одному и группами единиц. Например, прибавление и вычитание числа 2 с помощью монет можно проиллюстрировать так:
1. Возьмите монету в 5 рублей. Прибавьте 1 рубль. Сколько рублей у вас стало? (6 р.) Прибавьте ещё 1 рубль. Сколько рублей у вас будет теперь (7 р.) Сколько рублей у вас было сначала? (5 р.) Сколько всего рублей прибавили? (2 р.) Сколько же рублей получится, если к 5 р. прибавить 2 р. Запись на доске: 5+2=7, 5+1+1=7.
2. Наберите 5 рублей монетами по 1 рублю. Вычтите 1 рубль. Сколько рублей останется? (4 р.) Вычтите, еще 1 рубль. Сколько рублей останется теперь (3 р.) Сколько всего рублей вычли? (2 р).; Запишем пример: сколько рублей было? (5 р.) Сколько всего рублей вычли? (2 р.) Сколько денег осталось? (3 р.) (5-2=3) Расскажите, как вы вычитали 2 рубля из 5 рублей. (5-1-1=3)