МБОУ «Гимназия № 1 имени С.М. Омарова»
«Летопись наших славных лет…»
Методическая разработка к классному часу,
посвященному 150-летнему юбилею школы
Составила: Сутаева Ю.С.,
учитель искусства и технологии
Махачкала – 2020г.
… 150 нам – разве это много?
Для школы, что стоит, как монолит.
Большая ею пройдена дорога,
И много еще в жизни предстоит.
Вот уже 150 лет наша школа гостеприимно распахивает свои двери. И каждый год и учителя и учащиеся с нетерпением ждут волнующую трель школьного звонка…
Своим возникновением школа обязана Павлу Ефимовичу Салтыкову. Однажды, во дворе церкви, он увидел группу ссорящихся детей, которые безнадзорно играли в «бабки». Это огорчило и расстроило его, т.к. он очень любил детей. Вот тогда-то и пришла ему мысль об устроении школы в укреплении Петровское, разросшимся к тому времени до размеров города. Но местная администрация его идею об открытии школы не поддержала. С того момента он приложил немало усилий и открытие школы позднее все-таки состоялось.
Занятия в школе начались 28 августа 1870 года. Это было важное событие в культурной жизни города. Предметами обучения являлись чтение, чистописание, арифметика, гимнастика, хоровое пение и закон божий. Первым учителем в школе был, приглашенный П.Е. Салтыковым из Тифлиса, Николай Петрович Лебединский. Учеников было 41. Их разделили на три отделения: в 1-ом находились те, которые поступили в школу, не умея ни читать, ни писать; во 2-ом – ученики, до своего поступления в школу немного умевшие читать; а в 3-ем – те из них, которые имели некоторые познания и даже знали четыре правила арифметики.
За 9 месяцев обучения ученики довольно успешно приумножили свои знания, и 12 июня 1871 года, в присутствии членов школьного совета, в школе провели первый экзамен. Второй экзамен состоялся 17 июня 1872 года, где также ученики показали блестящие результаты.
Поначалу школа предназначалась для обучения только мальчиков, но с 1 октября 1872 года грамоте начали обучать и девочек. Первыми учителями девочек, учившими их грамоте и рукоделию, были Фаня Ромуальдовна Чайковская и Мария Ивановна Стоянова. Девочки посещали школу с большим усердием. За два года их количество выросло с 19 до 30 человек. 1 сентября 1874 года с разрешения попечителя кавказского учебного округа школы для мальчиков и девочек объединились, и учеба проходила посменно.
На протяжении 25 лет обучали девочек Ф.Р. Чайковская, М.И. Стоянова, О.И.Ширяева, Е.Н.Чеглокова, В.В.Маевская, Е.Ц.Соломатова, Е.И.Андреева, А.Н.Измаильская, О.Н.Измаильская. Обучение детей было хорошо поставлено первым директором Лебединским. Хотя он был довольно строг, дети очень любили его. Двор школы он засадил фруктовыми деревьями, посадил несколько виноградных лоз, разбил клумбы цветов. В декабре 1873 года Н.П. Лебединского перевели в Грузию в город Душет. Вместо него директором был назначен учитель Душетской школы Юрий Юрьевич Больчевский.
Шли годы, коллектив школы рос, пополнялся замечательными людьми, знатоками своего дела. Благодаря общим усилиям капитана А.М. Чекмазова и поручиков братьев Магницких, кстати, знатоков столярного и слесарного дела, в школе было оборудовано ремесленное отделение. С января 1979 года этим отделением заведовал Сергей Магницкий. Для обучения школьников столярному делу был приглашен столяр Федор Яковлевич Туманов. Школьная мастерская исполняла заказы горожан по части столярных работ. Ученикам же по окончании школы, четырехлетнее обучение на этом отделении позволяло безбедно существовать. К тому же оказалось, что Чекмазов А.М., как и братья Магницкие, питали любовь к театральному искусству. Они организовали общество любителей драматического искусства, в дальнейшем преобразованное в театральный комитет из трех лиц. Этот комитет устраивал детские спектакли в пользу школы, которые проходили очень успешно. Большим событием было открытие в 1888 году в школе метеорологической станции под наблюдением учителя Ю.Ю. Больчевского.
3 сентября 1895 года Порт-Петровская школа отметила свой 25-летний юбилей. В торжествах участвовали гости, учащиеся, их родители и бывшие ученики школы. За 25 лет своего существования школа обучила и воспитала много молодежи.
В период социально-экономического прогресса в Дагестане был построен морской порт (1861г), проложена Порт-Петровская ветка Владикавказской железной дороги (1894г), выросло количество фабрик и заводов, а вместе с ними увеличилось население. Город к концу ХIХ века разросся так, что здание школы уже не могло вместить всех нуждающихся в обучении.
Поэтому собрание уполномоченных порт Петровского городского управления решили ходатайствовать об открытии на базе школы с 1 сентября 1897 года трехклассного городского училища. Инспектором училища стал Коптелов Матвей Федорович. Официальное открытие состоялось 1 октября того же года. 120 учащихся обучали учитель-инспектор, законоучитель православного вероисповедания и учитель по найму. 10 июня 1898 года училищу присвоили имя Николаевского, а находящемуся при нем женскому училищу – Александрийского. К началу учебного года 1898 года в училище обучалось 159 учащихся. «Преподавательский состав училища пополнялся новыми лицами: законоучителем для учащихся армяно-грегорианского вероисповедания, учителем гимнастики, учителем черчения и чистописания…».
В 1899 году остро встал вопрос постройки нового здания для училища и оно было построено в кратчайшие сроки на ул. Садовая (Маркова, а ныне – Даньялова), на пустыре, против молодого сада. Уже в ноябре того же года два класса училища перешли в новое помещение, а с февраля 1900 года все училище обучалось в новом здании. Оно состояло из шести классных комнат, библиотеки, учительской комнаты, зала, двух коридоров-раздевалок, квартиры для инспектора училища и служб. Школа для девочек оставалась в старом здании.
9 мая 1900 года в левом одноэтажном крыле училища разместилась городская публичная библиотека им. А.С. Пушкина. Ей отвели две комнаты (для библиотеки и читальни) и переднюю, содержалась она за счет городских средств. К 1 января 1901 года фонд библиотеки составлял 868 томов, в читальне – 176 томов. В читальне часто собирались взрослые и учащаяся молодежь города. В первый год читальный зал посетило 1196 человек. В 1904 году библиотека уже имела 1159 томов.
Первым директором библиотеки была член Порт-Петровской организации РСДРП О.С. Лопухина. Лопухина окончила Астраханскую женскую гимназию, по окончании которой преподавала в Порт-Петровском училище. В 1905-1907 гг. она всемерно способствовала распространению революционной литературы, проводила революционную работу среди рабочих и служащих города, а также приобщала к революционному движению и учеников Николаевского училища. За что впоследствии была выслана из Дагестана. Первый выпуск Николаевского четырехклассного городского училища (20 человек)состоялся в 1901 году. В это время в училище обучалось 232 человека. С января 1910 года после окончания четырехклассного училища с шестилетним сроком обучения молодежь могла поступить в ремесленную мастерскую либо на двухгодичные курсы учителей начальных школ, выпускники которых направлялись в начальные школы Дагестана.
В 1912 году были учреждены высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения. Возникновение высших начальных училищ было некоторым шагом вперед в развитии школьного образования. В 1914 году Николаевского четырехклассное городское училище было преобразовано в Николаевское высшее начальное училище. Содержалось оно на средства города. При нем имелось ремесленное слесарно-кузнечное отделение с 2 преподавателями и 20 учениками. Число обучающихся в школе было относительно невелико: в среднем в год – 220-230 учеников. А оканчивали полный курс – от 10 до 20 человек. Многие ученики покидали стены школы задолго ее окончания по причине высокой платы за обучение, хотя они и выплачивали только ¼ часть.
Из директоров Порт-Петровского Николаевского городского училища особо следует отметить Георгия Васильевича Мустанова. Он учился в Петербургском университете, но за активное участие в революционных событиях был выслан на Кавказ. После окончания Тифлисского Александрийского учительского института его направили на работу в Дагестан. 1898 года он работал в Николаевском городском училище, в 1902 году был назначен инспектором Темир-Хан-Шуринского городского училища. В 1910 году вновь вернулся в Николаевское городское училище в качестве инспектора. Г.В. Мустанов относился к числу замечательных русских педагогов, посвятивших всю свою жизнь и знания развитию просвещения и культуры Дагестана. Мустанов был прекрасным математиком, физиком, талантливым педагогом и воспитателем. Он интересовался нуждами каждой семьи учащихся и затем, за счет пожертвований богачей города, стремился оказать возможную помощь нуждающимся. Умением найти подход к каждому ученику, он завоевал большой авторитет в школе и среди родителей.
Следует отметить большие заслуги и Петра Исааковича Кончухидзе, который сначала работал инспектором Порт-Петровского городского училища, потом инспектором народных училищ Дагестана. Бывшие воспитанники характеризуют его как «трудолюбивого, скромного, знающего свое дело человека». Кончухидзе пользовался большим авторитетом среди учительской общественности и населения.
В бытность инспектором народных училищ, он открыл при Высших начальных училищах Петровска, Темир-Хан-Шуры и Дербента двухгодичные педагогические курсы, выпускающие учителей начальных школ. Из них вышла целая плеяда известных народных учителей - Гадис Гаджиев, Гусейн Гаджиев, Саид Омаров, Симонов, Климентьев, Григорюк и др. Николаевское городское училище сыграло важную роль в распространении просвещения и культуры не только в Порт-Петровске, но и в республике. Его воспитанники открывали русские светские школы почти во всех округах Дагестана. Например, Георгий Александрович Хохлов был назначен первым учителем светской школы в селении Тарки. В августе 1915 года духовенство и националистические элементы встретили его идею открыть светскую школу в ауле, весьма враждебно, развернув повсеместно антирусскую пропаганду. Благодаря предварительной пропагандистской работе Хохлова среди родителей, школа все-таки открылась и даже не вмещала всех желающих обучаться. Открытие светских школ в аулах проходило в ожесточенной борьбе с кадиями и муллами, которые в просвещении видели серьезную силу, способную подорвать позиции шариата и реакционных адатов.
Совершенно новую школу в селении Гелли предстоял открыть Францу Ивановичу Рачинскому. Туда он был назначен после окончания Порт-Петровского училища и педагогических курсов. При наборе учеников в первый класс удалось собрать 35 мальчиков. Девочек в школу не пустили. Под руководством Рачинского школа превратилась в культурный центр.
Не менее оценимую работу по распространению светского образования провел и другой воспитанник Николаевского училища Гадис Гаджиевич Гаджиев. Он стал первым заведующим Нижне-Дженгутайского начального училища, через год – вторым учителем Кумухского двухклассного училища, далее – заведующим Каялинского начального училища, а еще через год – заведующим Шовкринского начального училища, где и проработал до победы Февральской революции. По воспоминаниям его учеников: «Гадис Гаджиевич был учителем строгим, требовательным: все свои силы он отдавал обучению и воспитанию детей. Поэтому ученики любили его как родного отца». Педагогическая деятельность Гаджиева дала хорошие всходы. В 1917 – 1920 годах Гадис Гаджиев был членом Дагестанского студенческого агитационно-просветительскоо бюро, Казикумухского Военно-революционного комитета и других организаций. Он и другие сельские учителя не только знакомили дагестанцев с русской культурой, но и помогали понять свое положение, лучше ориентироваться в путях и средствах борьбы против помещиков и буржуазии. Многие его воспитанники стали активными участниками борьбы за победу Советской власти и социалистического строительства в Дагестане.
Одним из организаторов и руководителей победы Советской власти в Дагестане стал воспитанник Николаевского училища Ибрагим Алиев, который под угрозой исключения из гимназии, не прекращал заниматься революционной деятельностью, делая переводы речи прогрессивных учителей школы и распространяя нелегальную литературу. Во время обучения на юридическом факультете московского университета его товарищами были студенты-марксисты Буйнакский и Александрович, сыгравшие большую роль в становлении мировоззрения молодого революционера. После Февральской революции Алиев был назначен помощником комиссара по уголовным делам Краснопресненского района города Москвы. По возвращении в Дагестан в 1917 году он избирается членом Порт-Петровского мусульманского народного комитета и, затем, после победы Октябрьской революции становится членом городского Военно-революционного комитета. А с апреля 20-го года был назначен наркомом юстиции социального обеспечения и являлся членом Дагобкома ВКП (б) до 1937 года.
Не менее активным участником в борьбе за установление Советской власти был уроженец Порт-Петровска Константин Васильевич Джапаридзе. Выпускник Высшего начального училища 1915 года, он начал свою трудовую деятельность в портовых мастерских подручным слесарем, откуда в 1918 году был призван в Красную гвардию. Участвовал в боях против банд имама Гоцинского. В 1922 году был призван в РККА и направлен в 13-ю Дагестанскую дивизию в качестве политрука Военно-политических курсов. После демобилизации работал начальником Махачкалинского порта.
Деятельное участие в революционном движении и в борьбе народов Дагестана за советскую власть принимали и другие выпускники Николаевского училища: Семен Дегтярев, Николай Кувшинников, Евгений Локтев, Порфирий Чудин, Василий Тройненко, Петр Жидков, Георгий Уцехов, Александр Хохлов, Григорий Крымин. Все они после разгрома интервенции и белогвардейцев принимали активное участие в развитии просвещения и культуры в Советском Дагестане.
В годы гражданской войны регулярные занятия в школах Порт – Петровска не проводились. В июле 1920 года в здании нашей школы была проведена первая конференция комсомольских организаций города Порт-Петровска. Так первые шаги дагестанских комсомольцев были связаны со школой №1.
26 августа 1921 года Дагревком издал декрет о срочной ликвидации безграмотности среди населения Дагестана от 15 до 50 лет. В обращении Народного комиссариата просвещения Дагестана к учителям республики говорилось: «….мы должны создать такую школу, которая явится широким путем нашего шествия к торжеству социалистического строя, к коммунистическим идеям…». Возникновение новой школы требовало теоретически и политически подготовленных педагогов. Партийные организации принимали меры к тому, чтобы избавить школу от невежественных и реакционно настроенных учителей. Коммунисты и комсомольцы направлялись на педагогическую работу, посылались на учебу в педагогические учебные заведения.
В первые годы Советской власти деятельность школы проходила в трудных условиях, вызванных разрухой в стране. В то же время усилившаяся тяга трудового народа к знаниям привела к тому, что в школу потянулись сотни юношей и девушек, лишенных возможности учиться до революции.
С сентября 1922 года занятия в школах шли регулярно. Школы были переполнены. И, хотя занятия шли в две, три смены, учебный процесс протекал нормально, развертывалась внутришкольная и внутриклассная работа. Педагоги ставили перед вышестоящими органами народного образования различные вопросы по улучшению учебно-воспитательного процесса, по организации новой единой трудовой школы. Этот процесс протекал в борьбе нового со старым. Учителя школы постепенно овладевали идеями марксизма-ленинизма и обратились в горком Союза учителей с просьбой организовать кружок по изучению основ этого учения. Вместе с тем, учителям приходилось вести большую работу среди населения, среди родителей. Родителей знакомили с условиями и задачами советской школы, организовывали беседы на педагогические темы. Воспитательная работа в школе стала особенно развиваться после того, как ее преобразовали в школу №1 имени В.И. Ленина в феврале 1924 года.
1924-1930 годы были периодом становления советской единой трудовой школы. В школе стала проводиться разнообразная учебно-воспитательная работа. Учительский коллектив находил и внедрял новые формы работы с учащимися. В особенности, это стремление стало заметно после возникновения пионерской и комсомольской организаций. Первая школьная комсомольская организация была создана 22 января 1925 года. Прием пионеров в комсомол проходил в актовом зале школы. Первыми комсомольцами в школе стали 12 учащихся, среди них были Боря Калинин, Муся Наибова, Маруся Айрапетова, Маша Усикова, Федя Бондаренко, Саша Пронин и другие. Позднее в комсомол вступили Захар Гнигов, Ольга Катунская, Алекпер Мехтиев, Люшин, Владимир Гриднев, Иван Камнев, Даниил Пряхин, Георгий Пашиц, Татьяна Лепехина, Изабелла Водовозова, Елизавета Джапаридзе, Иосиф Джапаридзе, Таисия Самсонова, Семен Измайлов, Борис Белов, Надежда Калачевская, Анна Махарадзе. Они активно участвовали в общественной жизни города. Оказывали старшим посильную помощь: собирали металлолом и макулатуру, участвовали в антирелигиозных шествиях, обучали взрослых грамоте. Под руководством комсомола в школе работала пионерская организация, которая также сыграла огромную роль в деятельности нашей школы. Заведовала школой в это время М.И. Мустанова. В эти годы, ввиду нехватки учебников, учиться было очень трудно. Но жажда знаний была очень сильной, а товарищество – очень крепким. Пионеры объединялись в группы и старались помочь отстающим ученикам. Летом учащиеся отправлялись в пионерские лагеря.
Из лучших пионеров и комсомольцев был организован учком школы. Задачи перед ним стояли такие: ответственность за дисциплину, организация и вовлечение всех учеников в кружковую работу, активное участие в жизни школы. Кружковая работа отвлекала учеников от улицы, уравновешивала их характер, а следовательно повышала в них дисциплину и любовь к тому или иному искусству, к труду. В школе имелись активно действующие кружки: духовой оркестр под руководством преподавателя А.Я.Клейзмера, драматический кружок под руководством учительницы русского языка Марии Викторовны, математический и радиокружок (руководители – преподаватели Мустанов и Шелухин), физкультурный (руководитель Гладков), кружки труда – столярный и вышивания. Школа №1 им. В.И. Ленина выпускала из своих стен юношей и девушек, подготовленных к жизни, к труду, активных участников строительства социализма в нашей великой стране.
В 1935 году директором школы был назначен видный дагестанский педагог, один из основателей дагестанской национальной школы, человек щедрой души и глубокой эрудиции, прекрасный организатор С. М. Омаров, чье имя школа носит в настоящее время. Торжественная церемония по случаю присвоения общеобразовательному учреждению имени выдающегося педагога и общественного деятеля республики, разработчика организационных основ национальной общеобразовательной школы, директора школы №1 (1935-1944 гг.) Саида Омарова состоялась 22 мая 2012 года. Для развития образования и просвещения Саид Магомедович Омаров – это личность исторической важности. Им воспитано целое поколение, состоявшееся в педагогической сфере.
Работа Омарова в должности директора школы №1 пришлась на суровое военное лихолетье. Главная заслуга С. М. Омарова состоит в воспитании достойных дагестанцев. Годы Великой Отечественной войны явились периодом серьезных испытаний и больших изменений в содержании всей работы средней школы № 1 им. В.И. Ленина – одной из крупных школ столицы Дагестана. В ней объединились четыре школы города: №1, 5, 7 и 14 т.к. в это время здания трех из них были заняты госпиталями. На протяжении всех военных лет коллектив учителей, охваченный патриотическим порывом, без остатка отдавал все свои силы и умение воспитанию и обучению детей, организации помощи фронту и вовлечению школьников в общественно полезный труд. Борьба за качество знаний учащихся по основам наук и успеваемости велась еще упорнее и систематически, чем в мирное время. Вопрос о дисциплине всегда занимал центральное место в воспитательной работе школы, но в годы войны, невзирая на большую переполненность школы, дисциплина учащихся была исключительно хорошей. Учителя использовали все возможности, чтобы воспитать у детей любовь к своей великой Родине, зажечь в них жгучую ненависть к фашизму.
Коллектив школы не ограничивал свою деятельность только лишь организацией учебного процесса, значительная работа проводилась и в помощь фронту. Она проходила по разным направлениям: в госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений, в сборе средств на вооружение армии, на сельскохозяйственных работах и участие во многих мероприятиях. Для помощи госпиталям и фронту в школе была создана шефская комиссия. В нее вошли учителя А.А. Александрова, Л.В. Астафьева и другие. Комиссия организовала сбор посуды для нужд госпиталей, теплых вещей и подарков для бойцов. Старшеклассники организовали бригады для разгрузки раненых с поездов, для шефства над отдельными палатами, белье для раненых стирала группа родителей, учащиеся убирали палаты и помогали тяжело раненым. В каждой палате выпускались боевые листки, а по праздникам бойцов одаривали гостинцами (табак, папиросы, бумага, вышитые кисеты и носовые платки) и организовывали концерты. Были созданы в школе и тимуровские команды, которые заботились о детях-сиротах и семьях фронтовиков. Помогали и многим ученикам, оказавшимся в тяжелом материальном положении. Учителя школы, чем могли, помогали эвакуированным детям и даже усыновили сирот.
Война поставила вопрос об улучшении военно-физкультурной работы. Школа справилась и с этой задачей. Учителя и старшеклассники в школе после уроков проходили специальное военное обучение в рядах народного ополчения. За годы войны в школьных кружках подготовлено: 299 пулеметчиков, 171 автоматчик, 42 разведчика, 72 инструктора штыкового боя, 111 инструкторов рукопашного боя, 409 ворошиловских стрелков, 67 юных конников. За военно-патриотическое воспитание учащихся и помощь фронту средней школе №1 было присуждено переходящее Красное знамя.
Школа гордится своими питомцами – Героями Советского Союза – Валентином Эмировым, Леонидом Гальченко, Александром Ситковским, Шатиэлем Абрамовым, Николаем Подорожным. Выпускник школы Алик Мардахаев в боях за Москву повторил подвиг капитана Гастелло. Самым юным воином оказался 17-летний стрелок-бомбардир Иван Цезарь. Экипаж Грачева и Цезаря показывал высокое летное мастерство, мужество и отвагу. За отличное выполнение боевых заданий старшина Цезарь одним из первых в части был награжден орденом Красного Знамени. Погиб 13 июня 1942 года в боях за Донбасс. В боях под Ржевом возрасте 19-ти лет погиб геройской смертью выпускник школы Серажутдин Гасимов. Награжден орденом Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны высокий патриотизм проявили учителя-женщины и их ученицы. Учителя А.В. Шевченко, Е.М.Синицына, О.И. Вечтомова вначале работали в госпитале, а затем, в начале апреля 1942 г., добровольно ушли на фронт вместе со своими воспитанницами Галей Осиповой, Лидой и Валей Поповыми, Женей Пресбургер, Инной Ястржембской, Ниной Протасовой и другими. За проявленный героизм и мужество многие из них были награждены орденами и медалями.
Учителя и бывшие выпускники школы №1, находясь на фронтах Великой Отечественной войны, не забывали о своей родной школе, держали с ней связь, писали письма, посылали телеграммы на имя Саида Магомедовича Омарова. Эти строки нельзя читать без волнения. Все они писали, что скучают по родной школе, что не подведут, что воюют в первых рядах Красной Армии и никогда не сдадут ни пяди родной земли. И еще, в письмах все мечтали встретиться в традиционный день школы после войны, кому-то это сделать так и не удалось. Их письма как нельзя лучше свидетельствуют о том, что воспитанники дорожили честью своей школы, с оружием в руках защищая Родину. Это и есть одно из самых важных достижений школы. Из школы № 1 им. В.И. Ленина ушли на фронт и отдали свою жизнь за Родину учителя – Борис Дмитриевич Ковалевский, Иван Иванович Лосяков, учащиеся – Володя Калинин, Анатолий Серин, Гарун Ахундов, Владимир Иванов, Нариман Мухамедов, Володя Ковалев, разведчик Август Блок, пулеметчик Евгений Малевич, Евгений Рыжов, Володя Славянов, Виктор Жигалов, Ш.Таирбеков, Жора Гаджиев, школьный поэт Юра Полянский, Евгений Зайцев, Иван Цезарь, Георгий Тургаев, Алик Мардахаев, Анатолий Трефель, Серажутдин Гасимов. Особой нашей гордостью являются воспитанники школы - Герои Советского Союза Валентин Эмиров, Леонид Гальченко, Александр Ситковский, Шатиэль Абрамов, Николай Подорожный.
По неполным данным 175 учащихся школы были награждены орденами и медалями за героизм, проявленный в Великой Отечественной войне.
В послевоенные годы в махачкалинской средней школе №1 имени В.И. Ленина сложилась очень непростая обстановка, в особенности с руководящими педагогическими кадрами. После С. М. Омарова директора менялись один за другим, что отрицательно сказалось на учебном процессе в школе: низкая успеваемость, плохая дисциплина среди учителей и учащихся, «текучка» педагогических кадров. Плохо обстояло дело и с материальной базой школы. Не хватало парт, стульев, наглядных пособий, учебников. Горячими завтраками в столовой дети не пользовались.
В такое непростое для школы время в 1949 году директором школы был назначен заслуженный учитель школ ДАССР М.Ш. Асельдеров. Им были приняты решительные меры по организации учебного процесса в школе, в налаживании работы педагогического коллектива по воспитанию и обучению учащихся в школе. Под руководством Асельдерова педагогический коллектив из года в год добивался хороших результатов в учебно-воспитательной работе.
К 1951/52 учебному году на счету школы было 9 «золотых» медалистов и 14 «серебряных», что составило 1/5 часть всех медалистов республики. А к концу 1958/59 из 876 учащихся в школе было отличников – 68 человек, хорошистов – 214. Это составило 32% от общего числа учащихся. В этом немалая заслуга учителей и классных руководителей: Е.Г.Кузнецовой, М.М.Двойниковой, А.Л. Стародубцевой, В.Д. Кохановой, Г.А. Абрамова, Ш.Т. Шалбузова, А.М. Трофимова, З.И. Карамышева и других.
Улучшился качественный состав педагогического коллектива. Большая работа была проведена по повышению квалификации учителей. Из 48 учителей, работающих в школе, 25 человек имели высшее образование, 8 – среднее, 5 – учились в ВУЗах заочно. Внеклассная работа в школе была направлена на повышение общего развития учащихся и носила форму кружковой. В школе работало более 10 кружков по разным направлениям. Комсомольская и пионерская организации стали более многочисленными, улучшилась успеваемость, повысилась активность и инициативность комсомольцев и пионеров. Они участвовали в сборе металлолома, в озеленении дворов и улиц, Укрепилась материально-учебная база школы: качественно был проведен ремонт школы, заменена устаревшая мебель, закуплено новое оборудование, спортивный инвентарь. Постепенно мобилизуя силы педагогического коллектива, комсомольской и пионерской организаций, городской общественности, школа добилась значительных успехов.
С 1959/60 учебного года в махачкалинской средней школе №1 начинается новый этап в развитии. 1959 год ознаменовался принятием Верховным Советом ДАССР нового закона о школе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В соответствии с этим законом принимается важное решение о переводе школы №1 с десятилетнего на 11-летний срок обучения с полиграфическим уклоном. Перевод школы на 11-летнее обучение привел к коренной перестройке учебно-воспитательной работы, учебных предметов, внеклассной и внешкольной работы, к изменению структуры материальной учебно-производственной базы школы.
Учащиеся наряду с основами наук начали осваивать и основы трудовой деятельности. Были созданы мастерские на 40 рабочих мест с различными станками, верстаками, кабинет домоводства с 10 швейными машинами. Одновременно укрепилась материально-производственная база по политехническим предметам, таким, как физика, химия и др. Педагогический коллектив стремился к улучшению преподавания предметов политехнического цикла, обществоведения и межпредметным связям. Учителя школы №1 понимали, что должны служить примером своим воспитанникам во всем. Они разработали обязательства, выполняя которые, из года в год добивались значительных успехов в учебно-воспитательной работе, а также в работе пионерской и комсомольской организаций. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 1969/70 учебного года успеваемость по школе составляла 95%, среди успевающих учеников было свыше 35% отличников и хорошистов. В школе не было ни одного отстающего комсомольца.
За хорошую постановку работы по обучению и воспитанию учащихся 12 учителям было присвоено высокое звание заслуженного учителя школ РФСР и ДАССР, многие были награждены значками «Отличник просвещения РСФСР», орденами и медалями Советского Союза, их имена были занесены в Книгу почета Министерства просвещения ДАССР.
Воспитание учащихся в духе патриотизма, преданности Родине – сложный и многогранный процесс. Многие вопросы учебы и воспитательной работы освещались и на партийных собраниях учителей. Коллективом учителей совместно с воспитанниками были созданы школьный музей, комната боевой славы, Ленинская комната. Совет комнаты боевой славы занимался розыском выпускников школы – участников Великой Отечественной войны, организацией лекций о городах-героях Ленинграде, Севастополе, о выпускниках школы Героях Советского Союза. Ребята вели переписку и организовывали встречи с героями, учившимися в махачкалинской школе №1: Абрамовым, Ситковским, Гальченко, осуществляли уход за могилами погибших воинов. Ежегодной традицией стали уроки мужества 23 февраля и 9 мая. В эти дни приглашали воинов Советской Армии, ветеранов ВОВ, родителей – бывших воинов. Эти и многие другие формы работы высоко оценивались на партийных собраниях педагогов.
За время своей деятельности школа №1 подготовила тысячи замечательных людей, которые трудились и трудятся в различных отраслях народного хозяйства. Многие из бывших учеников стали конструкторами и агрономами, строителями и музыкантами, врачами, учеными и учителями.
Это были славные представители советской науки: Э. Даидбекова, Р.Юсуфов, У. Мейланова – доктора филологических наук, Г.-А.Д. Даниялов, В. Гаджиев, А. Гаджиев – доктора исторических наук, О.Покотилова, О.Маркин – доктора медицинских наук, А.Жак – доктор физико-математических наук и многие другие. Немало среди выпускников было инженеров – это В. Фридман, В. Калентьев, Рашкевич, В. Панченко, Н.Багдасаров, И. Шмаевич, журналистов: Ю. Фельд, Л. Брузгин, А. Пронин, писателей и поэтов: Н.Алиев, В. Михальский, Н.Гончарова, врачей – А. Адамов, Э. Сергунина, А. Ефимова, С. Ханцис, М. Вайман, Ю.А. Подварко. Немалая плеяда людей творческой профессии вышла из стен школы, например: Г. Папаян – дирижер симфонического оркестра Даградио, Пивоваров – преподаватель Ленинградской консерватории по классу скрипки, Ю. Ханукаев – доцент музфака ДГПИ, артисты – Ф. Бондаренко, М. Наибова, Н. Сильвестрова – солистка пермского театра оперы и балета, лауреат Государственной премии, В. Сперанский – музыкальный редактор Даградио, заслуженный деятель искусств БССР, художник Данелия. Все эти имена и новые, которые ежегодно дополняются, бережно вписываются в летопись школы.
Нельзя не учитывать и тот факт, что своим самоотверженным трудом учителя школы прививали воспитанникам школы любовь к педагогической деятельности. Многие выпускники выбрали именно этот жизненный путь – это состоявшиеся педагоги вузов, техникумов и школ нашей республики и за ее пределами, такие как, В.А. Усанова, Т.Т. Алибекова, А.С. Лугом, И. Моисеев, И. Алышев, Л. П. Гутевич, С.М. Анисимова, К.П. Болоткина, Л.Г. Наземцева, К.И. Мегаева, С.Х. Ханукаева, А.В. Раджабова, Т.П. Слюсарева, Р.С. Алиева и многие другие.
Прошли года… и вот уже 20 лет подряд директором гимназии №1 является Давудов Эмирмагомед Давудович, заслуженный учитель РД, почетный работник образования РФ и РД, педагог с большим опытом и стажем работы (только в должности директора он работает уже 33 года). Статус «гимназия» школа приобрела под его руководством и, уже более десяти лет, занимает лидирующие позиции по рейтинговым показателям качества образования. Из года в год учащиеся гимназии принимают активное участие в олимпиадах и тематических конкурсах различного уровня. Число медалистов растет, повышаются показатели качества знаний учащихся, что доказывают результаты ОГЭ и ЕГЭ.
Педагоги гимназии под руководством Давудова Э.Д. вносят весомый вклад в развитие Республики Дагестан. На сегодняшний день в гимназии работают заслуженные учителя РД – 6 чел., почетные работники общего образования РФ – 33 чел., отличники образования – 11 чел., кандидаты педагогических наук – 4 чел., лучшие учителя России, получившие грант Президента РФ и Главы РД – 20 человек.
Благодаря личным качествам Давудова Э.Д. в коллективе создана благоприятная атмосфера для развития и роста различных инициатив. Гимназия является базой двух экспериментальных площадок, республиканской и муниципальной по темам: «Одаренные дети» и «Внедрение ФГОС-2 в старшей школе». Куратором площадок также является Давудов Э.Д.
Ежегодно коллектив гимназии награждается благодарственными письмами, почетными грамотами, дипломами за самоотверженный труд и вклад в дело подрастающего поколения. И в этом немалая заслуга директора как руководителя, обеспечивающего нормальные условия труда для организации плодотворного учебного процесса. Давудов Э.Д. много лет являлся Депутатом Городского Собрания, выполнял большую общественную работу; руководил Советом директоров школ города; является председателем общества «Ахты» по сохранению памятников культуры Дагестана. В 2014 году был награжден Дипломом II степени «Лучший руководитель образовательного учреждения».
За годы работы Давудова Э.Д. в школе не было ни одного случая правонарушения учащимися, что позволяет говорить о правильной организации воспитательного процесса и полноценном функционировании в гимназии общественных структур, хотя на сегодняшний день здесь обучаются 1880 учащихся. Стиль руководства Давудова Э.Д. не дает повода для жалоб ни со стороны учащихся, ни родителей, ни работников гимназии. Демократизм в общении, толерантность, чуткость, доброта и его высокая профессиональная культура способствуют тому, что на протяжении многих лет он пользуется уважением всего коллектива, родителей, учащихся и выпускников гимназии.
Немало благодарных выпускников за 20 лет его работы директором покинули стены родной «альма-матер». И по сей день, они помнят и не забывают свою школу, которая дала им путевку в жизнь. Многие выпускники занимают ответственные посты не только в республике, но и за ее пределами.
Никогда не забудет школа своего выпускника, героя наших дней Халидова Магомеда Нажмудиновича, в память о котором на фасаде здания по инициативе Давудова Э.Д. установлена мемориальная доска. Коллектив школы свято чтит память о подвиге своего воспитанника, о его патриотическом долге, исполненном в борьбе с террористами и гордится тем, что достойно воспитали славного сына России.
Школа уже отметила 25-ти, 50-ти, 100-летний юбилеи, в августе ей предстоит перешагнуть и 150-летний рубеж. 150 лет для нас – это педагогический опыт, успехи учеников, радость за тех, кто снова где-то выдержал экзамен на мужество, на верность, на успех.
И сколько бы ни прошло лет, здесь все также будут самоотверженно работать учителя, воспитывать достойное поколение современной молодежи и всегда будут соблюдать главную традицию школы – сохранять связь со своими выпускниками.
…Проходят юбилеи, словно сны,
Как запятые в жизненном писании.
И вновь вперёд, к дыханию весны,
К вершинам творческих стремлений
и познаний…
Источники:
1. А.С. Гаджиев, А.И. Ихлясов, Г.А. Абрамов «Очерк истории махачкалинской средней школы №1 имени В.И. Ленина», Дагучпедгиз,1973, Махачкала.
2. http:mou-gimnaz1.ucoz.ru/news/gimnazii_1_g_makhachkaly_prisvoeno_imja_saida_omarova/2012-05-31-12
3. http://mou-gimnaz1.ucoz.ru/