Организационная информация |
ФИО автор | Емцева Анастасия Михайловна |
Должность | учитель |
Образовательное учреждение | Гимназия ДГТУОтчет о работе предметной комиссии, осуществляющей проверку экзаменационных работ участников ОГЭ по |
Класс | 7 |
Предметы | Биология |
Продолжительность урока/занятия | 40 мин. |
Методическая информация |
Тема раздела программы | Систематические группы растений |
Тема урока/занятия | Общая характеристика и строение мхов. Практическая работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)» |
Планируемые образовательные результаты | Обобщение и закрепление знаний об особенностях строения мхов. Формирование межпредметных связей, универсальных учебных действий. |
Цель урока/занятия | Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения. |
Задачи урока/занятия | Закрепить и углубить знания об особенностях строения мхов, их общей характеристике; сформировать умение распознавать и определять разные виды мхов, давать им характеристику. Развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы. Вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения. |
Тип занятия | Урок закрепления новых знаний. |
Технология | Смешанное обучение (модель «Перевёрнутый класс») |
Универсальные учебные действия, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят участники в ходе мероприятия | Личностные УУД – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира, стремиться к участию защиты окружающей среды, осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Регулятивные УУД – формировать цель урока и ставить задачи для её достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно, владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Подробное описание этапа. | Технология проведения этапа: | Какие ключевые компетентности формируются на этом этапе? |
Домашняя работа (опережающее обучение) – 40 минут |
Образовательная цели: мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению информации о строении мхов. Познакомится с новым материалом и закрепить его. | 1. Проблема: «К каким последствиям привёл выход растений на сушу?» 2. Изучить онлайн учебник для подготовки к уроку: п. 12-13 (до статьи "Размножение мхов") (Приложение 1) 3. Посмотрите видеоурок «Характеристика мхов» (Приложение 2) 4. Выполните тест «Отдел Мохообразные» (Приложение 3) | Познавательные – уметь работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы. |
Организационный этап (приветствие) Время, продолжительность – 0,5 минут. |
Цель: Создать психологический настрой на успешность на уроке. Задачи: создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: отсутствуют. Предварительная подготовка: не требуется. | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы мои коллеги – ботаники, бриологи, исследователи организма растений, их особенностей строения. Я рада видеть вас в нашем исследовательском центре. Девиз нашего центра: «Вперед к открытиям!». Предлагаем вам пожать друг другу руки и пожелать удачной работы. | Коммуникативные: умение вступать в общение, поддерживать его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, 2 минуты. |
Цель: Создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». | Отсроченная догадка. (Демонстрация ярких фотографий). По возрасту уступают только водорослям, появились от 500 миллионов лет назад, задолго до динозавров. Все они отличаются очень скромными размерами, от 0,2см до 4-5см. Эти растения способны выжить в самых экстремальных условиях. Даже в Антарктиде растут! И некоторые учёные утверждают, что после определённой модификации мхи некоторых видов смогли бы выжить даже на поверхности Марса. При неблагоприятных погодных условиях они могут высохнуть, потеряв почти всю влагу, и впасть в подобие анабиоза. При этом у них есть шансы ожить и восстановиться, когда условия вокруг станут подходящими. Однажды в Антарктиде исследователи нашли растение, возраст которого был оценён примерно в 1500 лет, и в лабораторных условиях он ожил. Некоторые виды способны впитать и удержать рекордное количество воды, превышающее его собственную массу в 20-30 раз. Эти растения имеют важнейшее значение для торфообразования. (Презентация) | Личностные – иметь познавательный интерес к изучению особенностей строения мохообразных, понимать важность заботы о сохранении многообразия растительного мира. |
Этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, 1 минута. |
Цель: каждому ученику внутренне осознать потребность открытия новых знаний и умений. | Прием «Исправь ошибку», работа в парах. Цель: найти три неверных пункта и внести правки. (1) Мхи распространены преимущественно в засушливых областях и лишь изредка в хорошо увлажнённых местах. (2) Представители отдела Моховидные — это низшие растения. (3) У мхов тело расчленено на стебель и листья, к почве прикрепляются с помощью корней. (4) Устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. (Презентация) | Коммуникативные УУД – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Рефлексия, 0,5 минут. |
Цель: Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения. | Что дало вам это задание? Это задание требовало от вас не пассивного чтения, а внимательного. Ведь нужно не просто найти ошибку, но и исправить её. | Регулятивные: Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. |
Этап «Целеполагание или погружение в тему» Время, продолжительность этапа - 1 мин. |
Цель: Успешное вхождение в тему урока, определение цели урок, установление взаимосвязи теории и практики. Задачи: развитие логического мышления, аналитических умений, развитие эмоциональной сферы: интереса. | Вы дома разбирали материал по теме «Мохообразные». И сейчас каждый из вас пытался решить задание «Исправь ошибки», используя свои знания. Возможно не у всех получилось найти правильно ошибку и её исправить. Т. е. вам не хватило каких-то знаний или умений. Поэтому нам сейчас нужно сформулировать цели и задачи. нашего урока, которые позволят нам их восполнить. Цель урока: «Создать условия для доказательства, что мхи – это высшие споровые растения. Познакомиться с многообразием местных мхов». Проблема: «Какие особенности строения мхов, позволяют им выживать в самых экстремальных условиях.». «Почему, даже после 1500 лет анабиоза, они способны ожить». Проведение практических работ «Проблемный поиск». | Ценностно-смысловая: Способность выбирать целевые и смысловые установки, обеспечивающие механизм самоопределения ученика в ситуации учебной деятельности. Регулятивная: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Реализация построенного проекта, 30 минут |
Цели и задачи: выяснить особенности строения и разнообразие мха. Предварительная работа: подготовить рабочие листы, микроскоп, предметные и покровные стёкла, стаканчик с водой и пипеткой, чашечка Петри, препаровальная игла, гербарий, местные виды мхов. | Выполнение практических работ по группам, со сменой рабочих зон. Учитель: «Ребята, вам на работу на каждой станции будет даваться 10 минут. Затем по моей команде, вы переходите на другую рабочую зону. И так по кругу, вы должны побывать на всех рабочих зонах». 1 группа «Морфологи», изучают внешнее строение мхов. (Приложение 4) 2 группа «Исследователи», изучают клеточное строение сфагнума. (Приложение 5) 3 группа «Экологи», изучают внешнее строение местных видов мхов. (Приложение 6) Учитель: Ребята, выполняя задания, вы сможете найти доказательства, что мхи высшие споровые растения. Учащиеся: Выполняют задания, заполняют рабочие листы, готовятся к тестированию. | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли и работать в группе. Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, 2 минута |
Цель: Закрепить полученный материал. | Ребята выполняют задание на слайде, приём «Установи соответствие». (Презентация) Группы мха | Виды мха | Печёночники | Сфагнум | Листостебельные | Маршанция | | Кукушкин лён | | Мох «Горный папоротник» | | Риччия | | Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: Саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя. |
Этап включения в систему знаний и повторения, 2 минуты. |
Цель: зафиксировать полученное знания, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. | Учитель: Самое действенное знание - то, которое мы можем применить на практике. Предлагаю вам поработать с тестовым тренажером и оценить уровень усвоения учебного материала. (Приложение 7) Учащиеся (индивидуально): Выполняют задания теста. | Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. Коммуникативные: учит управлять проявлениями своих эмоций. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, 1 минута |
Цель: соотнести цели, которые учащиеся ставили на уроке и результаты своей деятельности. | Учитель: 1. Какие перед нами стояли сегодня задачи? 2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели? Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные: систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. |
Домашняя работа |
Цель: закрепить изученный материал. | Используя материал учебника, видеоурок составьте практические задания на следующий урок (таблицу, схему, кроссворд, ребусы и др.) | Познавательные: Анализ объектов, структурирование знаний. |
1. Онлайн учебник. - Текст: электронный // - URL: https://лена24.рф/Биология_7_кл_Пасечник/index.html
2. Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. - Текст : электронный // – URL: https://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy (Дата обращения: 13.10.2023г.)
3. Общая характеристика мхов. Строение зеленых и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажненных почвах - Текст : электронный // – URL: https://lesson.edu.ru/lesson/9a69617c-aa64-40c9-a8ee-084b3997d80f (Дата обращения: 13.10.2023г.)
4. Лобастова О.С., Татаринова Т.С. Экспериментально-исследовательская работа по биологии «Прошлое, настоящее, будущее мха сфагнума». / Лобастова О.С., Татаринова Т.С., Мартьянова Г.В. - Текст : электронный // – URL: https://infourok.ru/eksperimentalno-issledovatelskaya-rabota-2774141.html (Дата обращения: 13.10.2023г.)