СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе по теме: « Учим словарные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке предлагаются дидактический вариант для изучения и запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе по теме: « Учим словарные слова»»

Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе по теме: « Учим словарные слова»


Со словами с непроверяемыми написаниями школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека и мн. др. число таких слов с каждой страницей учебников по русскому, математике, чтению, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены учащимися.

К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов, например: солдат, топор, канава. Эти слова дали в среднем лишь 53% правильных написаний.

Одна из причин такого положения – не разработанность методики обучения непроверяемых написаний. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа. Эффективность этой работы обеспечивают следующие условия:

-Активизация умственной деятельности;

- Обучающий характер учебной деятельности;

- Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений.

Практика показала, что работа над словами с непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов, малоэффективна.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу можно рационализировать.

Запись слов по алфавиту.(1класс)

  • К концу 1 класса дети знают алфавит, порядок расположения букв в алфавите. Так, записав на доске в разброску несколько слов, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.

  • По мере усвоения, задания усложняются. Дети придерживаются алфавитного расположения не только первой буквы, но и последней.( багаж, билет, базар, батон, бутон)

  • Записать слова в три столбика и внутри каждого столбика по алфавиту.(азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, автобус, пирог…….)

Выборочный диктант (1класс)

  • Учитель читает текст вслух, в котором встречаются слова с данными правописаниями, а учащиеся записывают встретившиеся слова.

  • Из текста записать в один столбик слова с проверяемыми написаниями, в другой с непроверяемыми.


Выборочный ответ (1класс)

  • Подобрать правильный ответ

Слова

ответы


1

2

3

4

Б..тон

а

о

а

о

Г..зета

о

а

а

о

Г..рох

о

а

о

о


Группировка. Запись слов по орфографическим признакам.(2класс)


а

е

и

о

канава

тетрадь

диван

комар

газета

металл

лимон

победа


Подбор однокоренных слов-других частей речи.(3,4 класс)

Запись слов под диктовку, подобрав к ним родственные слова.

Город, городской, городить

Сахар, сахарный, сахарить и т. д.


Составление и запись слов с противоположным значением

Здесь имеются в виду слова типа территория-коридор.


Подбор и запись синонимов и антонимов

Подобрать синонимы к слову метель-вьюга, буря, пурга, метелица.

Антонимы по теме глагол. Работать- отдыхать, праздновать.

Мешать- помогать, пособлять.

На уроке такая работа начинается, а дома заканчивается.


Составление предложений с данными словами.

Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря и усвоению синтаксического строя речи.

Составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, режим, санитар, матрос.

Мой брат служит матросом на подводной лодке.


Сочинение по опорным словам

Написать сочинение на тему «на вокзале», используя слова: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир.


Дописывание орфографических таблиц.


а

о

а

А-а

о

О-о

абзац

карандаш

солома

огород

…….

……

………

……..

…….

…….

………

……..


Подбор и запись слов с иноязычными элементами

Подобрать и записать слова с элементами авто -, колл -, грамм –

(автодорога, автомобиль ,коллектив, коллекция, грамматика, килограмм.)

Замена описательных оборотов словами-синонимами.

При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной.


Описательные обороты

Слова

Коллективная поездка гербарий


Собрание однородных

предметов библиотека


помещение, где хранятся

и выдаются книги . экскурсия













Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.


Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.

Письменно передать описание жизни Ваньки Жукова у сапожника, употребив слова: деревенский сапожник, Москва, здесь, осень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые «словарные слова», усваиваются младшими школьниками путем механического заучивания. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается, записывается, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика не обеспечивает быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют ошибки. Запоминания должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть доступна на основе понимания учеником значения изучаемого слова, включение « трудных» слов в речевую практику ребенка.

Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание, нередко пытаются интуитивно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: ВОСТОК пишется с О, потому что там солнышко всходит.

Одним из средств запоминания является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном происхождении, помогает «проявить» исторический состав слова.

МАЛИНА- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящих из малых частей. Слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ_»МАЛЕНЬКИЙ»

МАЛИНА-МАЛЫЙ - «состоящий из маленьких частей»


Работа на уроке по теме «слова с непроверяемыми написаниями» – работа строится в следующем порядке:


1..постановка цели. Предъявление, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2..записать, выделить орфограммы.

3..сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях.

4..подбор однокоренных слов

5..составление словосочетаний или предложений, комментированная запись.


МЕДВЕДЬ – крупное хищное животное с большим, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти мед в лесу.

МЕДВЕДЬ-МЕД, ВЕДАЮЩИЙ.


КАРТИНА- произведение живописи: портрет, пейзаж, натюрморт,- выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Слова образовалось от итальянского КАРТА - БУМАГА. Первоначальное значение слова картина-«тонкая, красивая, изукрашенная бумага»


Работа со словами с непроверяемым написанием.

  1. сгруппировать слова по написанию на: О,А,И,Е,Я.

Отдельно на каждую букву составить 6 сюжетных картинок….

ПОРТНИХА, с ней связаны слова на О: пуговица, портниха, костюм, одежда, косынка, голубая, колени, коричневый. Текст может быть примерно такой: Нарисована портниха. На голове у нее голубая косынка. Она в легкой одежде, на коленях у нее коричневый костюм. Портниха пришивает к костюму пуговицу.


Предлагаемая работа с картинкой развивает у детей наблюдательность, зрительную память, трудолюбие, воспитывает интерес к рисованию, к поиску нового.

По сюжетной картинке, опираясь на зрительную память, дети должны запомнить расположение предметов и определенное количество слов. Работа проводится по частям (в каждой части было 8-12 предметов), затем записать слова в тетрадях. Свою работу дети заканчивают дома.

Чем больше слов усваивает ребенок, тем легче ему учиться. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

  1. Догадайся какие это слова?

КРНДШ, КПСТ

  1. ответь одним словом.

Шестой день недели.

Перемещение воздушных масс.

  1. составь цепочку слов,

где последняя буква слова будет первой для следующего.

  1. выбрать из словаря слова с сочетанием –ОРО_, -ОЛО-. –ЕРЕ-

  2. подобрать к схеме.

  3. выбрать из словаря слова по образцу.

явление природы: мороз,…

профессии: агроном,…

машины: комбайн,…..

Словарные слова дети запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

1.запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова.

2.объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Каждая группа имеет свой сюжет.

Рабочий

Работа

Сапоги

Пальто

Машина

завод

Рабочий собирается на работу. Надевает сапоги, пальто, садится в машину и едет на работу.


Однажды

Осина

Орех

Однажды на осине вырос орех.

(буква О- широко раскрытые от удивления глаза)




Хорошо

Быстро

Весело

Скоро


Как кататься на велосипеде?

(буква О- колеса велосипеда).






Карточки для домашней или индивидуальной работы.


Спиши слова в алфавитном порядке.

Коллективный, шестнадцатый, автомобильный, кабинетный, сиреневый, желтый.



Спиши вставляя пропущенные буквы.

Б..бли..течный, к..л..ндарный, к..ртоф..льный.


Образуй от данных слов прилагательные.

Суббота-……..

Вокзал-……

Картофель-…..

Коллектив-…..


Составь предложения с прилагательными.

Автомобильный, пассажирский.


Разбить слова с непроверяемыми написаниями по темам:

«город», «животные», деревня», «огород»,…….




Толкование. Береза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными

листьями.

Русская, кудрявая, белоствольная, сок, веник.

Однокоренные слова. Березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.


Поговорки. Березонька, как девонька, в сарафанчиках белых.



Песни. Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.



Стихи.


Материал подбирают сами дети.