СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку "Казимир Малевич"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку "Казимир Малевич"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская художественная школа им. М. Тенишевой»





Методическая разработка к уроку

по истории искусства в 5 классе по

предпрофессиональной программе «Живопись»






Преподаватель: Плосканич В. Е.













2022 год



Предмет: «История искусства»


Тема: «Казимир Малевич».


Цель открытого урока: ознакомление с изобразительным искусством России начала XX века, творчеством К. Малевича, формирование навыков анализа художественных произведений.


Образовательная цель урока: обеспечить в ходе урока условия для применения учащимися ЗУН при усвоении нового материала по теме «Дизайн упаковки».


Дидактическая цель урока: организовать деятельность учащихся по определению уровня усвоения знаний сформированности умений и навыков, коррекции ЗУН по теме «Дизайн упаковки».


Задачи урока:

Образовательные:
 активизировать и совершенствовать знания по предмету «История искусства»;

 расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об изобразительном искусстве, известных художниках, истории.


Воспитательные:
 активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать
их социальную компетентность;
 прививать интерес к искусству, к истории искусства;


Развивающие:
 развивать внимание, память;
 развивать умение анализа;
 развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения
учиться.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: уроки смешанного типа (лекция, беседа).

Педагогические технологии: метод обучения в сотрудничестве, технология
развития критического мышления, применение компьютерной презентации.

Формы работы организации познавательной деятельности: групповая.

Методы работы на уроке: объяснительно-иллюстративный , репродуктивный.

Оборудование:
 мультимедийный проектор;
 компьютер;
Дидактический материал:
 компьютерная презентация (PDF файл «Презентация к уроку Малевич»;

Основные требования к учащимся: 15-16 лет.

Тема рассчитана на 1,5 академических часа.

План урока:

  1. Организационный момент - 3 мин.

  2. Сообщение новых знаний – 25 мин.

  3. Беседа с учащимися. Вопросы по теме – 10 мин.

  4. Заключительная часть урока – 2 мин.









Ход урока:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждет одна из самых интересных тем нашего курса в этом году. Прежде чем перейти к изучению с творчества художника, мы как обычно, сначала познакомимся с его биографией.

Малевич Казимир Северинович родился 1878 в Киеве. (территория Российской империи). Его семья имела польские корни и дома говорили на польском языке, потом он стал изучать и русский и украинский языки, в своей переписке он использует несколько языков сразу, но большая, значительная часть наследия написана на русском языке. Его творческая карьера развивалась по большей части в Москве и Петербурге, поэтому можно сказать, что Казимир Малевич – художник, который принадлежит русской культуре.

Детство его проходит в украинских деревнях, его отец владел заводом, но тем не менее его семья часто переезжала из одной деревни в другую. Но в последствии в своих дневниках он пишет о том, что он с детства наблюдал за тяжелым крестьянским трудом, для него это было очень важно, потому что это то, что связывало его и с этой землей, и с этой культурой, и вы увидите, как это найдет отражение в его изобразительном искусстве, его картинах. Когда Казимир Малевич был подростком, его родители переезжают в Курск, и там он начинает заниматься искусством, ничего подобного на тот момент в Курске не существовало, поэтому он сам начинает организовывать кружок единомышленников, они все вместе пишут, выходят на пленэры, занимаются самообразованием, с этого начинаются его поиски.

Первое место работы - чертежник в техническом управлении железной дороги. При этом, Малевич мечтает о переезде в Москву. Осенью 1905 он приезжает в Москву, пытается поступить в университет, у него не получается, он возвращается в Курск и спустя год повторяет попытку.

Постепенно знакомится с Московской публикой, его поглощает то, что происходит в художественной среде на тот момент.

Что же происходит? Молодые художники увлечены новыми направлениями в искусстве, которые они знают не только по приезжающим выставкам, но и по собственным поездкам за рубеж, они знакомятся. общаются, учатся у французских художником. Таким образом, искусство французского модернизма влияет на русскую культуру на рубеже 19-20 веков.

Слайд 2.

Импрессионизм. Сейчас тяжело сказать, было ли это влияние импрессионистов, или быть может он дошел до этого сам? На этот момент у него еще нет школы за спиной, его не сковывают никакие академические законы, и он додумался, дочувствовался до этого сам.

Гоген. Использование открытых цветов, отсутствие тонких переходов цвета.

Гогену, чуть позднее фовистам был важен именно открытые цвета.

Слайд 3

Лубок. Ещё одно направление поиска. Попытки вернуть ускользающее настоящее, что-то живое в искусстве, заставляет обращаться к народному творчеству. Не только Малевич, многие мастера того времени обращаются к лубку. Это картинки, созданные с помощью ксилографии, путем вырезания на деревянной дощечки и последующих отпечатком. Они хотели бы понять специфику примитивного искусства, и его влияние на зрителя они хотели его попробовать сами. Конечно они подходили к этому с позиции профессионалов, многие из них имели профессиональное образование. Они пытались соединить народные и академические традиции.

Эту картину он создает в соавторстве с В. Маяковским, для журнала «Лукоморье» и посвящает ее первым победам на фронте в 1-й мировой войне. Они делают это через призму русского лубка. Малевича в лубке как и в фовизме привлекает простота формы, обобщение по цвету, заливки. В лубке это происходит в связи с техникой исполнения, тем не менее Малевичу здесь интересны чисто формальные решения, как простыми композиционными, цветовыми решениями можно создать выразительное произведение.


Слайд 4.

Его поиски в изобразительном искусстве продолжается, он продолжает экспериментировать, несмотря на то, что в своих теоретических трудах он очень последовательно описывает путь поиска через импрессионистов, фовизм, к абстрактному искусству, потом вновь возвращается к реализму. на самом деле эти пути шли практически параллельно, как в общем то и свойственно человеку.

Работы, отмеченные влияние других направлений, возникших после фовизма, это кубизм и футуризм. Надо сказать, что в нашей стране возникает свое собственное течение, художники не хотели делать копии, им надо было создать что-то свое, к тому же французский кубизм и итальянский футуризм приходят в Россию примерно параллельно, поэтому русские художники подумали, что формальные решение того и другого направления можно скомбинировать.

Кубисты показывают последовательное восприятие того или иного предмета. Развертка. Не один, наиболее показательный ракурс, а процесс анализа формы.

Футуристы. Современный мир – это мир скорости, академическая живопись это застылость, все больше чувствуется пропасть между динамикой реальной жизни и застылостью музейного пространства. Мы сейчас наоборот этим пользуемся, чтобы прийти в музей и немного замедлиться, подумать.

В России возникает кубофутуризм. Лампа и муз. инструмент композиция очень эмоциональна, колоритна, он использует разные цвета, а самовар напротив выполнена классических футуристических цветах, более приглушенные тона. Самовар напротив более футуристичен. Футуристы фокусировались на форме, не уводили зрителя в переживание цвета.

Чувственное переживание мира Малевичу важно было систематизировать.

Слайд 5

Точильщик. Центростремительная композиция. Занятие точильщика. Почему заумный реализм. Малевич пытается подняться выше. Художнику доступен не только аналитический подход, но и интуитивный. Малевич хотел их объединить. Подняться над разумом.

Слайд 6.

Победа над солнцем.

Очень близко к абстрактному искусству Малевич подходит в работе «Победа над солнцем».

С предложением принять участие в этом проекте поступает от его друга Михаила Матюшина.

Сегодня современный человек должен не просто смотреть, наслаждаться и обоготворять, он должен использовать и преображать.

Костюм неприятеля.

Костюм не подчинятся телу, а наоборот. его пластика меняется от того, что он одел футуристический костюм. Малевич дает понять, что искусство должно менять наше бытование. нашу жизнь.

Постановка реставрировалась не один раз, реставрируется до сих пор.

Зрителю было сложно воспринять оперу, они не могли найти отсылки к своему предыдущему опыту, но это и есть то ощущение, которое хотели породить авторы. Новый опыт - это то, что мы пока не знаем, как осмыслить, его надо пережить, без привязки к тому, что было до.

Слайд 7

0,10

Через искусство модернизма формы и цвет обобщаются, упрощаются, и в конечном итоге, раз уж мы уже пришли к открытым цветам, мы придем к основным цветам и основным формам. Что и происходит у Малевича. Он не сразу назвал это супрематизмом.

Слайд 8

Но в итоге он решает назвать это супрематизмом, в основе слова лежит латинский корень, что означает превосходящий. Он действительно считал, что супрематизм - это искусство будущего, это искусство превосходит все, что было создано до, потому что оно объемлет внутри себя все предыдущие опыты и все предыдущее искусство. В этом отношении он очень даже прав. Для того, что бы нарисовать что-либо, надо форму проанализировать, упростить, построить и так далее.

Слайд 9

На холстах Малевича остаются только чистые формы, первоэлементы. Он осознает, что искусство - это система, которая позволяет анализировать окружение. Впервые супрематистские работы демонстрируются на выставке, которая носит название Последняя футуристическая выставка., «Я устал от погони за новым, все хотели сделать новый шаг, а я хочу подняться над этим, я хочу почувствовать искусство вне времени, в космических масштабах».

Слайд 10

Диагональ. Движение. Динамика.

Формы не просто присутствуют, но движутся, каждая композиция потенциально бесконечна. Первоначальные формы движутся и, пересекаясь, дают нам возможность узнать что-то привычное для человека треугольник+ квадрат, и вот мы уже узнаем дом человека и т.д. Т.е. в основе любой картины лежать простые формы, простые цвета. Каждая форма имеет свой цвет, Цвет несет некую информацию, которая принадлежит этой форме. Нет переходов. Цвет – качественная характеристика формы. Все абстракционисты относятся к этому по-разному, Система Малевича такова.

0 – уход от реальных предметов, я ухожу от целого, я прихожу к дробям. 1 – это предмет, дроби, это то, что его составляет.

Малевич неправильно цитирует кубистов.

«Свет у нас там, где понятно разуму, а темное, где не постигается»

«Кубисты учат новому пониманию света, они называют светлым, ярким то, что поражает ум, а темное, то, во что ум должен еще проникнуть»

Темное что-то, что мы постигнем, но чуть позднее, а у Малевича темное – непостижимо. А что мы не можем постигнуть? Он пытается изобразить то, что непостижимо, а, следовательно, непредставимо. Черный квадрат - новая икона. Что-то, что больше человеческого опыта и больше нас самих. Он говорит, что искусство связано с религиозным переживанием, при этом абстрактное гораздо больше нежели реалистичное.

Слайд 11

Война, революция, крах системы. Поиск новой системы.

Художники в большей степени изображают не то, что они видят, но то, то они знают, и это принципиально важно в отношении авангардного искусства. Поэтому им нужна некая система, которая поможет всем увидеть мир глазами художника.

Создавалось 4 копии картины, потому что, каждый раз возникала оказия – выставка есть, а картины уже нет, надо заново ее написать.

Черный крест и черный круг – некий аккомпанемент квадрату.

Советская система – система пропаганды, никаких экспериментов продолжаться не могло, кроме искусства соцреализма. Никакого развития в таких условиях происходить уже не могло.

Слайд 12

Таким образом, Малевич возвращается к связи с землей, культурой, происходит демократизация искусства. поэтому возникает крестьянская серия.

Это взгляд уже после супрематизма. Уже получив супрематистский опыт и имея понимание.

Слайд 13

Цитаты для обсуждения с учениками:

  1. «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию...».

  2. «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой».

  3. «И между искусством творить и искусством повторить - большая разница»

  4. «Черный квадрат стал символом нигилистического отрицания культурного достояния – бремени, нажитого человечеством»

Слайд 14

В конце занятия учащимся предлагается разбор картины «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы» с учетом пройденного материала.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством Казимира Малевича. На примере его произведений разобрали художественные средства, которыми пользовался художник для раскрытия своей философии, своих художественных образов в этот исторический период.

Спасибо за внимание и работу на уроке. Урок окончен.