Методическая разработка к уроку Окружающий мир 4 класс.
ТЕМА: Зона арктических пустынь.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
Задачи:
- познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;
- учить характеризовать природную зону по плану.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
• показывать природную зону на карте природных зон;
• иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);
Метапредметные:
• определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
• извлекать информацию из карты и схемы;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• рассказывать о природной зоне по плану;
• представлять информацию в виде таблицы;
• готовить сообщения.
Личностные:
• осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
• проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
• понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
1.Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение, поэтому урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Постановка учебной задачи (Новая тема)
Звучит песня «Где-то на белом свете».(отрывок)
- Вы услышали песню. О какой земной оси говорится в ней?
(Земная ось - воображаемая линия, проходящая через центр Земли. Проходит через северный и южный полюс.) Где живут белые медведи?
- Эта природная зона называется арктические пустыни.
- Вы хотели бы туда отправиться в путешествие?
- Что для этого нужно знать?
(ответы детей)
- Географическое положение
- Климат
- Способны ли растения жить в арктической пустыне? Какие?
-Растительный мир
-Способны ли здесь обитать животные?
-Животный мир
- Почему люди с давних времен пытались освоить Арктику?
-Занятость человека
3. Работа в группах.
Вы видите, что сидите вы сегодня необычно, в группах. Прочитайте, как называются ваши группы.
- Чем занимаются географы?(изучают географическое положение и климат)
- Географы, пользуясь учебником, энциклопедией школьника и географической картой, ответьте на вопросы. Даём вам время на подготовку и потом послушаем вас.
1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?
3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
4.Погодные условия зимой.
5.Погодные условия летом.
Географы, вам слово.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия, потому что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.
Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега. Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от −2…−4 °C в южной части Арктического района до −25 °C на севере Баренцева моря, западе Гренландского моря, в морях Баффина и Чукотском и от −32…−36 °C; в Сибирском районе, на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до −45…−50 °C в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до −55…−60 °C, только в Арктическом бассейне они не опускаются ниже −45…−50 °C. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышается до −2…−10 °C. Средние температуры июля в Арктическом бассейне — 0…−1 °C
Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.
-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?
-Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!
(Северное сияние.)
Северное сияние — уникальное явление природы
Полярное мерцание люди наблюдают на протяжении веков. Этот феномен доступен только в определенное время года, только в конкретных частях планеты Земля. Люди не сразу определили, как называется красивая игра огней на небосклоне. Сначала жители полюсов просто молча наблюдали и восторгались необычайной картиной. Тогда моментально родилось множество легенд и толкований такого явления. Люди привыкли, что ничего в мире не происходит просто так, поэтому народы начали выдвигать свои версии происходящего, а иногда даже по несколько. Но сегодня это чудо природы полностью исследовано с точки зрения науки. Ученые детально растолковали процесс появления таинственных разноцветных лучей. Кстати, данное явление имеет место не только на Севере, поэтому не совсем логично называть этот феномен северным сиянием. Дальше мы разберем, является это чудо природы физическим или химическим явлением. В целях научных экспериментов, ученые даже пробовали вызвать искусственное северное сияние, и, кстати говоря, преуспели в этом.
Почему возникает северное сияние?
Во-первых, танцующие лучи отнюдь не мистическое явление, оно имеет четкое научное объяснение. Правда, к правильным выводам человечество пришло не сразу. Михаил Ломоносов первым попробовал доступно растолковать причины возникновения, виды подобного явления. Именно электрическая природа лежит в основе происхождения сияния, которое спровоцировано Солнцем, но происходит на Земле. Переливающиеся полоски света просто завораживают людей, это прекрасные сочетания розовых, фиолетовых, зеленых и красных оттенков. В ширину феномен может иметь около 160 км, а в длину ленты света порой достигают даже 1600 километров, высота каждый раз получается разной. Итак, как все получается? Солнце — огромный огненный шар, в котором размещены атомы гелия и водорода. Когда солнечный ветер достигает магнитного поля Земли, получается красивое явление. Заряженные частицы от Солнца сливаются с атмосферой земли и окрашивают воздух в разноцветные полоски. Жители Северного полюса уже научились моментально определять признаки грядущего сияния, потому что там оно бывает практически каждую ночь. Говорят, что можно даже услышать звуки, сопровождающие подобное явление, но это, скорее всего, просто раскаленная человеческая фантазия. Мерцание происходит в разный период и в разных местах Земли. Например, скандинавы и жители Северной Америки могут наблюдать игру красок от 20 до 200 раз за год.
2.Ботаники
-Ботаники, используя учебник, энциклопедию школьника и карточки с иображением растений (мхи, полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы. Даём вам время на подготовку и потом послушаем вас.
1.Какие растения прижились в Арктике?
2.Почему живут только эти растения?
3.Как они приспособились к таким условиям?.
4.Каково значение растений данной зоны?
В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.
Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.
В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.
3.Зоологи
- Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы.
1.Какие животные обитают в арктической зоне?
2.Чем они питаются?
3.Как приспособлены к таким суровым условиям?
4.Что такое птичьи базары?
1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.
2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.
Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.
3. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.
4. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.
Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики.
Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи.
Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше. Для популяции взрослых самцов смертность от голода может вырасти с 3—6 % до 28—48 %, если продолжительность летнего сезона вырастет со 120 до 180 дней. Кроме того, шансы самки встретить партнёра в период размножения также зависят от площади морского льда и его фрагментации. Самцы ищут самок по их следам, и, по оценкам учёных, если эффективность поисков из-за рассеяния популяции по льду будет снижаться в четыре раза быстрее его площади, успешность спаривания снизится с 99 % до 72 %
Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.
О ком мы ещё не говорили? А человек тут живёт?
4.Социологи
1.Есть ли в Арктике коренное население?
2. Чем занимается человек в Арктике?
3. Какие экологические проблемы здесь существуют?
4. Как их решают?
Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
Экологические проблемы Арктики.
-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)
-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)
-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.
Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.
Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).
1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.
Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.
Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.
4.Подведение итогов.
- Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Какие растения и животные характерны для этой зоны?
Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
-Как охраняют природу северного края?
6. Домашнее задание
Учебник стр.108-116 читать, ответить на вопросы.
Нарисовать рисунок, как ты представляешь себе Арктику.
7.Рефлексия.
SMS - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.