Методическая разработка к уроку.
Математика 3 класс.
Тема: «Внетабличное умножение и деление»
Тип урока: открытие новых знаний.
УМК «Школа России», 3 класс.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Разработала: Чекина Е.А.
Цель урока: введение в систему знаний правила умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулем, на однозначное число, закреплять умения решать задачи изученных видов.
Задачи урока:
рассмотреть умножение круглых чисел на основе переместительного и сочетательного свойств умножения;
развивать мыслительные операции, речь, умение наблюдать;
закрепить умение решать задачи изученных видов;
закрепить также табличные случаи умножения и деления.
Планируемые результаты:
Предметные:
-учащиеся научатся моделировать приемы умножения и деления круглых чисел с помощью предметов;
-читать равенства, используя математическую терминологию; использовать переместительное свойство умножения и взаимосвязь умножения и деления при вычислениях;
-определять порядок действий в выражениях.
Личностные УУД:
- ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности;
- понимать важность бережного отношения к своему здоровью;
- стремиться открывать новые знания, новые способы действия;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу с помощью учителя и одноклассников;
- находить выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- сравнивать правильность выполнения действий с эталоном;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и одноклассников.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства: модели и схемы для решения задач;
- выделять существенную информацию из таблиц, схем, моделей, художественных и познавательных текстов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- логически рассуждать, устанавливая причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в паре;
- объяснять свои действия, используя алгоритмы;
- производить взаимный контроль.
Оборудование урока: проектор, учебник Математика 3 класс (автор М.И.Моро, М.А.Бантова).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Устный счёт. (1 слайд)
—Решите задачи в стихах.
Раз к зайчонку на обед прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели и по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? 2∙5=10 (м.)
Дятел шесть часов летал, короедов поедал. Каждый час по восемь ел. Сколько вредных насекомых дятел за день съесть успел? 6∙8=48 (к.)
У резной избушки на лесной опушке бельчата гуляли, орехи считали. На 6 кучек разделили, в каждую кучку по 3 положили. Если таблицу умножения знаешь, То без труда орехи сосчитаешь. 6∙3=18 (ор.)
На пригорке возле ёлок ёжик яблоки считал: семь под ёлкой, семь за ёлкой, семь в мешке за тем пригорком, семь в избе на третьей полке, семь под лавкою в саду. Сколько яблок, как понять? Ёж не может разобрать. 5∙7=35 ( яб .)
Арифметический диктант:
– число 7 увеличьте в 6 раз; (42)
– уменьшите в 5 раз число 40;(8)
– увеличьте на 20 число 75;(95)
– узнайте, во сколько раз 48 больше, чем 6; (8)
– узнайте, во сколько раз 7 меньше, чем 63; (9)
– сумму чисел 6 и 8 уменьшите в 2 раза; (7)
– разность чисел 15 и 7 увеличьте в 4 раза. (32)
(2 слайд)
-А теперь давайте проверим ваши ответы.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 слайд)
(На слайде монета достоинством 10 руб.)
—Какое число на монете вы видите?
—Что вы можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, оканчивается на ноль, в нем 1 десяток, единицы отсутствуют.)
— Как по-другому называется число 10? (Десяток.) (Учитель кладет монету на полочку на доске.)
— Сколько монет по 10 руб. я выкладываю? (Одну.)
— Запишите это выражением. (10 * 1 = 10.)
(4 слайд)
(На слайде появляется выражение, затем появляется вторая монета достоинством 10 руб. и предлагает записать второе произведение, затем третье и т.д.)
10*1 = 10 10 * 2 = 20 10*3 = 30 10*4 = 40 10*5 = 50
(5 слайд)
- Изменится ли результат, если мы поменяем множители местами? (Нет.)
(На слайде появляется второй столбик примеров)
10*1 = 10 1*10=10
10*2 = 20 2*10 = 20
10*3 = 30 3*10 = 30
10 * 4 = 40 4 * 10 = 40
10 * 5 = 50 5 * 10 = 50
Сравните второй множитель и произведение в первом столбике. Что вы заметили? (Ко второму множителю приписывается ноль, и получается значение произведения.)
- Что получится, если произведение разделить на первый множитель? (Второй множитель?)
(На слайде появляется третий столбик примеров.)
10*1 = 10 1*10=10 10:1 = 10
10*2 = 20 2*10 = 20 20:2 = 10
10*3 = 30 3*10 = 30 30:3=10
10*4 = 40 4*10 = 40 40:4=10
10*5 = 50 5*10 = 50 50:5=10
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Делением и умножением круглых чисел на однозначные числа.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.(варианты учащихся)
Работа по теме урока.
-Откройте учебник и рассмотрите рисунок на странице 4.
-Сколько палочек в каждом пучке? (10)
-По сколько десятков отделено чертой? (По 2)
-Сколько раз по 2 десятка взяли? (3)
-Сколько десятков получилось? (6)
-Сколько это всего единиц? (60)
-Какое произведение получилось? (20 • 3 = 60)
-Как получили произведение во втором столбике? (Поменяли множители местами.)
-Изменился ли результат? Почему? (Нет, так как от перестановки множителей значение произведения не меняется.)
-Какое частное записано в третьем столбике? (60:3)
-Как узнать результат? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель: 60:3 = 20)
-Сделайте вывод: как выполнить умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем? (Надо умножить или разделить число десятков, а потом к результату приписать ноль.)
-Задание № 1 на странице 4. (Устное выполнение по цепочке.)
-Какие математические законы помогли вам найти значения выражений? (1 закон - от перестановки множителей произведение не меняется. 2 закон - если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)
-Задание №2 странице 4). (Письменное выполнение с комментированием по цепочке.)
Физкультминутка.
«Летает - не летает, прыгает - не прыгает».
-Я называю слова, если называемый предмет обозначает летающее насекомое, птицу или предмет, то нужно «махать крыльями». Слова: соловей, стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, соловей, жираф, пингвин, торт, аист, трактор.
-А теперь если я называю, то, что может прыгать - вы прыгаете, а если нет, делаете наклоны в стороны. Слова: кузнечик, компьютер, шкаф, лягушка, ромашка, мяч, кресло, одеяло, жаба, стол, ручка, попрыгунчик.
Закрепление изученного материала.
Задание №3 на странице 4.(Устное выполнение.)
-Читаем задачу. О чём эта задача? (Задача о чашках)
-Что известно? (Известно, что всего 60 чашек, упаковали по 6 чашек в каждую коробку)
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Можем)
-Какое действие мы составим, чтобы ответить на вопрос задачи? (60:6=10)
Задание №4 на странице 4.
-Прочитайте задачу. (Один ученик записывает решение на доске с объяснением)
-Как удобнее записать условие задачи? (В таблице.)
-Составьте таблицу и решите задачу.
-О чём эта задача? (О блюдцах)
-Что известно? (Что в 3 коробки поровну разложили 90 блюдец)
-Какой вопрос задачи? (Сколько блюдец помещается в 2 такие коробки)
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Что сначала нужно узнать? (Сколько блюдец помещается в 1 коробку)
-А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)
-Какое действие мы составим?
Проверка. Один ученик проговаривает решение и объясняет
Решение: 90 : 3 * 2 = 60 (б.).
Ответ: в 2 коробках 60 блюдец.
Задание №5 на странице 4.
(Устное выполнение)
Рефлексия.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения
- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался..
- Я похвалил бы себя…
- Особенно мне понравилось..
- Было трудно..
- Я понял, что..
- Теперь я могу…
Подведение итогов урока.
-Какая тема урока?
-Чему вы научились сегодня на уроке?
-Какое задание было интересно выполнять?
-Все ли вам было понятно?
-Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание.
Учебник: № 6 страница 4.