Методическая разработка к уроку по теме:
«Портреты библейских персонажей»
(по текстам Ветхого Завета)
Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины.
Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.
Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета.
Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха. Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. Не следует
перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста». При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными. Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.
Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская
география, библейская геология.
Учитель «шаг за шагом» на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.
Тема «Библейские темы в изобразительном искусстве» изучается в 7 классе в третьей четверти в течение 2 учебных часов. Первый урок – беседа, выбор библейского персонажа для написания портрета, создание поисковых групп. Тема второго урока «Портреты библейских персонажей». Здесь происходит выступление поисковых групп, которые рассказывают о выбранном ими библейском герое, и выполнение практической работы - создание портрета библейского персонажа. Перед работой над этой темой семиклассники уже прошли изображение человека в истории искусства, имеют представление о понимании красоты человека в изобразительном искусстве, познакомились с бытовым, мифологическим жанрами, тематической картиной в русском искусстве 19 в.
К 3 четверти 7-го класса дети уже знают пропорции и строение фигуры человека. Выполняли наброски фигур одноклассников с натуры. Неоднократно обращались к работе над портретом в предыдущие годы.
Несомненно «Великие темы жизни» - это вечные темы, изложенные в Библии.
В рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» дети познакомились со многими историями Ветхого и Нового Заветов, поэтому очень живо откликаются на работу по иллюстрации Библии. Для них это возможность более глубоко вникнуть в сюжет, объяснить отношение мастера к изображаемому, находить свои композиционные решения.
В нашей сельской малокомплектной школе учащиеся 7 класса обучаются совместно с 8 классом. В то время как учащиеся 7 класса изучают библейскую тему в изобразительном искусстве, учащиеся 8 класса учатся анализировать храмовую архитектуру Ярославля на примере церкви Ильи Пророка. С целью объединения этих двух тем для написания портрета в 7 классе был выбран библейский персонаж Илья Пророк – святой, в честь которого была названа церковь, архитектурные особенности которой изучают учащиеся 8 класса.
Урок по изобразительному искусству в 7-8 классе
Тема урока:
7 класс: Библейские темы в изобразительном искусстве. Портреты библейских персонажей.
8 класс: Анализ храмовой архитектуры Ярославля на примере церкви Ильи Пророка
Цели урока:
7 класс: продолжить знакомство учащихся с произведениями русской иконописи и фресковой живописи на темы Библии
8 класс: познакомить учащихся с особенностями храмовой архитектурой Ярославля на примере церкви Ильи Пророка
Задачи урока:
7 класс:
1. Создать условия для развития эмоционального восприятия произведений русской иконописи, произведений фресковой живописи на темы Библии.
2. Знакомство с персонажем Ветхого Завета, Илиёй Пророком.
3. Научить создавать портрет Илии Пророка.
8 класс:
1. Создать условия для развития эмоционального восприятия произведений русской храмовой архитектуры.
2. Научить анализировать храмовую архитектуру Ярославля на примере церкви Ильи Пророка.
3. Научить изображать церковь Ильи Пророка графическими средствами.
Тип урока: урок – образ, разновозрастной урок
ТСО: компьютер, видеопроектор.
Зрительный ряд: репродукции, презентация, музыкальные диски, таблицы (по рисунку; по цветоведению)
Материалы для выполнения практического задания: карандаши, гелевые ручки, пастель, гуашь, бумага (формат А4).
Ход урока:
1.Вступление. Звучкит музыка. Колокольный звон. На экране слайд
№ 1( изображение церкви Ильи Пророка)
2. Учитель читает стихотворение.
О, древних русских Храмов купола,
Глядящих в небо высоко и свято,
Как много в светлом облике тепла,
Какая это благодать для взгляда!
3. Учитель называет цель и тему урока. Ребята, в центре нашего внимания сегодня жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Ильи Пророка.
С 8 классом мы познакомимся с архитектурными особенностями этого храма, а с 7 классом мы узнаем о жизни и деяниях Ильи Пророка - святого, в честь которого была названа эта церковь. 8 класс начнёт сегодня работать над графическим изображением церкви Ильи Пророка, а 7 класс - над портретом Ильи Пророка.
4. Беседа. Учитель: Как вы думаете, почему церковь Илии Пророка получила такое название?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Давайте поближе познакомимся с этим библейским персонажем.
Заглянуть на страницы библии нам поможет Алексеев Денис
5. Сообщения учащихся 7 класса.
Денис рассказывает об Илие Пророке. Одновременно идёт показ слайдов - № 2 – 7
Пророк Илия
День памяти:
Июль 20 Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
6.Знакомство с изображением Ильи Пророка на фресках и иконах Ребята здесь вы видите стенописи внутри храма Ильи Пророка. Слайды - № 9-10
Посмотрите, как изображён Илья Пророк на разных иконах. Слайды № 11-14. Как видите, разные художники изображали этого святого по – разному, таким, каким его себе представляли. Но, одежда пророка соответствует библейской эпохе.
Более подробно об одежде библейских персонажей нам расскажет Куликов Владик.
7. Задание для 8 класса.
А учащиеся 8 класса в это время получают фотографии с изображением храма Ильи Пророка, им нужно подумать, какие архитектурные элементы, характерные для православного храма здесь присутствуют.
8. Сообщения учащихся 7 класса.
Влад рассказывает об одежде, одновременно идёт показ слайдов. № - 15,16,17
Хитон
Греческое название нижней одежды — рубашки, сшитой из одного куска ткани прямоугольной формы с вырезом для головы без рукавов. Х. с широкими рукавами — результат влияния восточного костюма. Древний Х. короткий, более поздний (с рукавами) длинный, до земли. В иконописи Х. с рукавами — обязательный атрибут одежды почти всех библейских и евангельских персонажей.
Гимантий
Длинный прямоугольный кусок ткани — плащ, надеваемый поверх хитона. Свободный конец его перебрасывали через левое плечо на спину, реже — со спины на правое плечо, и закрывали им правую руку. В иконописи — обязательная одежда большинства ветхозаветных, раннехристианских персонажей.
Борода
Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте
9. Практическая работа в 7 классе. Итак, 7 класс будет сейчас работать над портретом Ильи Пророка.
Перед выполнением задания следует:
1) Вспомнить пропорции фигуры человека; пропорции лица; изображение головы человека в анфас и полупрофиль; мимику.
2) Вспомнить тему 1 четверти «Выражение внутреннего через внешнее».
3)Обратить внимание на цветовое (тональное) решение портрета.
Учитель «шаг за шагом» на доске объясняет этапы работы при помощи мела и воды.
10. Работа с 8 классом. На экране слайд с изображением храма Ильи Пророка (№18)
Один из учащихся 8 класса выходит к доске, показывает и называет основные архитектурные элементы храма.
Учитель рассказывает об архитектурных особенностях церкви Ильи Пророка.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была заложена в 1647 году, освящена в16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле – четырехстолпный, пятиглавый храм на подклете, с трех сторон окруженный двухъярусной галереей. Храм имеет три придела.
К юго-восточному углу храма примыкает теплый Покровский придел. В этом приделе Покрова Богоматери проходили службы зимой. Слайд 19.
У северо-восточного угла расположен придел покровителей семейного очага Гурия, Самона и Авива. Он имеет редкое для Ярославля и очень живописное завершение в виде многоярусных кокошников. Слайд 20.
Слайд 21. Самый красивый придел – Ризположенский. Он был построен позже других. В честь завершения строительства храма и в знак особого благорасположения Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с разрешения царя Алексея Михайловича поднес братьям Скрипиным уникальную святыню – частицу ризы Господней. Для хранения этой редкой культовой реликвии и был построен шатровый Ризположенский придел. Все архитектурные детали придела призваны подчеркнуть его легкость и устремленность ввысь. Обратите внимание на пирамидальное расположение окон четверика. Группы из трех пирамидально расположенных кокошников смягчают переход к четверику. А выше два ряда кокошников оформляют мягкий переход к шатру. Шатер глухой, монотонность больших гладких плоскостей его граней смягчают горизонтальные выступы-перехваты на его ребрах.
Слайд 22. К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня. Строгий и глухой восьмерик нижней части колокольни служит основанием для ажурной легкой аркады и шатра, прорезанного слухами, обрамленными нарядными наличниками.
Слайд 21. На галереи ведут два нарядных, домообразных крыльца. Перед нами западное крыльцо – центральный вход. Похожее крыльцо находится с севера.
Слайд 23. Как вы видите, получилась асимметричная постройка. Каждый фасад храма абсолютно непохож на другой. Но при этом, с какой бы точки вы ни посмотрели, все объемы строго уравновешены. Своими разнообразными формами церковь немножечко напоминает живописные хоромы XVII века.
11. Практическая работа в 8 классе. Графическое изображение церкви Илии Пророка.
Учитель демонстрирует учащимся пример уже выполненного графического изображения церкви Илии Пророка, затем убирает это изображение.
Далее учитель объясняет и показывает на доске при помощи мела и воды последовательность выполнения работы:
Наметить размеры здания.
Обобщённое изображение основных элементов здания: центральная часть храма, приделы, не забываем про ось симметрии.
Прорисовываем детали.
Показываем объём при помощи штриховки.
Во время работы учащихся звучит музыка – колокольный звон.
12. Анализ работ учащихся.
13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Вопросы для обсуждения:
Почему церковь Илии Пророка получила такое название?
Какие чудеса совершил Илия Пророк?
Какими качествами он обладал? Обоснуйте сое мнение?
Почему Илию пророка часто изображают на огненной колеснице?
С каким явлением природы связано имя этого святого?
Сколько приделов у церкви Илии Пророка? Какой самый красивый? Какие архитектурные детали Ризположенского придела подчёркивают его лёгкость и устремлённость ввысь?
Какой тип композиции использован при строительстве храма: симметричная или ассиметричная композиция?
Список используемой литературы:
1. Библия.
2. «Закон Божий».
3. Священник Тимофей «Желаемый всеми народами», Паломник, Москва,2005г.
5. «Православные иконы», Москва, АСТ; С-Пб, Полигон, 2006г.
6. Heменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
7. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2005.