Методическая разработка к уроку русского языка 3 класс:
«Cочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Цель: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.
Задачи:
1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2) Активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.
3) Воспитывать любовь к искусству.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1., презентация, толковый словарь.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (фоном звучит музыка Вивальди «Летняя гроза»).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)
Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово
«гроза» («Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»).
Кто автор стихотворения? (Тютчев). А что за музыка звучала? (Вивальди «Летняя гроза»)
Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление.
II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского.
Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств.
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского.
Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).
Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, "Селедочница" 1867 г., "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г). Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" и "Болгарские мученицы", получившие признание зрителей. В начале 80-х годов Маковский все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов. В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его "Боярский свадебный пир в XVII столетии", "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем", и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.
Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.
Знакомство с картиной К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Теперь предлагаю вам обратиться к картине. Внимательно рассмотрите ее.
Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)
Какова композиция картины? (На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
Кто является героями картины?
(Девочка и её младший брат являются центром произведения).
С помощью каких красок автор изображает детей? (Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
Как художник изобразил приближение грозы? Какие использует краски, почему? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовал эти краски, чтобы передать страх детей).
Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)
Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что мы можем сказать об их социальном положении? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
Работа в группах.
Наша задача – составить список опорных слов и выражений.
1 ряд. Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).
2 ряд. Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).
3 ряд: Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).
При написании сочинения, вам нужно передать напряжение природы перед грозой и переживания детей, спешащих укрыться от приближающегося ненастья.
Написание сочинения.
Для того чтобы ничего не упустить в своем сочинении, составим план:
Биография К. Е. Маковского.
II. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.
Пейзаж:
Небо,
Ветер,
Луг,
Речка.
Описание главных героев.
внешний вид старшей девочки,
внешний вид младшей девочки,
чувства девочек.
III. Моё отношение к картине.
Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.
V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.