СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку русского языка 3 класс: «Cочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку русского языка 3 класс: «Cочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».»

Методическая разработка к уроку русского языка 3 класс:

«Cочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».


Цель: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.

Задачи:

1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.

3) Воспитывать любовь к искусству.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1., презентация, толковый словарь.


Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (фоном звучит музыка Вивальди «Летняя гроза»).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)

Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово

«гроза» («Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»).

Кто автор стихотворения? (Тютчев). А что за музыка звучала? (Вивальди «Летняя гроза»)

Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление.

II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского.

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств.

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского.

Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, "Селедочница" 1867 г., "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г). Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" и "Болгарские мученицы", получившие признание зрителей. В начале 80-х годов Маковский все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов. В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его "Боярский свадебный пир в XVII столетии", "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем", и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

  1. Знакомство с картиной К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Теперь предлагаю вам обратиться к картине. Внимательно рассмотрите ее.

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Какова композиция картины? (На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).

Кто является героями картины?

(Девочка и её младший брат являются центром произведения).

С помощью каких красок автор изображает детей? (Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Как художник изобразил приближение грозы? Какие использует краски, почему? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовал эти краски, чтобы передать страх детей).

Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что мы можем сказать об их социальном положении? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

  1. Работа в группах.

Наша задача – составить список опорных слов и выражений.

1 ряд. Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).

2 ряд. Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).

3 ряд: Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).

При написании сочинения, вам нужно передать напряжение природы перед грозой и переживания детей, спешащих укрыться от приближающегося ненастья.

Написание сочинения.

Для того чтобы ничего не упустить в своем сочинении, составим план:

  1. Биография К. Е. Маковского.

II. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.

  1. Пейзаж:

  1. Небо,

  2. Ветер,

  3. Луг,

  4. Речка.

  1. Описание главных героев.

  1. внешний вид старшей девочки,

  2. внешний вид младшей девочки,

  3. чувства девочек.

III. Моё отношение к картине.

Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.

V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.