СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Классификация наглядных средств обучения на занятиях по истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Классификация наглядных средств обучения на занятиях по истории»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Классификация наглядных средств обучения на занятиях по истории»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»


Мингазетдинова Багдагуль Юсупбаевна,

преподаватель


Методическая разработка «Классификация наглядных средств обучения на занятиях по истории»


Потребность в классификации появилась из-за множества видов наглядных средств обучения.

Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы

Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: - работа с мелом и доской;

- репродукции картин;

- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

- учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

- рисунки и аппликации;

- видеофрагменты;

- аудиофрагменты;

- видеофильмы

2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование: таблицы; схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты, картосхемы, планшеты.

3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты, макеты, модели, то есть вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию, также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели, например, макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п.

4. Изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: аудиозаписи, компакт-диски.

5. Картографическая наглядность.

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. [1]

На конкретном примере рассмотрим насколько влияет в процессе рассмотрения новой темы учащимся дидактический материал.

Во время проведения урока по истории в 5 классе на тему «Государство на берегах Нила» важны:

Карта

В качестве наглядности показать ученикам карту, чтобы они узнали местоположение Египта, образовавшийся на берегах Нила.

 

Схема / работа с мелом

В ходе рассмотрения новой темы составление схемы государства «От первобытности к цивилизации»

 

Презентация // изображения, картины

Показать вид страны, природные условия, растительный мир, быт и деятельность жителей страны.

 

Видеофильм

Рекомендация ученикам для просмотра: Мультфильм «Принц Египта» 1998 г.

Исходя из проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что использование дидактического материала дает высокий результат, нежели проведение обычного, стандартного урока по аналогичной теме, также уровень развития качества образования, а самое главное, заинтересованность и активность учащихся. Использование наглядных пособий, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию и в аудиальном, и в визуальном формате, что увеличивает методическую значимость урока.