СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема классного часа: СИЛА СЛОВА ИЛИ  ЯД СКВЕРНОСЛОВИЯ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа»


Министерство образования и науки Республики Бурятия


ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



КЛАССНОГО ЧАСА




СИЛА СЛОВА ИЛИ

ЯД СКВЕРНОСЛОВИЯ



Выполнил: Перевалов В.М.,

куратор группы 0211
















Цель, задачи

Форма проведения

МТО

Методическая

организация

Содержание

Литература

Цель:

гармоничное развитие личных качеств

обучающихся, нравственное формирование взрослеющего поколения в духе добра и нравственной чистоты.

Задачи:

1)воспитывать негативное отношение к порокам человечества;

2)побуждать к нравственному самосовершенствованию.

3) показать пагубное влияние на внутренний мир человека.

4) учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.



Мультимедийная система.

Электронная презентация.

Плакаты.

Анкеты.

Памятки добрых дел и добрых слов


Поиск и изучение литературы по теме.

Распределение участников классного часа.

Создание презентаций.

Музыкальное оформление.

Проведение анкетирования “Сквернословие в моей жизни”..

Подготовка материала для оформления кабинета.


1. Организационный момент. Сообщение целей и задач классного часа.

2. Представление результатов анкетирования, темы занятия.

3. Информационный материал.

4. Игра “Волшебный микрофон”.

5. Упражнение “Дерево доброты”.

6. Викторина.

7. Заключительное слово.

8.Раздача памяток.




1.Дмитриев А., Колдасов Г., Поздняков Н. Сила языка и ущербность речи. Санкт- Петербург, 2008,-14 с.

2.Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3.Наше условие – долой сквернословие /Белгородское региональное отделение Всероссийского общества « Знание». Белгород, 2012.- 31 с.

4.Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

5.http://www.pravoslavie.ru/

6.http://trezvoeslovo.ru/

7.Сквернословие // Centre Magik.http://www.magik.ru/s68.asp








Мы друг друга раним без меча

Наш язык страшнее и острее

Словом рубим ближнего с плеча

При размахе силы не жалея


Зло от слов порочней чем от дел

Дело часто ранит только тело,

А язык взял душу под прицел

Ранит сердце метко и умело


О как много лишних разных слов

И не только грозных, злых ,суровых,

Много добрых, мнимых языков-

Льстивых, лживых, хитрых и бесстыдных.


Кто язык обуздывает свой-

Мудр тот перед людьми и Богом.

Если поразмыслить головой

Языком навряд ли скажешь много.




1. Организационный момент.

2. Результаты Анкетирования.

Анализируя ваши анкеты, я понял, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам, старшим, девушкам.

Сквернословие в моей жизни

Вопросы

Ответы

Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?


Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?


Как часто ты произносишь эти слова?


В каких ситуациях это происходит?


Как ты думаешь, плохо это или нет?


Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?


Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?


Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?


От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?


Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?


Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?


Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?




Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.



3.Информационный материал



Куратор:

Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Особенно сквернословие опасно для детей и молодежи. Их интеллектуальное развитие зависит, главный образ, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит только речь, состоящую из двух-трех десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребенка не может быть и речи.



Обучающийся.

Факт 1: За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось число девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери – носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни России стоит на 133 месте среди мужчин и на 100 месте среди женщин, 54% молодежи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу.

Привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека. «Для него нет ничего святого»- именно так можно охарактеризовать человека, который слово «мать» регулярно употребляется в грязных бранных выражениях. Можно ли о нем сказать, что он хороший сын? Хороший отец? Хороший гражданин (ведь Родина – тоже мать)?

Обучающийся.

Факт 2: Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Обучающийся.

Факт 3: К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Обучающийся.

Факт 3: Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Обучающийся

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Обучающийся

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут нам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Обучающийся

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Обучающийся

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое.

5. Упражнение “Дерево доброты”.  Для того чтобы оно росло крепким и здоровым нужно удобрить почву добрыми словами маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

Рис.1

6. Викторина (обучающиеся делятся на 2 команды, избирается жюри) Презентация.



7.Куратор. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

8.Стихотворение Московской школьницы Ксении Лагуновой:

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет!

Это только лишь казаться
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!





Литература.

1.Дмитриев А., Колдасов Г., Поздняков Н. Сила языка и ущербность речи. Санкт- Петербург, 2008,-14 с.

2.Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3.Наше условие – долой сквернословие /Белгородское региональное отделение Всероссийского общества « Знание». Белгород, 2012.- 31 с.

4.Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.



Анкета

«Сквернословие в моей жизни»



1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

___________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? ____________________________________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? ___________________________________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

_____________________________________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

_____________________________________________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

_____________________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Спасибо за откровенность!


























Ответы на вопросы викторины (Максимальный балл- 5)


Команда « »

Команда « »


Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №

Балл

Вопрос №




Балл




Вопрос №




Балл



Сумма:

Сумма:










ПАМЯТКА ДОБРЫХ ДЕЛ И ДОБРЫХ СЛОВ


1. СТАРАЙСЯ ВИДЕТЬ В ЛЮДЯХ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ХОРОШЕЕ И ДОБРОЕ! ОТ ЭТОГО ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ СТАНОВЯТСЯ ДОБРЕЕ И СИМПАТИЧНЕЕ.

2. БУДЬ ДОБРЫМ К ЛЮДЯМ!

3. УЧИСЬ ДОБРУ У ДОБРЫХ!

4. НЕ БОЙСЯ ПРЕДЛАГАТЬ СВОЮ ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО В НЕЙ НУЖДАЕТСЯ, ПОМОГАЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛЮДЯМ, ПОПАВШИМ В БЕДУ, СЛАБЫМ, БОЛЬНЫМ.

5. НЕ ПРИЧИНЯЯ ЗЛА, ДОБРЕЙ СТАНОВИШЬСЯ!

ОБОГРЕЙТЕ ПРЕКРАСНЫМИ СЛОВАМИ СВОЮ ДУШУ И МАТУШКУ - ЗЕМЛЮ, СОЗДАЙТЕ ВОКРУГ СЕБЯ ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ, И ВЫ УВИДИТЕ ЧУДЕСА, СОТВОРЕННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ.


О! ЧЕЛОВЕК – ПРЕКРАСНОЕ ТВОРЕНИЕ!

ВГЛЯДИСЬ В СЕБЯ! И ЧАЩЕ ПОВТОРЯЙ:

Я ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК! Я ЕСТЬ – ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ, ЮНОСТЬ, МУДРОСТЬ, СОВЕСТЬ, ДОБРО, ЧИСТОТА, ЛАД, ГАРМОНИЯ, ИСТИНА, МАСТЕРСТВО, ОПТИМИЗМ, РАДУШИЕ, УСПЕХ, СОЗИДАНИЕ, ЩЕДРОСТЬ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ЧУТКОСТЬ, РОМАНТИКА, ЭНТУЗИАЗМ, РАЗВИТИЕ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, СВЕТ, ТЕПЛОТА, ЦВЕТЕНИЕ, ВЕЧНОСТЬ, ДАР, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ, БЛАГО, ПРОСТОТА, ЯСНОСТЬ, ПУТЬ, УСТРЕМЛЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, УДАЛЬ, РАДОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, УНИКАЛЬНОСТЬ, БОДРОСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, МЫСЛЬ, СЛОВО, ДЕЙСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, ИНТУИЦИЯ, СЕРДЕЧНОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, РОД, ЕДИНЕНИЕ, ЗНАНИЕ, УМЕНИЕ, БЫСТРОТА, ВОСПРИЯТИЕ, ЛЕГКОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, СМЕХ, ДЕТСТВО, ОСНОВА, ЭВОЛЮЦИЯ, БОЖЕСТВЕННОСТЬ, БЫЛЬ, СОСТОЯНИЕ, ВОЛШЕБСТВО, ЛУЧЕНИЕ, ОТКРЫТОСТЬ, СВОБОДА, ЦЕЛОСТНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ, ЗАБОТА, ЧУВСТВЕННОСТЬ, МУЗЫКА, ОБРАЗ, ВДОХНОВЕНИЕ, ПОЛЕТ, СВЕЖЕСТЬ, МИР, ЧУДО, ТВОРЧЕСТВО, СИЛА, БОГАТСТВО, ПОРЯДОК, БЛАГОДАРНОСТЬ, ОБАЯНИЕ, ПЕСНЯ, ЗВУЧАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВО….

ДАРИТЕ ВСЕМ ПРЕКРАСНЫЕ СЛОВА!


ОФОРМЛЕНИЕ


Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

М.Матусовский

Речь — это показатель ума.

Сенека

“Здоровье не купишь – его разум дарит”



«Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте…»

Макаренко А.С.





Ни слова о плохом и даже грустном,

Ни слова о тревогах, суете.

Живите так, чтоб не было вам скучно,

Купайтесь в радости и красоте.


Любите жизнь на финише, на старте,

Всего добейтесь, верьте лишь в мечту.

Живите, и не думайте о фарте,

Дарите сами щедро доброту.


И вам за все воздастся по заслугам,

Худая не пойдет о вас молва,

Жизнь, словно карусель, идет по кругу,

И к вам вернутся добрые слова.

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно...

Николай Гоголь

И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово.

А. Фирдоус

Слово - полководец человеческой силы.

Владимир Маяковский

Слово есть поступок

Лев Толстой

«Доброе слово лечит,

злое- калечит»










1