СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа (4 класс) "Конфликт и способы его разрешения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа (4 класс) "Конфликт и способы его разрешения"»

Государственное учреждение образования

«Зажевичская средняя школа Солигорского района»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа (4 класс)


"Конфликт и способы его разрешения"








Учитель начальных классов

І квалификационной категории

Зеневич О.В.









аг.Зажевичи, 2023

Цель:

  • развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в коллективе;

  • формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.


Задачи:

  • познакомить учащихся с основами общения без конфликтов;

  • формировать представление о разных вариантах человеческого общения;

  • развивать познавательный интерес;

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.





























Ход классного часа


I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Начну я классный час с восточной притчи:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!

- Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом, зависит от нас.


ІІ. Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»

- Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно обьединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням. По 2.

- По 3.

- По 4.

- Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.


ІІІ. Введение в тему

СЛАЙД 2

- Посмотрите на экран «что вы видите? (Звездное небо)

- Какое оно? (Большое, красивое, светлое….)

- Совпали ли ваши мнения?

- Какой вывод можно сделать?

- На один и тот же предмет мы смотрим по разному. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга. А всегда получается понимать друг друга?

- К чему может привести непонимание друг друга?

- Правильно, непонимание ведёт к ссорам, спорам. Соры бывают не только в школе, дома, на улице, но и в мультфильмах, предлагаю посмотреть мультфильм «Лунтик ссора».

- Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Конфликт)

- Да, ссора может перерасти в конфликт.

- Чему мы сегодня научимся? Какие поставим цели?

- Узнать, что такое конфликт?

- Последствия конфликта.

- Пути его разрешения.

- Где нам понадобятся знания этой темы? (В отношениях между людьми, в классе, в семье).


IV. Основная часть

- Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.

- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

СЛАЙД 3

- В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.

- Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомните, пожалуйста, как вы обычно выходите из конфликтной ситуации?

- В классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - “У меня причиной конфликта было то, что….”.

СЛАЙД 4

(Дети называют свои предложения. Учитель кидает мячик ученику, а тот дополняет предложении, которое записано на доске.)

- Если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

- Я предлагаю вам самим разобраться в конфликте, для этого нам нужно разделиться на команды: 1-ый ряд -1 команда, 2-ой ряд - 2 команда, 3-ий ряд - 3 команда. Но прежде чем начать работу в группах, необходимо вспомнить правила работы в группе.

СЛАЙД 5

- Умей выслушать каждого.

- Уважай своего товарища.

- Не согласен – предлагай.

- Каждая команда получит карточку, вам нужно выполнить задание по карточке.

СЛАЙД 6

Карточка № 1

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Прочитайте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками.

СЛАЙД 7

Карточка № 2

На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

Прочитайте и ответьте на вопросы

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?

СЛАЙД 8

Карточка №3

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Прочитайте и ответьте на вопросы: Можно назвать такое общение дружеским? Почему?

- Ребята! Вы большие молодцы вы все правильно ответили на вопросы! Останьтесь в своих командах, вас ждет следующее задание.

- Часто вы играете, и в итоге происходит конфликт. Как его не допустить? Попробуем разобраться. Игра “Армрестлинг”.

- Для участия в игре приглашаются по двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!

- А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

- Молодцы! А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

- Почему не любили гадкого утенка?

- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч. Ведь каждый из нас индивидуальность

И в этом конечно и есть уникальность!

5 уч. Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

6 уч. Мы разные? Мы равные!

И нет преград для дружбы

7 уч. Мы дети все, мы просто дети

Нам сориться не нужно!

СЛАЙД 9

- Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что я …”

- Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (Юмор, уступка, компромисс)

- А вы знаете, что такое компромисс? (Это согласие на основе взаимных уступок)

- Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

СЛАЙД 10

- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

- Как вы приходите к согласию?

- Часто конфликтные ситуации могут происходить и в ваших семьях. Бывает и такое. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить, поэтому, чтобы не попасть в конфликт, нужно соблюдать правила!

(Детям выдаются конверты с правилами, ватман, клей. Задача детей сформировать и приклеить правила на ватман, полученное повесить на доску и зачитать)

Фоном играет музыка

1 команда

2 команда

3 команда

Правила вежливости:

Правила доброты:

Правила честности:

Будь всегда приветлив.

Не жадничать.

Сказал – сделай.

Здоровайся при встрече.

Прощать ошибки других.

Не уверен – не обещай.

Уходя, прощайся.

Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду.

Ошибся – признавайся.

Благодари за помощь.

Не завидовать.

Забыл – попроси прощения.

Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься.

Жалеть других.


Говори то, что думаешь.

Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим.


Не можешь сказать правду – объясни, почему.

Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.


Не выдавай чужую тайну.


- Это лишь некоторые правила, которые надо соблюдать, чтобы не попасть в конфликтные ситуации. А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. Помните эти правила всегда и старайтесь их выполнять!

- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда никто не разрешал. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла доходит до учителя).

- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она?

- Такая ли она, как была в начале?

- Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить?

- Как нам исправить положение?

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале классного часа?

- Нет. Почему?

- Можно сделать вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Почему мы дольше помним обиды?

- Нравиться ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

- Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

- Ребята, а теперь поднимите руки, кому из вас лично приходилось наблюдать какие-либо конфликты?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов?

- Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

- Без конфликтов прожить невозможно, мы все разные, но надо стараться жить без конфликтов. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого.

V. Подведение итогов

- Ребята, подведём итог нашего занятия. Вспомним какие задачи ставили:

1. Узнать, что такое конфликт? (Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон, мнений)

2. Последствия конфликта. (Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья)

3. Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).

СЛАЙД 11

- Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились:

1. В споре будь сдержан и тактичен.

2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.

4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо! В заключение я предлагаю Вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

- Закончить наш классный час мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным».

- А напоследок предлагаю исполнить замечательнейшую песню “Дружба крепкая”.

-





Карточка № 1

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Прочитайте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками.


Карточка № 2

На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

Прочитайте и ответьте на вопросы

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?



Карточка №3

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Прочитайте и ответьте на вопросы: Можно назвать такое общение дружеским? Почему?


1 команда

Правила вежливости:

Будь всегда приветлив.

Здоровайся при встрече.

Уходя, прощайся.

Благодари за помощь.

Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься.


Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим.


Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.





2 команда

Правила доброты:

Не жадничать.

Прощать ошибки других.

Жалеть других.

Не завидовать.

Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду.








3 команда

Правила честности:

Сказал – сделай.

Не уверен – не обещай.

Ошибся – признавайся.

Забыл – попроси прощения.

Говори то, что думаешь.

Не можешь сказать правду – объясни, почему.


Не выдавай чужую тайну.







1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч. Ведь каждый из нас индивидуальность

И в этом конечно и есть уникальность!

5 уч. Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

6 уч. Мы разные? Мы равные!

И нет преград для дружбы

7 уч. Мы дети все, мы просто дети

Нам сориться не нужно!