Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет.
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
-
с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
-
как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
-
как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Проблемы информационной безопасности в сети Интернет».
Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.
Ход занятия.
Слайд 1. Тема.
Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».
Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.
Угроза - запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло. Угроза оглашения компрометирующих сведений (истинных или ложных) называется шантажом. Попытка получения чужого имущества путём угрозы называется, вымогательством.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.
Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.
Слайд 3. Источники информации.
Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.
Литература.
Образование.
Личное общение.
Искусство.
Система социально-воспитательной работы и др.
Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!
Пожалуйста, перечислите распространенные информационные угрозы в сетях и иных средствах коммуникации.
Возможные ответы учеников.
-
Вредоносное программное обеспечение
-
Шпионское программное обеспечение
-
Спам
-
Недостоверная информация
-
Интернет-мошенничества (фишинг)
-
Оскорбления и унижения (буллинг)
-
Вредоносная информация (порнография, информация о способах совершения суицида, информация о наркотиках, информация экстремистского и террористического характера и др.)
-
Кража личной информации, находящейся в открытом доступе
-
Нежелательное знакомство (контакты с незнакомцами)
-
Интернет-зависимость; игровая зависимость
Учитель при необходимости добавляет и уточняет ответы учеников, одновременно фиксируя перечень угроз (на доске или на компьютере).
Слайд 4-7. Справочная информация.
По последним данным, в России:
-
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
-
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
-
46% (13-14 лет),
-
54% (15-16 лет);
самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:
Давайте вместе подумаем
-
Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
-
Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.
Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны - черную и белую. Помимо преимуществ, интернет принес определенные неудобства. Для некоторых интернет стал еще одним видом наркотика, по силе своего воздействия и привязанности не уступает алкоголю или никотину. Сейчас медики обсуждают вопрос, не расширить ли раздел Международной классификации болезней, а именно, болезней зависимости. Пока в него входят наркомания, алкоголизм, табакокурение. В последние годы сюда добавились врачебная зависимость и обжорство. Теперь речь идет и о виртуальной наркомании. Сегодня наряду со взрослыми все больше детей пользуются интернетом для общения, поиска информации, игр, загрузки мультимедиа.
Работа в группах:
1 группа прописывает свод правил поведения в Интернете.
3 группа обсуждает и фиксирует плюсы использования Интернета.
4 группа обсуждает и фиксирует минусы использования Интернета.
Обсуждение результатов работы.
Возможные правила:
-
Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
-
Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
-
Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
-
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
-
Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
-
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
-
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.
Плюсы использования Интернета (слайд 10):
-
Оперативность получения любой информации;
-
Общение: Twitter, Вконтакте, Одноклассники, и другие социальные сервисы и форумы…
-
Участие в международных конкурсах;
-
Получения дополнительного образования;
-
Обеспечение досуга;
-
Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией.
Минусы использования Интернета (слайд 11):
(асоциальные сайты): религиозные секты; экстремистские сайты (скинхеды, неонацисты, исламисты и др.); нецензурная лексика;
Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.
Защитите свой компьютер.
-
Регулярно обновляйте операционную систему.
-
Используйте антивирусную программу.
-
Применяйте брандмауэр.
-
Создавайте резервные копии важных файлов.
-
Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
-
Думайте о том, с кем разговариваете.
-
Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
-
Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Думай о других пользователях.
-
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
-
При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
-
Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
-
Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
-
Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
-
Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
-
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
-
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).
-
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.
Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.
Показ видеофильма «Безопасность детей в сети интернет».
5