Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.
Ход занятия
1.Чтение стихотворения «Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моём доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моём пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетённым,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени — это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени.
Все эти ступеньки!
Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.
Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Цели, ради которых этот день был провозглашён, - полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.
2.Практические упражнения.
Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
Проведём небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика.
Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Что почувствовали? О чём подумали? Трудно ли было выполнять задания?
На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей-инвалидов.
3.Истории о людях-инвалидах.
Николай Петрович Караченцов. Родился в 1944 г., актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. С 1967 г. снимается в кино в фильмах различных жанров — музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Какие фильмы с его участием вы смотрели? («Приключения электроника», «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов»). Спортивный, импульсивный, энергичный. 40 лет он был любимцем театральной Москвы. В ночь на 28 февраля 2005 г. на обледенелой дороге в Москве автомобиль Караченцова попал в аварию. Он получил тяжелейшую травму головы. 26 дней пролежал в коме. Процесс выздоровления затянулся. Речь артиста не восстановилась, он вяло реагирует на окружающую обстановку и продолжить профессиональную карьеру не сможет. Он стал инвалидом.
Мэри Верди — девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за её выступлением. Мэри создала группу «Танцующие колёса».
Зита и Гита. 19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий таз, один на двоих мочевой пузырь.
В России на беду девочек откликнулась ведущая программы «Здоровье» Елена Малышева. Она помогла организовать операцию, хотя до последнего момента сомневалась в её необходимости. 6 марта 2003 года девочек успешно разделили в Московской Филатовской больнице. Но они остаются инвалидами. Много средств требуется на их лечение. В Киргизии организовали сбор средств для сестёр Резахановых. Девочки решили не тратить всю сумму на себя, и создали «Международный фонд помощи детям инвалидам, который они назвали «Сострадание. Право на лучшую жизнь».
Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты.
4.Итог занятия.
Чтение стихотворения инвалида Сергея Ольгина.
С вами вера, надежда, любовь
Хоть каждый шаг даётся нелегко нам,
Хоть каждый час — паденье и подъём,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаём.
Порой бывает — жизнь сдаётся чёрной
И вне в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы всё же остаёмся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Центр образования»
Классный час на тему:
«Сострадание. Право на лучшую жизнь»
Провела: учитель 2 «В» класса
Шаравина Наталья Евгеньевна
г. Волгодонск