Классный час
«Милосердие – зеркало души»
Цель: воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Задачи:
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
Способствовать развитию нравственных качеств: милосердие, доброта, толерантность.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (словарь С. И. Ожегова), ручки, чистые листы бумаги, карточки с тестами, плакат «Река жизни», цветная бумага, цветные карандаши, рисунки варежек, ромашки, клей, ножницы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете?
(Слайд 1 пропустить)
2. Чтение стихов.
Слайд 2 (Бог с бабочкой)
Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чём- то победишь,
И верно, Бог тебе поможет!
Поможет он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
Слайд 3 (Добро и зло)
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить, любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Слайд 4 (Поделись добротой)
Учитель: Ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?
(ответы детей)
Слайд 5 (Ладошки)
3. Пословицы о доброте.
Каждый из вас назвал слово – доброта.
Слайд 6 (Слово доброта)
А какие пословицы о доброте вы знаете? Как вы их понимаете?
Слайд 7 (Пословицы)
4. Учитель: А слышали ли вы когда–нибудь слово милосердие? Знаете ли, что значит это слово?
Тема нашего классного часа «Милосердие - зеркало души»
Слайд 8 (Милосердие - зеркало души)
- А что такое милосердие? (ответы детей)
Слайд 9 (Определение)
5. Работа с толковым словарём. В словаре С. Ожегова дано такое определение слову милосердие: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». Доброе и сострадательное отношение людей друг к другу и ко всему живому. Стремление помочь тому, кто в помощи нуждается.
Слайд 10 (Солнышко)
6. Словарная работа. Учитель: В нашем классе появилось солнышко. Его лучи согревают нас. Давайте сейчас дадим имя каждому лучику. Это будут слова, близкие по значению к слову милосердие.
(чуткий, отзывчивый, внимательный, заботливый, добрый и т. д.)
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова.
Слайд 11 (Таблица)
Обогащение словарного
запаса Милосердие - сострадание, уважение, гуманность, человеколюбие, альтруизм.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.
Гуманность – человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе отношение к людям.
Человеколюбие – это любовь к людям, гуманность.
Альтруизм – это бескорыстная забота о благе других.
Сострадание – это жалость, сочувствие.
7. Высказывания известных людей.
А сейчас ребята прочтут высказывания о милосердии известных людей. Вы внимательно прослушайте, а затем прокомментируете.
Слайд 12 (Иоанн Златоуст)
Карточка 1. Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст)
Слайд 13 (Митрополит Филарет)
Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. (митрополит Филарет)
Слайд 14 (Н. Бердяев)
Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила. ( Н. Бердяев)
8. Учитель: Скажите, разве дом будет стоять крепко, если строители не скрепили кирпичи раствором? (Он обязательно рано или поздно развалится. Его не спасут никакие подпорки.)
А без милосердия не устоять нашему человеческому дому – миру. Признайтесь, когда вы сделаете что-то хорошее и полезное – дома ли, в школе – ведь хочется, чтобы это заметили, похвалили вас? Желание это естественное, в нём нет ничего плохого! Однако предположим, вы без всяких просьб родителей сели однажды вечером с младшим братом или сестрой, научили его лепить из пластилина слона или вымыли посуду после ужина. Мама порадовалась, похвалила вас – это приятно. В следующий раз вы научили брата считать до 10-ти, а мама не отреагировала, может быть, устала или была занята. Немножко обидно, правда? Старался, старался, а тебе – ни ответа, ни привета. Будете ли вы завтра и послезавтра заниматься с братом и помогать по дому без маминых просьб?
По каким же признакам мы узнаём милосердие?
- отзывчивый человек идёт на помощь без размышления – что я за это буду иметь?
- единственная награда милосердному человеку – когда его доброе дело действительно кому-то помогло;
- милосердный человек намного счастливее тех, кто отзывчив напоказ и с корыстной целью.
К нам на урок поступило сообщение о непредвиденной случайности (читает ученик):
«Был солнечный майский день. На широкой многолюдной аллее, ведущей к большому универмагу, лежал человек, сбитый машиной. Человек истекал кровью. А на стене универмага двигались стрелки часов, двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто проходил рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала скорая, время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло – вместе с этой жизнью».
Можно ли сказать, что происходящие мимо люди были равнодушными, лишёнными чувства сострадания?
(они не помогли, так как были скованы страхом, растерянностью, они не обладали простейшими навыками, необходимыми в подобной ситуации)
Вот мы и подошли к очень важному моменту. Кто из вас не слышал слово «донор» или выражение «переливание крови»? Кого называют донором?
(донор – это человек, который отдаёт свою кровь другому)
Слово донор происходит от латинского глагола «donor», что значит «дарить». Доноры – это гуманные люди, живущие по принципу «человек человеку – друг». Донором может стать любой здоровый человек в возрасте от 18-ти до 60-ти лет. Каждый человек может дать кровь, придя на станцию переливания крови. И эта кровь обязательно спасёт чью-то жизнь. А в ваших семьях есть доноры? Узнайте сегодня. А хотели бы вы, дети, стать донорами? Почему вы так решили?
(когда потребуется, наша кровь спасёт чью-то жизнь)
Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя донором. Каждый из вас изготовит свою символическую капельку крови. Пусть она будет символом милосердия и сострадания. И пусть каждая ваша «капелька крови» в будущем вольётся в большую «реку жизни». Пусть от вашей капельки станет больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, которые, оказавшись рядом с лежащим на земле прохожим, не станут наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, а сделают всё, чтоб удержать её – до появления скорой.
Рассмотрите внимательно капельку и скажите, каким способом вы сегодня будете работать.
(обрывную аппликацию)
Какой цвет мы будем использовать в работе? (красный цвет – цвет крови)
Этапы изготовления. 1. Обвести и вырезать капельку по шаблону.
2. Способом обрывания приготовить необходимое количество обрывных
кусочков бумаги красного цвета.
3. Клеем намазать каждый кусочек бумаги, наклеить на основу, чтобы
кусочки бумаги плотно прижимались друг к другу.
(после изготовления капельки дети объединяют свои работы в общее панно «Река
жизни», символизирующее добровольное и безвозмездное донорство)
Учитель. На этом панно наши капельки крови впадают в большую «Реку жизни». Чем больше
капелек крови попадёт в «Реку жизни», тем больше людей можно будет спасти.
Действительно, пусть в мире будет как можно больше добрых, отзывчивых и милосердных людей.
9. Чтение стихотворений.
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды светить!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком - урок доброты!
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте всегда, друзья,
Друг другу желать добра!
10. Тестирование.
Слайд 15 (Добрый ли ты человек)
Учитель: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли ты человек.
Тест (на карточке)
1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел?
2. У тебя появились деньги. Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует?
7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности
(что – то выполнить за кого – то из домочадцев, например)
Слайд 16 (Спешите делать добро)
Результаты теста.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого – то ты идёшь на всё , старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, будьте милосердными, давайте украшать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами!
Слайд 17 (Ромашки)
11. Работа в группах. У вас на столах цветы. Как они называются? (ромашки)
На лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать
настоящего друга.
Выберите 5 качеств: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный,
внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый,
доверчивый, весёлый, ленивый, общительный, бескорыстный,
трудолюбивый.
(ромашка каждой группы вывешивается на доску)
- Какие качества у вас совпали?
- Назовите из этих качеств 1, которое есть у вас.
Слайд 18 (Дерево, бабочки)
12. Учитель: А кто больше всего нуждается в нашей помощи и милосердии?
(наши бабушки и дедушки)
А вот руки бабушки – это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие, как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
Давайте нашим бабушкам или дедушкам сделаем небольшой подарок. Подарим на зиму рукавички. Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам.
13. Работа в парах. Сейчас посмотрим, а умеете ли вы работать в парах. Я прошу Изготовление рукавичек. объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку
цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок "варежки". Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
(учащиеся выполняют задание, после выполнения работы обсуждаем, у кого
варежки получились яркими, у кого узоры особенно похожие)
Красивые варежки нам помогли,
Согрели и в холод, от стужи спасли.
-Ребята, какие правила дружбы помогли вам в работе? (согласие, взаимовыручка)
14. Чтение стихотворений.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому!
Ах, как добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
15. Учитель: У каждого человека – большого или маленького - свой путь к доброте. Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по – настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Слайд 19 (Слова)
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
16 . Учитель.
Чаще говорите добрые слова. Слайд 20 (Прекрасного тебе дня)
Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
17. Чтение стихотворений.
1 Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
2 Мы желаем, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей!
3 Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто–нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Слайд 21 (Песня - рисунок дороги)
18. Учитель: Давайте встанем в круг и споём песню «Дорогою добра»
Песня.
Учитель: Мы заканчиваем наш классный час. На прощание давайте зажжём свечу и передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание или комплимент, можете похвалить одноклассника за что-либо.
19. Учитель.
Но, как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Слайд 22 (Свеча)
20. Учитель: Закончился наш классный час. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно ли я себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.
Видеоролик.
Слайд 23 (Ресурсы)
Информационные источники:
1. Л.Л. Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.
3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г
4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г
5. А. В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.
6. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. М., 2009;
8. Компьютерные презентации.