СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему «Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему «Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка».»

12


Методическая разработка классного часа на тему

«Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка»

Пояснительная записка.

Актуальность правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения. Еще в середине XIX века известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ ("О камеральном образовании", 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В содержании полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом "воспитание в ребенке чувства права и справедливости", путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. В наше время важность правовой культуры возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок. Правовое воспитание сложная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

  • достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

  • повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

  • создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Задачи правового воспитания:

  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

  • формирование правовой культуры и правового сознания;

  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

  • профилактика нарушений прав ребенка;

  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.









Ход классного часа

Цель:

  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

  • формировать уважительное отношение друг к другу.



Учитель

Тема нашего сегодняшнего классного часа – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

-Что такое право?

Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Права детей: 
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на обучение;
дети имеют право на отдых;
дети имеют право на охрану и защиту.


- Что такое обязанность?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения.

Обязанности детей:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

А теперь ребята давайте сыграем, а потом проанализируем сценку «Про Петю»
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!



Найдите ошибки в поведении членов семьи. Имеет ли право ребёнок от чего – то отказаться и получить то, что хочет?



Презентация Конвенции


Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Классный руководитель предлагает вопросы для обсуждения:

  • Что символизировали вбитые в столб гвозди?

  • Почему мальчик заплакал?

Классный руководитель. Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто привык не выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.

Классный руководитель задает вопросы:

  1. Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?

  2. Кого называют безответственным человеком?

  3. Что такое обязанности?

  4. Почему человек должен нести обязанности?

  5. Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав без обязанностей».



В заключении давайте заполним анкету:

АНКЕТА



Какие права ты имеешь, как ученик?__________________________________



Что обязан делать ученик?___________________________________________



С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или



обязанностей?______________________________________________________

Что такое права?____________________________________________________





Что такое обязанности?______________________________________________



Зачем придумали права людей и обязанности?___________________________













Результат:

  • Знать права и обязанности.

  • Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.

  • Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства.

  • Сформировать уважение и чувство долга по отношению к членам семьи.









































Список литературы:

  1. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»: книга для учащихся – М.: Идзательство «Вита-пресс» , 1996 год;

  2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание в школе» - Волглград: Учитель, 2007 год.

  3. Мустафина М.В. «Правоведение» - Волгоград: Учитель, 2007 год.

  4. Материалы интернета











































Оформление классной комнаты

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (приложение №1)

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

 Основные права по Конституции РФ: (приложение №2, №3)

  • Право на образование;

  • Право на участие в культурной жизни;

  • Право на свободу и личную неприкосновенность;

  • Право на благоприятную окружающую среду;

  • Право на труд;

  • Право на отдых;

  • Право на охрану здоровья;

  • Право на социальное обеспечение;

  • Право на жилище;

  • Право на семью;

  • Право на детство;

  • Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;

  • Право на получение квалифицированной юридической помощи

  Эпиграфы к занятию: (приложение №4, №5, №6, №7)

  • “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);

  • “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

  • “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

  • “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);

  • “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);



В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей: (приложение №8, №9, №10)

  • «Закон, как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет»;

  • «Право — это все то, что истинно и справедливо»;

  • «Как аукнется, так и откликнется»;

  • «Как себя ни поведешь, а от напраслины не уйдешь».



ЗАПОМНИ! (приложение №11)

Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.

























Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д. Выбити»









Методическая разработка классного часа на тему

«Я и мои права.

Конвенция о правах ребёнка»









Выполнила: учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

Максимова Людмила Николаевна

















2012 год