СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: "Основные этапы становления и развития Российской государственности - Древняя Русь

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения классного часа

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: "Основные этапы становления и развития Российской государственности - Древняя Русь»

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР «НКАиДХ»

______________ О.А. Рыкова

«___»________________ 2017г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классного часа на тему «Основные этапы становления и развития Российской государственности - Древняя Русь»


Автор: Мещеряков Олег Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ ГАПОУ НСО «НКАиДХ», г. Новосибирск


Дата, участники: «27» октября 2017 года, студенты 382 учебной группы.


Цель: закрепление у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по ОБЖ.


Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с историей формирования и становления Российского государства.

2. Воспитать в обучающихся чувство патриотизма, гражданской ответственности и сознательности.


Форма занятия: лекция, показ.


Материальное обеспечение: конспект, фото-презентация.


Слайд 2

В глубокой древности славянские племена предпочитали селиться по берегам рек и озер, надежно укрытым густыми лесами. В трудах историков отмечены примерно пятнадцать крупных племенных союзов славян, которые в VIII в. явились основой Древнерусского государства.

Так Ильменские славяне, трудами которых воздвигнуты Новгород и Псков, располагались у озера Ильмень и по реке Волхов. Кривичи, основавшие Смоленск и Полоцк, населяли верховье Днепра. Северяне, заложившие Чернигов и Переяслав, облюбовали восточный берег среднего Днепра. Поляне, поднявшие стены Киева, ставили поселения по западному берегу Днепра. К западу от полян жили древляне, южнее - уличи, тиверцы, в междуречье Оки и Волги - вятичи.


Слайд 3

Предания старины далекой, рукописные свидетельства путешественников, участников военных походов доносят до нас описания славян, устройство их жизни, нравы, обычаи. В большей части из них отмечаются такие качества наших предков, как свободолюбие, мужество, скромность, гостеприимство. В трактате “Стратегикон”, который приписывается византийскому императору Маврикию (582-602), говорится, что “племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибивающимся к ним иноземцам они относятся ласково...”.


Слайд 4

Постоянные набеги варягов на севере и кочевников - хазар на юге несли разорение и смерть. Грабились и выжигались города, селения, их жители уничтожались, а уцелевшие уводились в рабство. Но даже не дармовое добро привлекало многочисленных врагов восточных славян. Их цель была прежде всего в установлении контроля над великим торговым путем от берегов Балтики до Черного моря, получившим название пути “из варяг в греки”. Все это не могло не вызвать стремления к объединению северного и южного центров союзов славянских племен в единое государство. Выдающуюся роль в этом сыграли северные князья. И все же центром Древнерусского государства стал Киев, как более развитый в экономическом отношении.


Слайд 5

Яркие свидетельства о зарождении и становлении государственности у славян мы находим в “Повести временных лет” - летописи, дошедшей до нас из глубины веков.

Уже в 862 г. союз северных племен изгнал из своих пределов варягов и прекратил им выплату дани. Но как бывало не один раз в истории, победители не поделили славы, и разгорелась между ними вражда. Для установления мира обратились таки к варягам. “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет”, - говорили посланцы славян, призывая на княжение братьев Рюрика - Синеуса и Трувора.

Рюрик “сел княжить” в Новгороде, Синеус - на Бело-озере, а Трувор - в Изборске. Через два лета, как пишет летописец, Синеус и Трувор умерли. Рюрик же объединил под своим началом весь север и северо-запад восточно-славянских и финно-угорских земель. Судил и управлял он по “ряду” - новгородским законам, опираясь на дружину, в которой были и славяне, и варяги, и чудь.


Слайд 6

Правление династии Рюриковичей в русских землях просуществовало с IX до XVII в. Многие ее представители оставили заметный след в истории нашего государства. Так, в “Повести временных лет” немалое место занимает рассказ о княжении Олега. Заняв престол после Рюрика, он совершил поход по Днепру и овладел, как было принято в те времена, рядом городов — Смоленском, Любичем и Киевом.

С именем Олега связано значительное расширение границ Древней Руси и усиление княжеской власти. Он присоединил земли древлян, северян, других племен. Уличей и тиверцев он обязал выставлять дружины для походов и общей обороны. В 907 г. Олег совершил поход на Византию, в котором проявил себя выдающимся полководцем.

Олег княжил тридцать три года, утвердив мир на землях славян, значительно расширил свои владения. А государство, управляемое им, уже с успехом оспаривает первенство у великой по тем временам державы. Недаром летописец, высоко оценивая заслуги князя, нарекает его “вещим”.


Слайд 7

Необычна судьба Олега. Даже смерть его больше похожа на легенду. Однажды кудесник (прорицатель) предсказал ему гибель от любимого скакуна. С того времени Олег ни разу не седлает его. Узнав же, что коня больше нет, он вдосталь посмеялся над вешуном. Приехав взглянуть на останки любимца, спешился и тут же пал, смертельно ужаленный змеем, укрывавшимся в черепе павшего коня.

Так в “Повести временных лет” предания, напоминающие сказания о былинных витязях, и почти протокольные записи, схожие со строками официальных документов, переплетаясь и дополняя друг друга, воссоздают картины дней давно минувших, облик наших пращуров, дают возможность почувствовать с ними свое родство.


Слайд 8

В плеяде первых представителей Древнерусского государства особое место принадлежит князю Святославу. Он совершил блестящие походы, разгромил Хазарское царство, победил ясов и касогов (черкесов) на Кубани, нанес жестокий удар камским булгарам. По просьбе Византии, помог ей в борьбе с дунайскими болгарами. Завоевав Болгарию, год жил в Переяславце на Дунае.

Древняя Русь все больше утверждалась главной силой в Черноморье. Это вызывало обоснованную тревогу у византийских правителей. Их целью стало вытеснение Святослава с войском за пределы Болгарии. Военное счастье изменило князю. Греки вынудили его подписать мирный договор и удалиться в Русь. Истомленное сражениями, голодом и стужей, русское войско было встречено в днепровских порогах печенегами и рассеяно. Святослав был убит. Случилось это в 972 г. А печенеги, заметно усилившиеся после разгрома Святославом хазар, вновь и вновь станут совершать набеги на земли славян, неся беды и разрушения. 


Слайд 9

В “Повести временных лет” рассказывается, как приходили к Владимиру волжские болгары, нахваливая свое магометанство, затем немцы от папы римского, после них - хазарские евреи. Был гостем князя и греческий философ, убедительно раскрывший мудрость православного учения. Долго говорил с ним Владимир и отпустил его с дарами великими. Позже он направил послов в разные земли посмотреть “кто как служит Богу”. Больше всего их поразило греческое богослужение. Они убеждали князя обратиться к православной вере, потому что и себя уже не мыслили вне ее.

Летописец далее рассказывает и о том, что Владимир просил у византийских царей руки их сестры-царевны Анны. Но получил отказ - не могли православные греки породниться с язычником. Тогда Владимир осадил крымский град византийцев. 

«Корсунь и дал клятву: коль возьмет город - примет крещение. Узнав об этом, правители империи отправили в Корсунь духовенство и царевну Анну. Те крестили князя и обвенчали его с царевной. И, о чудо! После таинства крещения князь, ослепший накануне, прозрел. Тогда-то он и сказал: “Теперь увидел Бога истинного”.

Что больше в словах летописца - исторической правды или художественного вымысла, нам знать не дано. Но получилось так, что Владимир не просто перенес православие на Древнюю Русь, а как бы завоевал его. При этом прозрел не столько физически, сколько духовно.


Слайд 10

С принятием христианства на землю Русскую была привнесена европейская культура с ее многовековой историей. Стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. А какие замечательные архитектурные памятники возводили зодчие - церкви, храмы, монастыри! Со временем союз государства и церкви стал прочным скрепом духовного единства земель Руси.

После кончины Владимира между его двенадцатью сыновьями развернулась жестокая борьба за Киевский престол. Многие из них сложили головы. Но самому мудрому среди них, Ярославу Владимировичу, удалось сохранить единое государство. Более того, именно при нем Древняя Русь достигает наивысшего расцвета. Без преувеличения можно сказать, что она стала самым большим в средневековой Европе государством, объединив народы Прикарпатья, Поднепровья, Приильменья , Верхнего Поволжья и ряда других земель.

Мудрость Ярослава проявляется и во введении нового порядка наследования великокняжеской власти - по старшинству. “Старейший” в роду князь становился “великим” и получал во владение “стольный град” Киев. Другие города и земли распределяются им между младшими князьями. Ярослав упрочивает авторитет Руси не только удачными походами, стремительным ростом городов, мощью крепостей, но и династическими связями. Его женой становится дочь шведского короля, а своих дочерей он выдает замуж за королей Венгрии, Норвегии и Франции. Сын - Всеволод обвенчался с дочерью византийского императора. 


Слайд 11

В первой половине XI в. одновременно с укреплением Древней Руси происходит формирование древнерусского права. Наиболее выдающимся его памятником, из дошедших до наших дней, является “Правда Русская”. Ее появление также относят ко времени правления Ярослава Мудрого. Этот кодекс законов вобрал в себя отдельные нормы “Закона Русского”, “Правду” Ярослава Мудрого, а позднее и законодательство его сыновей - “Правду” Ярославичей.

Первые русские законы содержали нормы, регулирующие отношения между различными слоями населения. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, некоторых категорий зависимого населения составляла основное содержание “Правды Русской”. Определяла она и меры наказания за различные преступления. До середины XI в. в Древней Руси наказанием за убийство оставалась кровная месть. Позднее, при сыновьях Ярослава Мудрого, она заменяется системой штрафов. Так, жизнь “старейших” княжеских дружинников - бояр оценивалась в 80 гривен, то есть 4 килограмма серебра, свободного гражданина - 40 гривен, а зависимых людей – 5-12 гривен. Свод законов - “Правда Русская” - во многом способствовал усилению государственных начал и самой системы великокняжеской власти.


Слайд 12

Со второй половины XI в. на степных границах Древней Руси появился опасный враг - воинственные орды половцев. Они совершали опустошительные набеги на Русь. Это требовало укрепления единства Древнерусского государства, раздираемого внутренними княжьими междуусобицами.

Половецкий натиск был отбит дружинами русских земель, объединенных и руководимых великим киевским князем Владимиром Мономахом. Идея единства русских земель была главной во всей его жизни и деятельности.

Обращаясь к враждующим князьям, он с упреком напоминал им: “Поистине отцы и деды наши потом и кровью блюли землю Русскую, а мы хочем погубити”. Не случайно, “шапка Мономаха” впоследствии стала символом преемственности великокняжеской, а затем царской власти в Российском государстве, символом его единства.


Слайд 13

Монгольские племена, занимавшие огромную территорию в Центральной Азии, создали могущественный военный союз. В 1206 г. великим ханом монголов был избран Темучин, принявший имя Чингисхана. Он пресек междуусобные войны, создал мощное, дисциплинированное войско. До конца своей жизни (умер в 1227 г.) великий хан делал ставку на военную силу, на захват чужих земель.

В 1235 г. на очередном съезде монгольской знати (“курултае”) было принято решение о наступлении на Европу - “к последнему морю”. А уже в 1237 г. 120-тысячное войско хана Батыя, внука Чингисхана, вторглось в пределы Северо-восточной Руси и захватило Рязань. Затем пришла очередь великого Владимирского княжества. Захватчики разрушили Коломну, сожгли Москву, разграбили Суздаль. Вскоре пал и Владимир.

Беда пришла на землю Русскую. Огню и мечу предавал коварный враг цветущие города, не жалел ни малого, ни старого. Но жестокостью своей не сумели захватчики запугать русских людей. И бились они с иноземцами до последнего вздоха. В летописях о нашествии монголо-татар мы находим свидетельства беспримерного героизма народа. Потрясают воображение стойкость и мужество жителей Козельска.


Слайд 14

На рубеже XIII—XIV вв. в условиях монголо-татарского владычества центром объединения русских земель в единое государство выступила Москва. Сюда стекался трудовой люд, уставший от ордынских набегов и распрей князей. Свободные земли привлекали не только землепашцев, но и разорившихся бояр со своими дружинами, крестьянами и челядью из других княжеств. Росли и множились вокруг Москвы новые села, расширялся посад. Москва, благодаря гибкой и мудрой политике своих князей (при Иване Калите летописцы отметили “тишину великую и правый суд”), постепенно накапливала силы для борьбы против ордынского владычества.

В 1328 г. московский князь Иван Калита получил от хана Золотой Орды “ярлык” на великое княжение во Владимире. С этого времени право на великое Владимирское княжение почти не выходило из-под контроля московского князя, а сам Иван Калита фактически стал основателем московской династии Рюриковичей.

Постепенно в Москву перемещается и руководство Русской православной церкви.


Слайд 15

К началу борьбы за освобождение от монголо-татарского засилья, Московское княжество занимало срединное положение в русских землях. Это способствовало его становлению в качестве центра освободительной борьбы. Укреплялась столица княжества. В 1367-1368 гг. в центре города вырос белокаменный Кремль. С юго-восточной стороны Москву охраняли Свято-Данилов и Андроников монастыри. Они контролировали дороги на Коломну и Серпухов, предупреждая о приходе кочевников.

Большие перемены произошли в центральном управлении. Князь Дмитрий Иванович восстановил древнюю форму договоров: в 1371 г. все жители Москвы присягнули ему на верность. Он также возродил съезды князей и бояр, столь характерные в XII-XIII вв., но забытые в период золотоордынского ига. Постепенно вырабатывался жесткий порядок подчинения удельных князей великому князю: “Сяду я на коня (пойду в поход), и вам садиться на коней; когда я сам не пойду, а вас пошлю, вам идти без ослушания”.

Московский князь Дмитрий Донской, почувствовав достаточность сил, начал борьбу против ордынской зависимости. Когда темник Мамай решился повторить “Батыево нашествие” на Московское княжество, то почти вся Русь поднялась на борьбу с ненавистным врагом.


Слайд 16

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, после которого она неуклонно пошла к упадку.

Победа на Куликовом поле в 1380 г. заметно усилила тягу к объединению русских княжеств вокруг Москвы. “Собирание русских земель”, начавшееся в XIV в., завершилось в конце XV в. падением ордынского владычества и восстановлением государственной независимости Руси.

Со времени княжения великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389-1425) изображение всадника - святого Георгия Победоносца на московских великокняжеских печатях приобретает наследный характер и становится московским гербом.

Образ святого Георгия Победоносца дошел до наших дней и слился в сознании россиян с образом центра земли Русской - Москвой, которая с конца XV в. становится столицей государства.