СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у Хорплоши".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у Хорплоши".»


Методическая разработка классного часа по духовно- нравственному воспитанию


«В гостях у Хорплоши».





Класс: 1





2018-2019 учебный год













В гостях у Хорплоши.


Цели:

Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивать речь.

Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.


Организационный момент.

Станции:

Остров вежливых.

Дорожка приветствий.

Дворец извинений.

Море поэтическое.

Поляна земляничная.

Выбирай-ка.


Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в гости к Хорплоши. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.


Дети: называют вежливые слова и садятся.


(Здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)


Учитель: Ребята, посмотрите, к нам пришел странный гость. Удивительно, у него два лица. Одно такое улыбчивое, веселое, другое грустное, даже сердитое. Интересно, что с ним случилось…

             Он по свету прошел,

             Видел, что хорошо,

             Он по свету ходил,

             Плохо тоже находил.

             Вот и стал он такой,

             С двухсторонней головой!

             Если встретит он добро,

             Улыбается лицо!

             Ну, а если зло увидит,

             Он сердит, всех ненавидит!

             И на всех готов кричать,

             Он запутался совсем,

             На пенечек он присел

             И совсем стал никакой,

             Рассудите, помогите,

             Добро от зла мне отделите!  




1 станция “Остров вежливых”.


Первое море, которое мы должны переплыть – “Остров вежливых”.


Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки”

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на план, который висит на доске. На нем картинками показан путь человечка. Наша задача провести человечка до его дома, но при этом дорогу нужно выбрать так, чтобы она проходила только по картинкам, где дети совершаю хорошие поступки. Иначе наш гость очень расстроится и повернется к нам сердитым лицом. Давайте очень внимательно рассмотрим картинки и решим где хорошо, а где плохо.

           1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!

            2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо!Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.

           3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.

           4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!

           5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она наверное помогает дедушке или бабушке.

           6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!

           7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких?

           8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно!


2 станция “Дорожка приветствий”.


Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. “ Дорожка приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим.


Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская


Обещал отцу Петрусь….

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!


Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.


А Петрусь как заорет:

- С добрым утром дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку;

- Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку….

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты, – вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!


Вопросы:

Какие вежливые слова произносил Петрусь?

Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

Что бы вы ему посоветовали?



Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.


Мы продолжаем наше путешествие.



3 станция “Дворец извинений”


Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)


Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

“Простите” сказал.


И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

“Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!


Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?


Словесная игра «Хорошо и плохо»

Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять,  хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо  —  синий.

       —  «Колобок, Колобок  я тебя съем!» (синий)

       — «Шла, шла Маша по лесу  —  деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)

        — «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)

        — «Битый не битого везет, битый не битого везет!»  (синий)

        — «Посадил дед репку, выросла репка большая  —  пребольшая!» (желтый)

        — «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)

        — «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)

        — «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)



4 станция “Море поэтическое”


Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.


Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости

Мы говорим ………… (простите, нас, пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)



Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.


Мы оказались на земляничной поляне.





5 станция «Земляничная поляна »


1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая…)


2 ряд: взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки, говорит о нем теплые слова………. (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д.)


3 ряд: называет добрые и вежливые слова по цепочке.


Впереди мы видим станцию.



6 станция “Выбирай-ка”


Сценка.


Составим правила добрых поступков:

Здоровайся при встрече.

Не груби, даже если сердит.

Проявляй доброжелательность.

Будь вежлив и воспитан.

Не погибни во мне доброта!




Уч.: А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.

Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:

  • Снять напряжение с помощью счёта до 10;

  • Умывания или обмывания рук;

  • Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);

  • Агрессию направить в другую сторону: проявить заботу, милосердие к ближним.

  • Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

  • Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;

  • Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

- Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

- Я возмущён твоим поведением.

- Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

- Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

  • Не нападать первым;

  • Перевести конфликт в шутку.

Подведение итогов.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым к окружающей действительности.

Милосердие - активная доброта, выраженная в действии. Если у вас появилось желание очередной раз ударить кого-нибудь, остановитесь и вспомните , что вашу энергию и активность можно направить на помощь слабым и беззащитным. «Твори добро»



Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Каждый поступок человека имеет результат.

Результат поступков должен быть положительным.

Следите за своими поступками.

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной

Солнце достать
И подарить его людям.