СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа Тема Мой характер

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа Тема Мой характер разработано для первого курса по профессии Хозяйка усадьбы проводится в виде игры-тренинга.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа Тема Мой характер»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ТЕМА: МОЙ ХАРАКТЕР.













Разработала: Цыбикова С. Н.,

классный руководитель 231 гр..

















с.Иволгинск,

2018 г.

Классный час

Тема: «Мой характер»

( игра – тренинг).

Цель:

1. Изучение обучающимися характерологических особенностей и помощь им в осмыслении

сильных сторон своей личности.

2. Формирование адекватной самооценки своего характера.

3. Освоение способов самораскрытия «Я».

Форма занятия: игра с элементами тренинга.

Вступительные слова классного руководителя:

Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным». Отсюда, характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

Задание 1. «Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами обучающихся). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это - «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера.

Краткая характеристика основных форм личности (см. приложение 1)


Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждому студенту дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 5 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп:

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).

  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).

  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).

  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость.)

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш, предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению их, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем собирает листки и по этим мини-портретам должны они угадать о каком человеке идет речь. ( Примечание: с одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей).

Задание 4. «Литературный персонаж» (см. приложение 2)

Каждому предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет. Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и К;арслон.

Мини-тренинг.

Упражнение «Комплименты»

Студенты по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Студентам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

- Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

- Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

- Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….


Список качеств

аккуратность

гордость

завистливость

мечтательность

нежность

обаяние

развязанность

пунктуальность

грубость

капризность

искренность

упорство

активность

обидчивость

нервозность

вдумчивость

решительность

заботливость

злопамятность

мстительность

стыдливость

терпеливость

уступчивость

жизнерадостность

застенчивость

медлительность

настойчивость

подозрительность

трусость

доброжелательность

нерешительность.


Упражнение. «Медитация «Я - это Я» (Включается музыка)

Цель: Развитие навыка внимательного отношения к себе.

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, Я смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что делала, как Я думала и как чувствовала. Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я – это замечательно.

Рефлексия: После завершения упражнения прошу обменяться впечатлениями от упражнения.

Заключительное слово классного руководителя: Таким образом, ребята, в ходе нашего сегодняшнего занятия мы познакомились с понятием «характер», получили возможность лучше узнать свой характер и характер своих друзей, осознать индивидуальность и неповторимость своей личности.







Литература:

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2015.

2. Психология. Словарь. / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-

го. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2013.

3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2013.

4. http: //www.azps.ru

Приложение 1.

Шерлок Холмс

Образован, аналитический склад ума, играет на скрипке, решительный, многогранная личность, хороший боксер, искусный актёр, химик, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива, неприхотлив, безразличен к удобствам и роскоши.

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) — героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» — так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу.

Юный ДʹАртаньян Горячий нрав молодого человека всякий раз заставляет его вынимать шпагу из ножен. На первых же страницах он хочет вступить в бой с неизвестным ему аристократом: тому не понравился старый конь главного героя. ДʹАртаньян проявил немалую ловкость и помог каждому мушкетеру, чем заслужил их доверие и дружбу. Умный, бесстрашный и хитрый. Он слегка корыстен, немного хвастлив и даже лукав. Но эти земные черты придают ему массу обаяния

Атос –идеальный дворянин, олицетворение благородства и порядочности. Он немногословен, щепетилен, полон чувства собственного достоинства. Атос, самый трагичный из всех персонажей, который свое горе топит в кубке вина, разгадывает тайну миледи. Благодаря его твердости она будет осуждена и казнена. Так главные герои, три мушкетера и их друг, справятся со злом и двуличием, которое воплощала миледи.

Арамис , благородный дворянин. Меланхоличный и грустный, кроткий и отважный, он женственно красив. Арамис не лишен сердечной привязанности.

Портос– человек-богатырь, хвастливый, добрый и самый недалекий из друзей. Все главные герои «Три мушкетера» Дюма – люди чести, благородства и порядочности.

Буратино - деревянная кукла, выструганная папой Карло из бревна. Он глуповат, наивен. Буратино обманывает папу Карло и вместо того, чтобы идти в школу идёт вуличный театр, возглавляемый Карабасом Барабасом. Дальше Буратино попадается науловку кота Базилио и лисы Алисы и фактически отдаёт им деньги, которые предназначались на покупку азбуки. Доверчивый, становится умней, осторожней, но остаётся таким же веселым и озорным.

Карлсон-маленький, толстенький человек среднего возраста, который живёт на крыше многоквартирного дома в Стокгольме. Карлсон весёлый, находчивый, любит проказы. Ворует плюшки у фрекен Бок, наряжается приведением и совершает разные пакости. Он обожает сладкое, да и вообще поесть. Себя он считает красавцем, в меру упитанным, в самом расцвете сил. К жизни Карлсон относится легко, повторяя фразу «пустяки, дело житейское». Иногда Карлсон капризен, даже вреден. Но в целом они с Малышом нашли друг друга, им хорошо и весело вместе, они скучают, когда долго не видятся, вдали друг от друга они одиноки.

Приложение 2.

Задание 1. Расшифровка.


Круг. Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их. Но Круги, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги не отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость - когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Квадрат. Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.


Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника - концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело. Главное их отрицательное качество - сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.


Прямоугольник. Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Наиболее характерные черты Прямоугольника - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня. Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и ... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.



Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество. Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи. На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение - продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества - отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.