ГПОУ ТО «Тульский технико-экономический колледж
имени А.Г.Рогова»
Методическая разработка классного часа
Здоровый образ жизни – важные аспекты
2015
Разработчик:
Зубков Николай Федорович преподаватель ГПОУ ТО «Тульский технико-экономический колледж им. А.Г.Рогова»
Рассмотрен и одобрен на заседании ПЦК
Специальных электрорадиодисциплин и связи
Протокол №__________ от «___»_______________20 _г.
Председатель ПЦК____________________/____________/
Аннотация: данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в рамках мероприятий для студентов 2-3 курса технических специальностей колледжа.
Методическая разработка классного часа на тему: «Здоровый образ жизни» предназначена для нравственного воспитания учащихся.
Целью создания методической разработки является желание ознакомить учащихся с факторами, негативно влияющими на здоровье человека, и правилами здорового образа жизни. В большинстве это простые и известные правила, тем не менее, они требуют напоминания, систематизации и мотивации на выполнение.
Данная разработка направлена на решение следующих педагогических задач:
Общих:
- Развитие и активизация интеллектуального потенциала ребят.
- Определение области практического применения знаний о правилах здорового образа жизни.
- Расширение представлений о здоровом образе жизни.
- Выявление факторов, негативно влияющих на здоровье.
- Профилактика неправильного образа жизни.
- Способствование расширению кругозора обучающихся.
Воспитательных:
- Формирование физически активной и нравственно развитой личности обучающегося.
- Активизация учащихся к активной деятельности по ведению и пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение учащихся подходам с позиции исследователя к знакомству и анализу информации о режиме дня, рациональном питании, отдыхе, двигательной активности и т.д.
- Воспитание чувства уверенности в себе.
- Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей.
- Развитие культуры коммуникации.
Развивающих:
- Формирование навыков и умений социального взаимодействия.
- Ознакомление с разнообразием способов «правильного» времяпровождения сточки зрения пользы для здоровья.
- Разъяснение понятий: закаливание, полноценный сон, двигательная активность и т.д.
- Ответы на вопросы из области знаний правил о здоровом образе жизни.
Проблемой при воспитании студентов является массовое пагубное пристрастие многих к курению и другим факторам, негативно сказывающимся на физическое состояние организма: низкая двигательная активность, недостаточное время нахождения на улице, употребление спиртосодержащих напитков, нерациональное питание ( или вредные диеты с целью похудения) и т.д. Данная методическая разработка направлена на решение этих проблем.
К достоинствам методической разработки можно отнести:
Возможность в доступной форме разъяснить правильные пути, по которым нужно идти, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье близких людей.
Возможность применения современных технических и информационных средств обучения.
Стимулирование мотивации учащихся к посещению внеклассных мероприятий.
Предоставление преподавателям возможности обменяться опытом и приобрести навыки проведения открытых внеклассных мероприятий.
Классный час начинается с приветствия, затем продолжается выступлением трех студентов, которые дают краткую информацию о негативном влиянии на организм человека вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, затем педагог начинает рассказ о факторах, негативно влияющих на здоровье, а далее переходит к рассказу о правилах здорового образа жизни.
Все выступление педагога сопровождается демонстрацией на экране, что позволяет стабильно поддерживать внимание всех учащихся и делать информацию более запоминаемой.
В заключение классного часа проводится недолгий по времени диспут. Темы, предложенные для обсуждения интересны и разнообразны.
При проведении классного часа целесообразно использовать компьютер и мультимедийное устройство.
Результатом проведенного мероприятия могут стать:
Значительное повышение интереса к посещению внеклассного мероприятия.
Повышение интереса к урокам физической культуры.
Практическое применение полученных теоретических знаний.
Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта.
Структура классного часа
1. Предварительный этап подготовки: заранее дать трем учащимся задание подготовить небольшое сообщение о вредном воздействии на организм человека: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Подготовленные сообщения перед выступлением необходимо проверить на предмет содержания.
2. Организационный момент, вступление, приветствие (слайд1).
3. Выступление трех студентов.
4. Основная часть (выступление преподавателя с презентацией).
5. Подведение итогов.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности (слайд 2). Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье (слайд 3).
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться (слайд 4). С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
1). Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается (слайд 5).
2). Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств (слайд 6).
3). Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе (слайд 7). Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты (слайд 8).
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
- Биохимические резервы (реакции обмена).
- Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
- Психические резервы.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. (слайд 9).
Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд (слайд 10).
Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда (слайд 11).
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей (слайд 12).
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, – около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечнососудистым заболеваниям и раку.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья (слайд 13).
Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует – мы полнеем.
Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.
Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
1). Прием пищи только при ощущениях голода.
2) Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.
3) Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни (слайд 14).
Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды.
Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод – на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% – от условий, нас окружающих.
Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье – наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер (слайд 15).
В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.
Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней (слайд 16).
В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.
Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания (слайд 17).
Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ (слайд 18).
Способ достижения гармонии человека один – систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности (слайд 19).
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями.
Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, – только тогда физкультура принесет пользу.
При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени (слайд 20).
Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах (слайд 21).
Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо (слайд 22, 23).
Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной паузы. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой.
Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления (слайд 24, 25).
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну – основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия (слайд 26).
Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Важно соблюдать следующий распорядок дня:
Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, кушает с книгой… И вот он заболел… Вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное, нет…
Надо продумывать свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Помните!
Если вы будете здоровы, то: с большей вероятностью поднимитесь на более высокую ступень общественной лестницы; сможете беспрепятственно путешествовать, свободно, не задумываясь перемещаться из одной климатической зоны в другую; вас не будут заботить физические и психические неудобства; ваши дети будут здоровы тоже.
Подведение итогов (слайд 27)
Чтобы быть здоровым, нужно:
Правильно, разнообразно, сбалансировано питаться.
Быть физически и творчески активным.
Отказаться от курения, употребления алкоголя.
Не подвергать себя опасным воздействиям – помнить о безопасном сексе.
Уметь справляться со стрессами.
Придерживаться режима дня.
Мы за здоровый образ жизни! (слайд 28)
Список использованных источников
1. Виленский М.Я. «Физическая культура» М. – 2013.
2. Гериш А.А. «Разговор об употреблении молодежью психоактивных веществ» М.- 2002.
3. Коростелёв Н.Б. «От А до Я» М.-1997.
4. Сергеева Л.С. «Человек». Энциклопедия. М.-2012.
5. Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – Мн, 2006.
6. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001 – 352 с.
7. Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. – Екатеринбург, 2001.
8. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания:– М., 2000.