СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Командная Интеллектуальная игра "Двунадесятые праздники"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание интеллектуальной игры "Двунадесятые праздники", поиможет лучше узнать историю Христианских традиций и праздников. В рамках мероприятия дети совместно с родителями примут участие в мастер-коассе по безопасному декупажу пасхальных яиц.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Командная Интеллектуальная игра "Двунадесятые праздники"»

МАОУ «Видновская гимназия» г. Видное, Ленинского г.о.













Интеллектуальная командная игра



На тему:



«ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ И ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

(в рамках изучения предмета ОРКСЭ

с учащимися 4-х классов)




Подготовлена учителем ОРКСЭ начальной школы

МАОУ «Видновская гимназия» - Озеровой Г.В.





г. Видное

2025г.

Актуальность.

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.


Со слов Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.


Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона.


1.Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;

2.Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

3.Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

4.Рождество Христово — 25 декабря (7 января);

5.Крещение Господне — 6 (19) января;

6.Сретение Господне — 2 (15) февраля;

7.Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);

8.Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;

9.Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;

10.День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;

11.Преображение Господне — 6 (19) августа;

12.Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них.


Цель:

Расширение историко-культурологического образования и духовно - нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.Формировать познавательный интерес обучающихся к истории возникновения православных праздников и традиций, на основе формирования представления об одном из главных христианских праздников Пасха.


Задачи:

Образовательная:

Изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.

Формирование культуры общения.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющееся стержнем национальных культур России.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Развивающая:

Развивать у учащихся целостные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.

Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.




Возраст участников:10-11 лет.

Форма проведения: конкурсно – игровая программа.

Продолжительность мероприятия: 1 учебный час (40 минут).

Оборудование: тестовые бланки, маркеры/фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, ручки, бумага-салфетки для декупажа, клейстер из картофельного крахмала.

Методы и приемы:

Беседы с детьми о двунадесятых праздниках, видео-рассказ, художественное слово, просмотр видеофильма, творческая мастерская.

Оборудование: видеопроектор, презентация,оформлен красный угол с иконами - отражающими двунадесятые праздники, подсвечником, крашенными яйцами, угощение для детей.


Предварительное задание:

1.Индивидуальное, капитан готовит со своей командой сообщение о какой-то праздничной иконе и оформляет плакат.

2.Индивидуальное, разучивание стихотворения к одному их двунадесятых праздников.


Правила игры:

В игре участвует 6 команд, по 5-6 человек.

Команды выбирают капитана.

В рамках игры участники команды:

  1. обсуждают и записывают на тестовых листах свои ответы;

  2. оформляют иллюстрации к своей презентации;

  3. готовят – презентацию своей командной работы по теме интеллектуальной игры.

Жюри в состав которой входят педагоги и специалисты МАОУ «Видновская гимназия», оценивают один правильный ответ команды – в два балла.

В конце игры подводится итог и объявляется команда – победитель.


Содержание игры:

1.Разминка – домашняя заготовка чтение стихотворения-отрывка из произведения, посвященного одному из двунадесятых православных праздников, плакат(приложение3)

2.Интеллектуальная командная игра (16 вопросов по истории двунадесятого праздника), бланк опросник(приложение1)

2.1.Краткое описание икон (приложение2)

3.Выполнение творческого задания «Изготовление праздничной Пасхальной открытки» (приложение 3)

3.Мастер-класс по безопасному декупажу яиц (приложение 4)

4.Командная презентация итогов игры.

5.Подведение итогов игры – жюри(приложение 5).

6.Рефлексия.


Ход интеллектуальной игры:

Учитель:

Сегодня у нас с вами необычный урок, а интеллектуальная игра – викторина, которая будет проходить в рамках командной игры. Такой вид оценки знаний для нас уже знаком.

Предлагаем вам ответить на вопросы и проверить, насколько хорошо вы знакомы с его историей, традициями, обрядами.

Выполнить все творческие задания.

В конце игры защитить результат своей командной работы.

Тема нашей сегодняшней встречи, в которой примут участие и наши родители «Праздник Праздников – Пасха и Двунадесятые православные праздники»

Это главные годовые повторяющиеся христианские праздники, связанные со Священной историей Нового Завета. Мы уже говорили о них. Постараемся сегодня повторить то, что уже знаем и расширить свои знания благодаря выполненным домашним заданиям. И очень надеюсь, что каждый сможет найти для себя что-то новое.


Порядок проведения игры.

1.Разминка чтение стихотворения-отрывка из произведения посвященного любому двунадесятому празднику.

Дети по одному представителю от команды читают тематическое стихотворение (отрывок).

Оценка Жюри - от 0 до 5 баллов.

2.Выполнение теоретических заданий

Интеллектуальная командная игра (16 вопросов по истории православных праздников).

Оценка Жюри - правильный ответ – 1 балл.

Бланк ответов (приложение1)

Вопрос

Содержание вопроса

Правильный ответ

1 вопрос

Что значит наименование праздника «двунадесятый»

А. Выпадающий на 12 день поста

Б. Длящийся 12 дней

В. Один из 12 главных праздников после Пасхи

В.

Один из 12 главных праздников после Пасхи

2 вопрос



Когда начинается храмовое богослужение двунадесятого праздника?

А. Вечером на кануне праздника

Б. Утром в день праздника

В. В следующий воскресный день

А.

Вечером

на кануне праздника


3 вопрос

Какой самый главный церковный праздник?

А. Благовещение

Б. Рождество

В. Пасха

В. Пасха

4 вопрос

Двунадесятые праздники бывают посвящены:

(может быть несколько ответов)

А. Иисусу Христу

Б. Всем святым

В. Богородице

А. Иисусу Христу

В. Богородице

5 вопрос

Как называется праздник в день празднования, которого на Руси было принято выпускать на волю птиц

А. Благовещение Пресвятой Богородицы

Б. Рождество Христово

В. Крещение Господне

А. Благовещение Пресвятой Богородицы

6 вопрос

Какой самый продолжительный церковный праздник?

А. День Святой Троицы

Б. Пасха

В. Богоявление

Б. Пасха

(Пасха — праздников Праздник.)

7 вопрос

Что означает слово «Пасха»?

А. Избавление

Б. Воскрешение

В. Преображение

Б. Воскрешение

(Праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.

Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.)

8 вопрос

Как называется праздник, который в простонародье называют Вербным воскресеньем?

А. Зеленые Святки

Б. Вход Господень в Иерусалим

В. Благовещение

Б. Вход Господень в Иерусалим

(Вход Господень в Иерусалим – это событие, описанное всеми евангелистами. В богослужебном году Православной Церкви праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется в последнее воскресенье перед праздником Пасхи– Воскресения Христова. У Входа в Иерусалим есть еще одно название — Вербное воскресенье, потому что в этот день в храмах принято совершать освящение вербы.)

9 вопрос

Как ещё называется праздник Богоявления?

А. Рождество Христово

Б. Крещение Господне

В. Вход Господень во Иерусалим

Б. Крещение Господне

(Крещение в водах Иордана стало началом общественного служения Господа Иисуса Христа, до той поры неведомого миру.

Крещение Господне впервые явило во Христе Сына Божия, явило в трех Ипостасях , составляющих единое Божество, единого в Своем существе Бога. Бог-Сын сходил в Иорданские воды, Бог-Дух Святой нисходил на Него «в виде голубине», Бог-Отец вещал с неба о Крещаемом, как возлюбленном и благоволимом Сыне. В Крещении Господнем участвовали таким образом все три Лица Пресвятой Троицы.)

10 вопрос

Какой праздник называют пятидесятница?

А. Троица

Б. Богоявление-Крещение

В. Рождество Пресвятой Богородицы

А. Троица

(Троица, или пятидесятница, - один из важнейших христианских праздников, который отмечается на пятидесятый день после пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня.)

11 вопрос

Какой многодневный пост проходит перед праздником Пасха?

А. Великий

Б. Успенский

В. Рождественский

А. Великий

(Пост который длится 7 недель)

12 вопрос

Хлеб, который Иисус разделил между своими учениками на Тайной Вечере?

А. Кулич

В. Булочка

В. Просфора




В. Просфора

(Маленький хлебец круглой формы, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, называется просфорой. Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы. Просфора-эта выпечка состоит из двух частей, что символизирует соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе.)

13 вопрос

Какого цвета богослужебные облачения в дни празднования двунадесятых праздников?

А. Белый

Б. Красный

В. Разный

А. Разный

(Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов.Каждый цвет имеет символическое значение.)

14 вопрос

Сколько дней продолжается празднование Пасхи?

А. 30

Б. 7

В. 40

В. 40

(Священное Писание упоминает о том, что Христос в течение сорока дней после воскресения являлся апостолам и рассказывал им о Царствии Божием. Поэтому православная Церковь и празднует воскресения Христа 39 дней, а на сороковой отмечает Вознесение. Все пасхальное время христианин может красить и освящать яйца, обращаться с радостным приветствием «Христос Воскреси»)

15 вопрос

Как называется праздник прославляющий

Отца, Сына и святого Духа?

А. Пасха Христова

Б. Святая Троица

В. Рождество Христова

Б. Святая Троица

(Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков.)

16 вопрос

Какой праздник отмечается за неделю да наступления Пасхи?

А. Вербное воскресенье

Б. Покров Пресвятой Богородицы

В. Благовещение

А. Вербное воскресенье

(Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой.)




3. Работа капитана команды – делегирование заданий между участниками команды

А.Иконография праздников (приложение2)

Выполнение творческого задания «Изготовление праздничной Пасхальной открытки»

Б.Чтение стихотворений-подборка (приложение 3)

В.Мастер-класс «Безопасный декупаж Пасхальных яиц» (приложение 4)

4. Защита командных результатов игры.

5.Оценка Жюри-подведение итогов. Бланк итого игры (приложение 5)


Рефлексия.

Мастер-класс «Безопасный декупаж Пасхальных яиц»

В течение 15-20минут, дети и взрослыедекорируют бумажными салфетками заранее сваренные куриные яйца.

Дети читают стихотворение:

Ожидание Праздника

Не дают лежать в кроватке

Солнца теплые лучи

И чудесный запах сладкий, -

Пахнут медом куличи.


И, еще не сняв пижамы,

Побежал на кухню я.

Там яички красит мама,

Смотрит нежно на меня:


– Утро доброе, сыночек,

Долго ты сегодня спал!

Хочешь кулича кусочек?

Тебе можно, ты же мал.


Я ответил: «Интересно,

А мой возраст тут причем?

Я хочу со всеми вместе

Разговеться куличом!»


Обняла меня мамуля:

– Ты уже совсем большой!

Так что мы тебя, сынуля,

Ночью в храм возьмем с собой.


Улыбаясь милой маме,

Я сиял от счастья весь,

Крикну я сегодня в храме

Громче всех: «Христос Воскрес!»


По окончании мастер-класса – общая фотография участников.





Председатель жюри:

Теперь настало время подвести итог нашему необычному занятию-интеллектуальной игре посвященной одному из двунадесятых особо почитаемых православных праздников.Давайте мы подведем итог нашему занятию – интеллектуальной командной игре.

Прошу всех внимания. Объявляются итоги соревнования.

Вручаются - грамоты.

Учитель:

Вот и объявлены итоги нашей интеллектуальной игры, я всех вас поздравляю с прекрасными результатами, вы удивили всех нас своим творческим подходом в решении интеллектуальных и творческих заданий. Своим умение работать в команде, где каждый из вас важен и нужен. Только работая в команде, вы смогли полностью раскрыть свои знания и таланты. Спасибо вам большое.

Спасибо большое членам жюри, что нашли на нас время и приняли участие в нашем увлекательном исторически важном мероприятии.

Предлагаю подарить свои открытки членам жюри, как память о нашем мероприятии.

Поздравляю всех с наступающим Праздником Праздников со светлой Пасхой.


Литература и интернет источники:

С.В. Алексеев Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с.

Н.Н. Третьяков Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-ВведенскаяОптина пустынь, 2001. – 264 с.

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1993.

**

https://урок.рф/presentation/15659.html

http://www.pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya/

https://multiurok.ru/files/viktorina-sviatyie-prazdniki.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie_mieropriiatiie_viktorina_pravoslavnyie_prazdniki

https://www.maam.ru/detskijsad/delovaja-igra-dlja-pedagogov-pravoslavnye-prazdniki-na-rusi-kak-tradicionye-cenosti-ruskogo-naroda.html

https://omiliya.org/content/pravoslavnye-prazdniki-tsikl-stikhov-dlya-detei.html

https://lavra.ru/lib/notnyy-rukopisnyy-arkhiv-arkhimandrita-matfeya-mormylya/dvunadesyatye-prazdniki

https://dzen.ru/a/ZjMzR67x_1Q_pIkv

https://yandex.ru/images/search?text=безопасный%20декупаж%20яиц&stype=image&lr=10715&parent-reqid=1738500351428910-7383306751331604600-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-215-BAL&source=serp















Приложение 1

БЛАНК ОТВЕТОВ


Вопрос

Содержание вопроса

Правильный ответ-1 балл

1 вопрос

Что значит наименование праздника «двунадесятый»

А. Выпадающий на 12 день поста

Б. Длящийся 12 дней

В. Один из 12 главных праздников после Пасхи


2 вопрос



Когда начинается храмовое богослужение двунадесятого праздника?

А. Вечером на кануне праздника

Б. Утром в день праздника

В. В следующий воскресный день


3 вопрос

Какой самый главный церковный праздник?

А. Благовещение

Б. Рождество

В. Пасха


4 вопрос

Двунадесятые праздники бывают посвящены:

(может быть несколько ответов)

А. Иисусу Христу

Б. Всем святым

В. Богородице


5 вопрос

Как называется праздник в день празднования, которого на Руси было принято выпускать на волю птиц

А. Благовещение Пресвятой Богородицы

Б. Рождество Христово

В. Крещение Господне


6 вопрос

Какой самый продолжительный церковный праздник?

А. День Святой Троицы

Б. Пасха

В. Богоявление


7 вопрос

Что означает слово «Пасха»?

А. Избавление

Б. Воскрешение

В. Преображение


8 вопрос

Как называется праздник, который в простонародье называют Вербным воскресеньем?

А. Зеленые Святки

Б. Вход Господень в Иерусалим

В. Благовещение


9 вопрос

Как ещё называется праздник Богоявления?

А. Рождество Христово

Б. Крещение Господне

В. Вход Господень во Иерусалим


10 вопрос

Какой праздник называют пятидесятница?

А. Троица

Б. Богоявление-Крещение

В. Рождество Пресвятой Богородицы


11 вопрос

Какой многодневный пост проходит перед праздником Пасха?

А. Великий

Б. Успенский

В. Рождественский


12 вопрос

Хлеб, который Иисус разделил между своими учениками на Тайной Вечере?

А. Кулич

В. Булочка

В. Просфора


13 вопрос

Какого цвета богослужебные облачения в дни празднования двунадесятых праздников?

А. Белый

Б. Красный

В. Разный


14 вопрос

Сколько дней продолжается празднование Пасхи?

А. 30

Б. 7

В. 40


15 вопрос

Как называется праздник прославляющий

Отца, Сына и святого Духа?

А. Пасха Христова

Б. Святая Троица

В. Рождество Христова


16 вопрос

Какой праздник отмечается за неделю да наступления Пасхи?

А. Вербное воскресенье

Б. Покров Пресвятой Богородицы

В. Благовещение































Приложение 2

Иконография праздников

Каждый двунадесятый праздник имеет свою праздничную икону. Мы их видели. Но икона – не просто рисунок, она полна символических деталей. Каждая команда подготовила небольшое сообщение и стихотворение по иконографии двунадесятых праздников.


Рождество Пресвятой Богородицы

Иконография праздника сложилась в X-XIвеках в Византии. Существуют различные варианты композиции. В центре на одре лежит святая Анна. Рядом стоят девицы, держат дары. Внизу слева купают Новорожденную. Иоаким иногда выглядывает из верхней палаты, иногда вместе с Анной и Младенцем сидит внизу справа.

На некоторых иконах изображают ткань, перекинутую от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения.

Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку мы говорили, что интерьер для православной иконографии не характерен.

Введение во храм Богородицы

Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.

Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, вСвятая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.

Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Благовещение Пресвятой Богородице

На иконе праздника изображены: Пресвятая Дева и Архангел Гавриил, благовествующий Ей. Детали же отличаются. На одних иконах Пресвятая Дева Мария изображена за чтением Священного писания, на других за пряжею. А на иконе 12 века «Благовещение Устюжское» - просто ровный золотистый фон. Эти детали тоже не случайны. «Благовещенье с пряжей» является наиболее распространенным сюжетом. Его помещают обычно на Царских вратах. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ царского достоинства зарождающегося Младенца. На иконе присутствуют изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Отсутствие конкретного места действия на Устюжской иконе тоже символично. Оно подчеркивает таинственность и прикровенность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом.



Рождество Христово

Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий –которых пришел спасти Христос.

Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.

Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.

А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.

В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.

Сретение Господне

Символическое значение этого праздника и в «сретении» – встрече – ветхозаветной, уходящей, и новой, приближающейся, эпох в истории человечества. В иконографии праздника это значение евангельского сюжета занимает главенствующее место. Важнейшая деталь композиции иконы – изображение перевитого велумом кивория. Киворий – шатер на колоннах над престолом – принадлежность именно христианского храма.

Слева изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, за ней – праведный Иосиф. В руках Иосифа – два птенца горлицы, жертва за Новорожденного. Справа – праведный Симеон Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, руки к Младенцу, позади его — пророчица Анна. Иногда в руках Анны изображают свиток, а Богомладенец находится на руках Симеона.

Крещение Господне

На ранних иконах в центре помещался Спаситель, окруженный водами, слева – Иоанн Креститель, вверху – изображение голубя.

В дальнейшем в композицию иконы стали включать фигуры ангелов.

Река Иордан заключена между двух высоких горок. Горки имеют два значения: они символизируют ступени духовного восхождения и показывают, что действие происходит на открытом пространстве.

В самых ранних вариантах иконы среди волн Иордана в нижней части можно увидеть аллегорические изображения бородатого старца и юноши, – они символизируют воды реки и моря, которые по пророчеству псалмопевца побежали вспять.

Иногда композицию иконы дополняет группа людей, готовящихся к Крещению.

Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.

Преображение Господне

Преображение Господне… Господь преобразился, показал Свою Божественную природу. Оно произошло не при большом стечении народа, а только для избранных учеников, только после долгого и трудного восхождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два пророка: от мира умерших – Моисей, от мира живых – восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого плотью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы.

В центре иконы в круге славы изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа Моисей с книгой в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. В нижней части композиции – гора Фавор с деревьями и апостолы.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

В центре иконы праздника изображен Спаситель, сидящий на молодом осленке. Осленок, по толкованию святых отцов – необузданный народ языческий, а ослица, упоминаемая в Евангелии от Матфея – народ иудейский. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды, срывают пальмовые листья. У древних жителей Иерусалима это знаки почтения при встрече особенно важных людей.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Воскресение Христово – момент непостижимый. Поэтому на общепринятой иконе, посвященной Воскресению Христову, изображено не это, а другое событие, а именно, «Сошествие во ад». Основой для иконографии послужило Священное Предание и апокрифическое Евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Спасителя во ад. Когда Господь умер на кресте, тело Его было погребено в пещере, а душой он спустился в ад, откуда вывел всех праведников, ожидавших Его. До этого момента, согласно православному вероучению, рай был закрыт для человека. Все умершие, и грешники, и праведники, попадали в ад. Конечно, праведники не страдали. Находясь в особом месте, называемом ложем Авраамовым, они ждали пришествияТого, Кто выведет их из ада, сломает все замки и запоры, откроет человечеству путь в Царствие Небесное.

И Господь оправдал эти надежды. Он принес Себя в жертву за всех, кто живет на земле, жил когда-то или родится в будущие времена. Он – наш Искупитель. Он искупает нас от власти греха, дает силы бороться с грехом.

Вознесение Господне

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель. Вокруг фигуры возносящегося Господа круг славы, который поддерживают ангелы. В центре на фоне горы – отпечаток стоп Спасителя. В нижней части те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в белых одеждах по сторонам, ученики. На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа. Он снизойдет в День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.

Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов)

Описание сошествия Святого Духа на апостолов находится в книге Деяний, во второй главе.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

В центральной части праздничной иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине, составленной из фигур дуги, изображены апостолы Петр и Павел. Согласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице.

Ответ в том, что икона являет нам не хронологическое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов – начало христианской Церкви как сообщества всех объединенных верой и стремлением к спасению людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Апостол же Павел вместе с апостолом Петром именуются Церковью первоверховными. За тот колоссальный труд, который они осуществили для распространения веры христианской.

В нижней части дверь, она указывает на затворенную от внешнего мира горницу. На многих иконах в дверном проеме – старец в короне, держащий в руках двенадцать свитков. Это символическое изображение Космоса, то есть всей Вселенной. В руках у апостолов также свитки, а у апостола Павла – книга.

На некоторых иконах изображают и пресвятую Богородицу. На других – не изображают.

Обосновано и то, и другое. Богородица еще раньше была освящена и просвещена Духом Святым. Поэтому не Нее не сходи Святой Дух в этот день. Но духовное единение, которое было между Пречистой Девой и учениками Иисуса Христа, велит в День рождения Церкви изобразить их всех вместе.

Успение Пресвятой Богородицы

В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Слева и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы – фигура Спасителя. В руках Его фигурка младенца – душа Богородицы, родившаяся в мире духовном.

Спаситель окружен сферой славы, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богоматери. Это не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Согласно Священному Преданию, святая равноапостольная императрица Елена по поручению своего сына – равноапостольного Константина Великого – отправилась в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что потомки первых христиан сохранили память о месте, где была Голгофа и гробница Спасителя. Разрушив построенные на святых местах языческие храмы, императрица начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», отрытая отдельно от крестов, а также пещера Гроба Господня. Но на каком из крестов был распят Спаситель? Мимо движется похоронная процессия. И чтобы понять какой крест настоящий, все три креста по очереди кладут с молитвою на умершего. Господь открывает истину, воскрешая покойного.

Именно этот Крест и был торжественно явлен народу 14 сентября 331 года иерусалимским епископом Макарием. На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого особо выделяются святые равноапостольные Константин и Елена.





















Приложение 3


Татьяна Угроватая

Стихотворения для детей о Двунадесятых праздниках

Рождество

Пресвятой Богородицы

Я иду на День Рожденья!

Солнце светит в облаках!

С распрекрасным настроеньем,

С белой лилией в руках

К Богородице Марие

В древний город Назарет.

Интересно, что дарили

По обычаю тех лет?

Может, ткани послушанья?

Или нити чистоты?

Иль родительнице Анне

Ярко-красные цветы?

Я иду на День Рожденья!

Солнце светит в облаках!

В сердце я несу смирение

И цветок любви в руках!



Воздвижение Животворящего Креста Господня

Гора Голгофа..мне не спится..

Копают землю день и ночь.

Здесь византийская Царица..

И я спускаюсь, чтоб помочь.

Летят монеты золотые

На камень пыльный. Здесь Христа

Распяли гордые и злые.

И вот, я вижу три Креста!

Какой из них? Гадать уж поздно-

Лежат в земле четвертый век...

Я слышу где-то скрип повозки,

А в ней умерший человек..

О чудо! К жизни подымает

Креста Господня благодать!

Мертвец воскрес!

Вдруг..голос мамы:

"Проснись, сынок! Пора вставать!"

Вход Господень в Иерусалим

Ослик с длинными ушами

Шел на праздник в Царский град...

Счастье выразить словами

Он не мог, но так был рад

Послужить хотя б немного

Сыну Божьему Христу,

Облегчить Ему дорогу

На Голгофу ко Кресту...

Как торжественно и странно-

Ветви пальмы и цветы...

И кричит народ:"Осанна!"

Может, среди них был ты?

Не твои уста ли пели

Славу в праздничные дни?

Дай же Бог, чтоб не посмели

За любовь сказать: "Распни."

Благовещение

Древний город Назарет

Стал таинственным уделом

Дивный райский первоцвет

Дарит Ангел Чистой Деве..

Та, смиренною душой

Принимает благовестье,

Осеняет Дух Святой

Неневестную Невесту.

Так бывает и у нас

В час сердечного моленья..

Совесть - тихий Божий глас

Благодатных наставлений.

Лишь прими ее совет

В том, что Господу угодно,

И живи 120 лет

Чисто, честно, благородно!

Крещение Господне

Мы на прорубь поспешаем!

Страх и холод гоним прочь!

Вся вода Земного Шара

Освятилась в эту ночь!


Ручейки и океаны,

И озера, и моря

Приобщились светлой тайне

В день чудесный января!


Иисус Христос Спаситель

Входит в реку Иордан,

Пред Владыкою Креститель

И Предтеча Иоанн.


Глас Отеческий о Сыне..

Белый голубь- Дух Святой...

Зло повержено! Отныне

Грех не властен над душой!

Рождество Христово

Свет свечей и запах ели...

Снег пушистый за окном..

Вижу я, как в колыбели

Спит Младенец сладким сном.


Так лицо Его сияет!

Он и Бог, и Человек.

Тайну Троицы являет

Сын, Рожденный прежде век.


Вифлеемскою пещерой

Стал наш дивный светлый храм.

Помолюсь Марие Деве:

"Так хочу быть ближе к Вам!"


Вот бы в жизни мне светила

Путеводная звезда..

И сказал Спаситель тихо:

"Я с тобой, мой друг, всегда!"

Введение Пресвятой Богородицы

во Храм

Мне знакомы три дороги-

В Церковь, в садик и домой!

Я друзей имею много,

Но мне хочется порой


Быть свечой или лампадой,

Чтоб любовью всех согреть!

Мне совсем немного надо-

Лишь бы Богу песни петь!


И ступенька за ступенью

Подниматься к высоте

В послушании, смиреньи,

И в сердечной простоте..


Как трехлетняя Мария

Жить с улыбкой на устах

Воле Божьей покориться,

И усердным быть в трудах!

Сретение Господне

Седовласый древний старец

Жил на свете триста лет.

Он хранил одну лишь тайну -

Что покинет белый свет

В тихий день чудесной встречи

С Тем, Кто жизнь всем даровал.

Годы таяли, как свечи..

Симеон все жил и ждал...

Как-то утром, в Божьем храме

Встретил Матерь и Дитя.

Бога раб узрел очами,

В Нем спасенье обретя!

В жизни встреч бывает много,

Сердце к главной уготовь -

Здесь узнать Живого Бога -

Несказанную Любовь!

Вознесение Господне

Священник в белом облаченьи

Читает праздничный канон...

Сегодня славим Вознесенье-

Восшел на гору Елеон

Спаситель мира, взяв с Собою

Возлюбленных учеников..

И тихо легкою стопою

Поднялся выше облаков..

И устремив, как дети, взоры,

За Ним летели всей душой..

Но палестинские просторы

Благословив Своей рукой,

Уйдя за грань земного круга

Из поднебесной синевы

Он рек:" Вас не оставлю, други!

Аз с вами, и никто на вы!"


Успение Пресвятой Богородицы

Спели древние маслины

В Гефсимании садах…

Теплый ветер Палестины

Нес, как будто на руках,

Весть о тайне преставленья

Чистой Девы в Божий Рай.

И со всех концов вселенной,

Словно птицы в теплый край

Вмиг апостолы слетелись

К погребальному одру...

Песнь исходную воспели...

В день же третий поутру

Всем вокруг на удивленье

Оказался гроб пустым.

Дева победила тленье -

День Успенья стал святым.

Преображение Господне

Яблоки румяные,

Спелый виноград…

Завтра встану рано я,

Но пойду не в сад.


Поспешим с бабулей

В храм под Божий кров-

Освященье будет

Всех земных плодов!


Лица просветятся

Славой неземной..

Счастлив я признаться:

"Хорошо с Тобой!"


Воспевает Троицу

Наш церковный хор..

Хорошо мне молится

На горе Фавор!

Троица

Вот так чудо из чудес!

В нашем храме вырос лес!

По березовым листочкам

Пробежался ветерок..

А в траве среди цветочков

Я увидел василек,

Опустился на колени

В ароматный пестрый луг-

И запело в сердце лето-

Благодати Божьей Дух!














































Приложение 4


Мастер-класс

«Безопасный декупаж пасхальных яиц»

Изумительно красивые яйца на Пасху без вреда для здоровья.

Для этого способа нам не потребуются никакие красители,всё гораздо проще и быстрее, а результат фантастический!

А для украшения нам потребуются всего-навсего – салфетки, картофельный клейстер или яичный белок.

Салфетки лучше использовать двухслойные, чтобы слой с рисунком был более тонкий.

Салфетки лучше выбирать более мелким рисунком, чтобы рисунок более ровно, без заломов ложился на яйцо.

Выбираем салфетки, готовим фрагменты.

Фрагменты рисунка лучше отрывать от салфетки, а не вырезать ножницами.


Готовим крахмальный клейстер или заменяем его яичным белков. Яичный белок необходимо просто размешать вилкой, но не взбивать.

На сухое, чистое, варёное яйцо прикладываем рисунок и наносим кисточкой немного белка на поверхность салфетки с рисунком. Салфетка с рисунком тут же принимает форму яйца и приклеивается к нему.

Готовые яйца необходимо выложить на подставку, чтобы белок высох. Кстати, клейстер и белок сохнуточень быстро.

Таким способом красить яйца безопасно, быстро и интересно!



























Приложение 5

БЛАНК ОЦЕНКИ ИТОГОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ


Команда

Содержание этапа игры

Баллы


Чтение художественных

произведений

(от 0 до 5 баллов)

Ответ на вопросы – задания

16 заданий вопросов

(каждый правильный ответ 1 балл)

Творческое задание

(плакат)

Название праздничной иконы

(от 0 до 2 баллов)

Презентация итогов капитанами команд

(от 0 до 2 баллов)


1 команда






2 команда






3 команда






4 команда






5 команда






6 команда









ИТОГИ:

1 место:________________________________________ ( ____ баллов)

2 место________________________________________ ( ____ баллов)

3 место________________________________________ ( ____ баллов)


Самая дружная команда

________________________________________ ( ____ баллов)

Самая творческая команда

________________________________________ ( ____ баллов)

Самая активная команда

________________________________________ ( ____ баллов)


Председатель жюри: Заведующий библиотекой МАОУ «Видновская гимназия» - _______________

Члены жюри:

Методист МАОУ «Видновская гимназия» - __________________________

Педагог – организатор МАОУ «Видновская гимназия» - ________________

Учитель ОРКСЭ МАОУ «Видновская гимназия» - _____________________