Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка
Комплекс физкультминуток для 1- 2 классов
Кириллова Ольга Сергеевна ,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка
Липецк, 2016 г.
Пояснительная записка.
забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества» В.А.Сухомлинский
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры он воспитывается и развивается. Что же это такое - физкультминутки для школьников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании так как, судя по статистике, лишь малая часть детей относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому из нас, необходимо учитывать, что присутствующий на занятии ребенок, как правило, не здоров. Усугубление состояния здоровья связано с особенностями современного образовательного процесса: интенсификацией обучения, снижением двигательной активности, кабинетной системой обучения, увеличением нервно-психической нагрузки на ребенка. Я уверена, что каждый педагог на своем уроке или занятии может много сделать для изменения проблемы здоровья детей. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, на занятиях используются оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Физкультминутки проводятся на каждом занятии. Время начала физкультминутки определяется самим педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута занятия. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 4х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Физкультминутки ориентированы на младший и средний школьный возраст.
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Цель данной разработки обобщить и систематизировать материал о физкультминутках и создать методическое пособие для педагогов центра.
Основная часть:
Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Различных физкультминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физкультминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь со школьниками,
Существует несколько видом классификации физкультминуток . Мы с вами рассмотрим несколько из них.
Согласно первой классификации они делятся на:
1. Физкультминутки - разминки ( двигательно – речевые)
Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
2. Упражнения для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!
Очень интересны детям электронные физкультминутки для глаз. Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.
3. Пальчиковая гимнастика.
Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физкультминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.
4. Релаксационные упражнения
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Согласно второй подразумеваются:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Я буду придерживаться классификации № 1 т.к. она более адаптированна для нашего центра
Требования к проведению физкультминуток:
комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;
предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
для каждого класса необходимо выработать 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Комплексы физкультминуток.
Физкультминутки для 1- 2 классов.
Возраст 7-8 лет характеризуется подвижность, любознательность, конкретность мышления, большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо – вот. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей
1. Физкультминутки - разминки ( двигательно – речевые)
Для проведения данных физкультминуток дети должны встать, выйти из за парт и отойти друг от друга на расстоянии вытянутой руки. . Они проводятся после умственной работы для снятия локального и общего утомления.
№1. Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(покружиться)
№2 Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть опять
(соответствующие движения)
№ 3 Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
№4 «Осень»
Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели (присесть, взмахивая руками)
Дунул ветерок –( встать, взмах руками вперед;)
И мы полетели. (легкие взмахи руками;)
Летели , летели. (легкие взмахи руками;)
И на землю тихо сели. (медленно присесть.)
№ 5
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
2. Упражнения для глаз.
Проводится в целях предупреждения нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Зарядка проводится сидя за партами в удобной для детей позе. После долгого чтения или монотонной работы с мелкими предметами.
№1
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
№2 Работа с расположенными на стенах кабинета карточками.
На карточкам мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т. д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). по просьбе учителя дети выполняют ряд заданий:
-отыскать на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку;
-находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук;
- составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т. д.
№ 3 Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.
Раскрашивание
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
№ 4 Рисование носом
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Воспитатель может конкретизировать задания в соответствии с темой занятия)
3. Пальчиковая гимнастика.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Зарядка проводится с детьми сидящими за партами, руки детей должны лежать на парте. Зарядка проводится после долгого письма.
№1 «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки,
(показать кулачки)
Иголочки,
(вытянуть указательные пальцы вверх)
Шарики-фонарики,
(пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)
Зайчики
(указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)
И свечки,
(соединить ладони рук)
Звёзды,
(растопырить пальцы рук)
Человечки.
(указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)
-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
№2Хлебушек»
Бублик, (большой и указательный пальцы образуют круг),
Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг),
Батон (большой и безымянный)
И буханку (большой и мизинец)
Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)
Испек спозаранку.
№3 Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
№4
Вырос у нас чесночок, Дети поочередно
Перец, томат, кабачок, соединяют пальчики
Тыква, капуста, картошка, обеих рук.
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали. Две руки протягивают вперед.
Квасили, ели, солили, Жмут, едят, солят.
С дачи домой увозили. Крутят руль.
Прощай же на год Машут руками, как бы
Наш друг огород. прощаясь.
4.Релаксационные упражнения.
Система релаксационных упражнений для детей школьного возраста дает возможность переключиться с негативных эмоций на позитивные, снять мышечный и эмоциональный зажим, просто расслабиться. Этот вид физкультминуток лучше проводит в группе продленного дня чтобы дети могли удобно устроится.
№1“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
№2 “Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
№3 Драгоценность”
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче. Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
№ 4“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Список использованной литературы
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.
2. Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие. - 2-е изд. Испр и доп. - Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004.
3. Н.Г. Метельская:100 Физкультминуток на логопических занятиях. Москва: 2006
4. Школа Физкультминуток 1-4 классы // ВАКО.,2014
5. Анна Диченскова. Физкультминутки пальчиковые игры в начальной школе – Москва: Феникс, 2014