Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Профессиональное училище № 16»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конкурса профессионального мастерства « Лучший продавец 2020»
для обучающихся по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир
2020
| «Утверждаю»____________ А.С. Тормозаков, зам. директора по УПР ГБПОУ РХ ПУ-16 ____________________2020 г. |
Положение
об училищном конкурсе профессионального мастерства
среди обучающихся 4технической группы
«Лучший продавец 2020 года»
Общие положения
Организатором конкурса профессионального мастерства обучающихся является ГБПОУ РХ «Профессиональное училище № 16»
Настоящее Положение разработано в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования и на основании государственных образовательных стандартов СПО по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цель конкурса:
Развитие профессионального мастерства и творческого потенциала обучающихся ГБПОУ РХ ПУ-16, формирование ключевых профессиональных компетенций, повышениепрестижа профессии в современных условиях, выявление лучшего по профессии.
2.2. При проведении конкурса решаются следующие задачи:
- внедрять в образовательный процесс современные практикоориентированные технологии;
- воспитывать у обучающихся интерес к изучаемой профессии, ориентации на дальнейшее самосовершенствование и развитие творчески активной личности;
- стимулировать деятельность мастера производственного обучения и обучающихся в повышении профессионального мастерства.
3. Участники конкурса
3.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся 1 курса 4 технической группы, освоившие первоначальные умения и навыки по профессии 38.01.02.Продавец, контролер-кассир.
3.2. Участники конкурса должны иметь спецодежду.
4. Организация и проведение конкурса
4.1. Конкурс проводится в два этапа: 1 - теоретический и 2 - практический.
1.1.викторина;
1.2. решение тестового задания;
2.1.решение торговых ситуаций по карточкам заданий.
2.2.реклама товара.
4.2. Дата проведения 25 марта 2020 года.
4.3. Место проведения – кабинет № 11.
5. Содержание и порядок проведения конкурса
5.1. Викторина проводится по предметам профессионального цикла в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и включает проверку знаний, обучающихся по дисциплинам:
- Розничная торговля непродовольственных товаров;
- Розничная торговля продовольственными товарами;
- Организация и технология розничной торговли;
- Санитария и гигиена;
- Закон о защите прав потребителя;
Время проведения викторины 15 минут. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл.
5.2.Решение тестового задания - время проведения 15 минут.
5.3. Решение торговых ситуаций в соответствии с Законом «О защите прав потребителя». 15 минут
5.4. Реклама предложенного товара. 25 минут
6. Состав жюри
6.1 Председатель – Тормозаков А.С. заместитель директора по УПР ГБПОУ РХ ПУ-16
6.2. Члены жюри:
- Матвеева О.В., зам. дир. по УВР
- Медведева Л.С. - мастер производственного обучения.
- Сафьянова И.В.- преподаватель спецдисциплин, председатель ПЦК.
- Сыргашева Р.И., зам. дир. по УМР
7. Порядок проведения конкурса
7.1. Все этапы конкурса проводятся в 11 кабинете «Товароведение» ГБПОУ РХ ПУ-16.
Конкурс проводится в один день:
- Открытие конкурса (приветствие председателя жюри и членов оценочной комиссии к участникам конкурса). (2 минуты)
- Жеребьёвка участников. (1 минута)
- Перед началом конкурса проводится инструктаж участников по охране труда с регистрацией в журнале инструктажей. (3 минуты)
- 1 этап - теоретический в виде викторины, решение тестов; (30 минут)
- 2.этап – практический решение торговых ситуаций по карточкам заданий.
реклама предложенного товара. (40 минут)
- Подведение итогов, объявление победителей и призёров конкурса. (4 минуты)
8. Подведение итогов конкурса
8.1. Победители конкурса профессионального мастерства определяются членами жюри по наибольшей сумме баллов за выполнение конкурсных заданий. Итоги подводятся в сводной ведомости. При равном количестве набранных баллов, предпочтение отдаётся практическому этапу.
8.2. Каждый член жюри составляет оценочную ведомость выполнения заданий и сдаёт её в счётную комиссию для обработки данных и подведения итогов конкурса.
8.3. Итоги конкурса объявляются приказом по училищу.
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
8.4. Итоги конкурса рассматриваются и анализируются в ПУ № 16 с целью выработки мер по улучшению качества профессионального обучения обучающихся.
Приложение 1.
1 этап
Викторина конкурса профессионального мастерства по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Вопросы
1. Изготовление, какого продукта, в соответствии с поговоркой, никогда не удается с первой попытки? 1. Первый блин комом.
2. Что можно приготовить из молока? 2. Кефир, сметану, творог, масло, сыр, йогурт.
3. Какие орехи человек с давних пор употребляет в пищу? 3. Фундук, фисташки, миндаль, арахис, кедровые, грецкие орехи, кокосы.
4. Какой итальянский город подарил миру пиццу? 4. Неаполь.
5. Какой овощ пришел в Европу из Перу? 5. Картофель.
6. Как называется горячий напиток, который долгое время заменял россиянам и чай, и кофе? 6. Сбитень.
7. Отваром, какого растения останавливают кровотечение, заварив как чай? 7. Крапива.
8. Как называется полный набор столовой или чайной посуды? 8. Сервиз.
9. Как называется кушанье из мелких кусочков мяса, рыбы или овощей? 9. Рагу.
10. Однолетнее травянистое огородное растение, употребляемое в качестве приправы. 10. Укроп.
11. Ломтик, какого плода перед обедом снижает аппетит и в конечном итоге позволяет выглядеть стройнее? 11. Ананас.
12. Как называется овощ, пюре из которого добавляют в тесто для приготовления «красной лапши»? 12. Морковь.
13. Трудно поверить, но за разглашение секрета такого лакомства кондитеру Карла Английского грозила смертная казнь. 13. Мороженое.
14. В воде родится, а воды боится. 14. Соль.
15. Назовите самый популярный вид холодной закуски. 15. Бутерброд.
16. Как называется национальное русское блюдо, которое в словаре определяется как «маленькие пирожки с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде»? 16. Пельмени, вареники
17. Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского слова «голова». 17. Капуста
18. Как называются шоколадные конфеты с разными начинками? 18(ассорти)
19. К какому виду конфет относятся конфеты «Золотой ключик»?19(ирис)
20. Как называется кондитерское изделие мелких размеров, округлой формы? (драже)
21.Эти орехи имеют форму полумесяца (кешью)
22.Как называют инжир? (винная ягода)
23.Какие тропические плоды поступают в продажу только сушеными? (финики)
24.Сорт груш с названием как у карамели и сладкого напитка (Дюшес).
Приложение 2.
Решение тестового задания конкурса профессионального мастерства по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
1. Выберите правильные ответы:
1. Место нахождения «книги отзывов и предложений» в торговых предприятиях в соответствии с «Правилами торговых предприятий»
а) кабинет директора предприятия
б) бухгалтерия
в) торговый зал
2. Документ, которым определяется товарный профиль (тип) торгового предприятия
а) устав
б) лицензия
в) договор
3. Виды полужесткой тары:
а) ящики, банки
б) кульки, мешки
в) картонные коробки, корзины
4. Виды стационарной торговой сети:
а) магазины, палатки
б) магазины, киоски, ларьки
в) магазины, авто-магазины
5. Сроки приемки скоропортящихся товаров
а) 24 часа
б) 10 дней
в) не позднее 48 часов после поступления
6. Виды розничной торговой сети
а) государственная, частная, смешанная
б) стационарная, передвижная, посылочная
в) оптовая и розничная
7. К какому ассортименту относятся следующие товары:1) поваренная соль, 2) хозяйственное мыло
а) вкусовые продукты; 1
б) приправы;
в) дезинфицирующие;
г) СМС.2
8. Из каких элементов состоит торговая надбавка:
а) издержки обращения
б) прибыль торговли
в) налоги
г) себестоимость товара
д) потребительская стоимость
9. Какие из перечисленных вариантов вы считаете нарушениями?
а) не выдан чек покупателю
б) выдан чек молча
в) не обслужен покупатель, так как отключена электроэнергия
г) не обслужен покупатель так как поломана касса
д) на чеке нет всей информации о предприятии
10. Виды сопутствующих товаров для обуви:
а) пуговицы, нитки, клей, молоток
б) набойки, вкладные стельки
в) спички, пакеты, крышки
2. Задание: дайте определения следующим понятиям:
1. КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫЕ МАШИНЫ –это________________________
2. ПРОДАВЕЦ –это _________________________________________________
3. АССОРТИМЕНТ ТОВАРА –это_____________________________________
4. МАГАЗИН –это__________________________________________________
5.МАРКИРОВКА – это______________________________________________
6. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ – это_______________________________
3. Задание: вставьте пропущенные слова
1. Потери товаров, вызванные физико-химическими свойствами (усушка, раструска и распыл, раскроша, утечка, розлив), которые приводят уменьшению их массы и объем - это __естественная убыль___________________.
2. Период, в течение которого свойства товара, указные в нормативной или технической документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий хранения) – это ______________________.
3.________________________ - изделие для размещения продукции.
4. ________________________ - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью
Приложение 3
2 этап
конкурса профессионального мастерства по профессии:
«Продавец, контролер – кассир»
«КТО ПРАВ?»
Условия конкурса: вашему вниманию представлены различные ситуации необходимо за отведённое время предоставить, правильные варианты разрешения ситуации.
Конкурс оценивается 10 баллов(1 ситуация-2 балла), 1 ошибка минус 1 балл (если ответ дан не точно или не в полной мере). В случае, когда конкурсант раньше установленного времени ответит на все ситуации – добавляется ещё 1 балл. Время – 5 минут (1 ситуация – 1 минута).
СИТУАЦИЯ №1 И.В. Стройнов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция на корейском, японском и китайском языках. Фирма предложила покупателю сделать перевод за 150 рублей.
Правы ли действия работников фирмы? Расскажите права покупателя.
СИТУАЦИЯ №2 Покупательница приобрела холодильник, который сломался на десятый месяц гарантии. Она сдала его в гарантийную мастерскую, где из-за отсутствия запчастей холодильник ремонтировали 6 месяцев. А потом потребовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок закончился.
Кто прав в этой ситуации? Докажите это.
СИТУАЦИЯ №3 Покупатель купил в магазине банку цейлонского чая и подарочный пакет. Через два часа вернулся и попросил взять товар назад и вернуть деньги. Заведующий секцией отказался вернуть деньги.
Прав ли он? Ваши действия в качестве заведующего секцией.
СИТУАЦИЯ №4 Покупатель Чижов купил в магазине 10 марта полуботинки без примерки для сына стоимостью 850 рублей. Позднее, 23 марта этого же года он обратился к директору магазина с требованием обменять товар, ссылаясь на то, что они не подошли сыну по размеру.
Каковы действия директора магазина в данной ситуации?
СИТУАЦИЯ №5 Покупатель Дунцова купила в магазине 5 мая пакет с пшеничной мукой в фабричной упаковке весом 2 кг. 7 мая она пришла в магазин и попросила обменять этот пакет на другой весом 3 кг. Однако директор магазина отказалась удовлетворить просьбу покупательницы.
Как должен поступить в данной ситуации продавец?
Ситуация N 6
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей
в торговый зал.
.Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация N 7
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50
рублей. Кассир объявил, что это его деньги.
Прав ли кассир?
Ситуация N 8
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.
Правильно ли поступил продавец?
Ситуация N 9
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства. Продавец отказал. Прав ли продавец?
Ситуация N10
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки. С покупателя была взята плата за хранение. Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация N 11
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон
колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности.
Прав ли продавец?
Ответы к заданиям.
1. Выберите правильные ответы:
1. Место нахождения «книги отзывов и предложений» в торговых предприятиях в соответствии с «Правилами торговых предприятий»
а) кабинет директора предприятия
б) бухгалтерия
в) торговый зал
2. Документ, которым определяется товарный профиль (тип) торгового предприятия
а) устав
б) лицензия
в) договор
3. Виды полужесткой тары:
а) ящики, банки
б) кульки, мешки
в) картонные коробки, корзины
4. Виды стационарной торговой сети:
а) магазины, палатки
б) магазины, киоски, ларьки
в) магазины, авто-магазины
5. Сроки приемки скоропортящихся товаров
а) 24 часа
б) 10 дней
в) не позднее 48 часов после поступления
6. Виды розничной торговой сети
а) государственная, частная, смешанная
б) стационарная, передвижная, посылочная
в) оптовая и розничная
7. К какому ассортименту относятся следующие товары:1) поваренная соль, 2) хозяйственное мыло
а) вкусовые продукты; 1
б) приправы;
в) дезинфицирующие;
г) СМС.2
8. Из каких элементов состоит торговая надбавка:
а) издержки обращения
б) прибыль торговли
в) налоги
г) себестоимость товара
д) потребительская стоимость
9. Какие из перечисленных вариантов вы считаете нарушениями?
а) не выдан чек покупателю
б) выдан чек молча
в) не обслужен покупатель, так как отключена электроэнергия
г) не обслужен покупатель так как поломана касса
д) на чеке нет всей информации о предприятии
10. Виды сопутствующих товаров для обуви:
а) пуговицы, нитки, клей, молоток
б) набойки, вкладные стельки
в) спички, пакеты, крышки
2. Задание: дайте определения следующим понятиям:
1. КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫЕ МАШИНЫ –это_машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
2. ПРОДАВЕЦ –это профессия, специальность, человек или организация, которая продаёт что-либо (товар, услугу и так далее). Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу.
3. АССОРТИМЕНТ ТОВАРА –это_состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассортимент: ассортимент услуг — набор услуг, предлагаемых потребителям.
4. МАГАЗИН –это предприятие розничной торговли, размещённое в стационарном здании, оборудованном для продаж товаров и оказания услуг._
5.МАРКИРОВКА – это_текст, условное обозначение или рисунок нанесенный на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств.
6. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ – это процесс передачи товаров конечным потребителям, на котором завершается процесс обращения товара, а товар поступает в сферу потребления.
3. Задание: вставьте пропущенные слова
1. Потери товаров, вызванные физико-химическими свойствами (усушка, раструска и распыл, раскроша, утечка, розлив), которые приводят уменьшению их массы и объем - это естественная убыль.
2. Период, в течение которого свойства товара, указные в нормативной или технической документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий хранения) – это срок годности.
3. Торговое оборудование - изделие для размещения продукции.
4. Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью