В»Методическая разработка конкурсно- игровой программы «Приключения юных космонавтов»
Тема: 12 апреля- День космонавтики
Цель: привлечение внимания ко дню первого полёта человека в космос через активные формы проведения мероприятий.
Задачи:
- расширение исторических знаний и представлений о космонавтике и космосе;
- развитие творческих, познавательных и интеллектуальных способностей;
- воспитание командного духа, взаимоуважения в команде.
Участники: обучающиеся 3-4 классов
Количество: 3-4 команды по 10-15 человек
Оборудование: набор лего или любой конструктор большого размера, бланки с вопросами для викторины «Космос и человек» (3-4 шт.) (Приложение 1), наборы пазлов для конкурса «Звездный калейдоскоп» (3-4 шт.) (Приложение 2), спортивный инвентарь для конкурса «Космическая база»- скакалка (3-4 шт.), кегли (3-4*4 шт.), обруч (3-4 шт.), кубики в обручи (по количеству участников), 3-4 комплекта материалов конкурса «Конструкторское бюро»- клей ПВА, фломастеры, степлер со скобами, ножницы, линейка, простой карандаш, набор цветной бумаги и картона, туба от скотча, листы бумаги для игры «Авиаконструктор», бланки Протоколов для экспертов (Приложение 3)
Ход программы
Ведущий: Добрый день, дорогие участники! Все готовы к играм и конкурсам? Тогда начинаем.
Звучит воодушевляющая музыка. Участник в центре зала конструирует космический корабль. Выходят остальные участники, с удивлением смотрят на участника, строящего корабль из лего. Встают полукругом.
1: ……, что ты делаешь? У нас ребята в зале собрались, а ты решил детство вспомнить?
2: Я космический корабль строю. Вот мне всегда было интересно что там…..за облаками….как земля сверху выглядит…есть ли другие живые планеты…
3: Давным- давно некоторые мыслители предполагали, что существует и другой мир населённый такими же людьми, как и мы.
4: Именно поэтому люди пытались подняться вверх и узнать тайну неба. И это свершилось.
5: В обычный весенний день 12 апреля 1961 года произошло то, о чём мечтали многие поколения людей. Был осуществлён полёт в космос, космонавтом номер один. Им стал наш советский лётчик - испытатель Юрий Алексеевич Гагарин.
6: Космос всегда был интересен. Ещё бы! Там столько тайн и загадок.
1: А ещё космос - это кометы с горящим хвостом, удивительные планеты и яркие звёзды, сверкающие в темноте….
2: Ребята, а вы хотели бы хотя бы на чуть-чуть стать космонавтами и прикоснуться к вселенной? (Ответ детей)
Все вместе: Добрый день!
3: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Мы Вас приглашаем отправиться с нами в путешествие, но не простое, а космическое.
4: Сегодня вас ждут приключения юных космонавтов.
5: Для этого нам нужно разделиться на экипажи и придумать им название. (Деление на команды, придумывание названия команды в соответствии с тематикой)
Ведущий : Поприветствуем наших кураторов: (1,2,3,4)……(Звучат имена кураторов, куратор машет рукой)
Технических помощников: (5)…….(Звучат имена технических помощников, помощник машет рукой)
Экспертов: (6) ……(Звучат имена экспертов, эксперт машет рукой)
Конкурсно- игровая программа
Ведущий: Итак, наша программа начинается.
Конкурс 1. Викторина «Космос и человек»
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей. Какие же удивительные факты еще связаны с космосом?
Сегодня мы говорим о космосе, поэтому все вопросы викторины посвящены этой теме. Каждая команда получает лист с вопросами. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Конкурс 2.Звездный калейдоскоп
Космос — это необъятное пространство, полное загадок и чудес. Его изучение позволяет нам лучше понять устройство Вселенной и наше место в ней. Ученые разгадали некоторые загадки и выяснили, что в нашей солнечной системе расположены…..сколько планет? (ответы детей) (8 планет). Каждая из них своеобразна, уникальна и прекрасна. В центре этой системы находится самая большая звезда….какая? (Ответы детей) (Солнце).
И сегодня мы сможем взглянуть на некоторые из них поближе.
Каждая команда получает набор пазлов. Необходимо добежать до стула, взять одну деталь пазлов, вернуться и отдать деталь куратору. Бежит следующий участник, выполняет те же действия. Когда перенесены все детали, команда за столом собирает пазл. Команда, собравшая первой, получает наибольший балл, следующая команда на 1 балл меньше и так далее.
Конкурс 3.Космическая база
В космосе очень важно выполнять все инструкции правильно, иначе не избежать беды. Космонавты должны быть сильными, ловкими и выносливыми, чтобы комфортно чувствовать себя в невесомости. Тренировки включают в себя множество видов спорта, среди них лёгкая атлетика, плавание, парашютный спорт, прыжки в воду, спортивная гимнастика и лыжи.
Сейчас мы с вами пройдем курс подготовки для полета в космос.
Перед вами разложены предметы. Участники по очереди преодолевают препятствия, берут предмет и переносят в свою команду. Команда, выполнившая задание первой, получает наибольший балл, следующая команда на 1 балл меньше и так далее.
Полоса препятствий: обойти по очереди кегли, прыгнуть 3 раза через скакалку, добежать до обруча, взять кубик, вернуться к команде, передать эстафету следующему участнику.
Конкурс 4.Конструкторское бюро
Сергей Королёв и Юрий Гагарин стояли у истоков первого пилотируемого полёта в космос. Сергей Королёв — основоположник практической космонавтики, первый Главный конструктор ракетно-космической техники в стране. Под его руководством были запущены первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, первый искусственный спутник Земли, осуществлены полёты космических кораблей «Восток» и «Восход». Также были созданы первые автоматические межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс» и другие, разработан проект космического корабля «Союз». И вы сейчас сможете немного стать конструкторами космических кораблей.
Каждой команде выдается набор подручных материалов. Вам необходимо построить космический аппарат любой модели, любой конструкции, можете его разукрасить. Но время ограничено- 10 минут. Оценивается по 5-тибальной системе.
(На столах разложены наборы для конструирования)
Ведущий: Наши эксперты уходят для подведения итогов, а нас с вами ожидает игра «Авиаконструктор»
Подведение итогов
Игра «Авиаконструктор»
Ведущий: Как вы думаете, построить летательный аппарат сложно? (Ответы детей)
А вы уже умеете делать один из них. Это самолетик из бумаги. И сейчас мы проведем с вами небольшой конкурс «Авиаконструктор».
Каждый участник изготавливает самолетик, на крыле самолета пишем фамилию и имя, запуск производится одновременно всех участников команды. Каждая команда запускает отдельно. В каждой команде выбирается победитель, чей самолет улетел дальше всех. Среди победителей проводится еще один тур конкурса.
(Детям выдаются листы бумаги)
Награждение участников конкурсно- игровой программы и победителя игры «Авиаконтруктор».
Приложение 1
Викторина «Космос и человек» Название команды______________________ 1.Назовите самую близкую к Земле звезду. _________________________________________ 2.Назовите самого первого в истории человечества космонавта. ____________________ 3.Назовите самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля. ___________________________________________________________ 4.Спецодежда космонавта.________________________________________________________________ 5. Какого числа отмечается день космонавтики?________________________________ |
Викторина «Космос и человек» Название команды______________________ 1.Назовите самую близкую к Земле звезду. _________________________________________ 2.Назовите самого первого в истории человечества космонавта. ____________________ 3.Назовите самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля. ___________________________________________________________ 4.Спецодежда космонавта.________________________________________________________________ 5. Какого числа отмечается день космонавтики?________________________________ |
Викторина «Космос и человек» Название команды______________________ 1.Назовите самую близкую к Земле звезду. _________________________________________ 2.Назовите самого первого в истории человечества космонавта. ____________________ 3.Назовите самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля. ___________________________________________________________ 4.Спецодежда космонавта.________________________________________________________________ 5. Какого числа отмечается день космонавтики?________________________________ |
Викторина «Космос и человек» Название команды______________________ 1.Назовите самую близкую к Земле звезду. _________________________________________ 2.Назовите самого первого в истории человечества космонавта. ____________________ 3.Назовите самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля. ___________________________________________________________ 4.Спецодежда космонавта.________________________________________________________________ 5. Какого числа отмечается день космонавтики?________________________________ |
Приложение 2
Марс Земля
Плутон Сатурн
Приложение 3
Протокол регистрации результатов
конкурсно- игровой программы «Приключения юных космонавтов»
Дата:_________________________
Команда | Конкурсы | Итого |
Викторина «Космос и человек» (1 балл за правильный ответ) | Звездный калейдоскоп (первая команда получает __ балла, далее по уменьшению) | Космическая база (первая команда получает __ балла, далее по уменьшению) | Конструкторское бюро (5 баллов- оригинальность, надежность, яркость, техническая задумка, аккуратность) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Члены жюри: _______________________ ______________________________
_______________________ ______________________________