Областной этап Всероссийского конкурса
«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка
Конспект внеклассного занятия: «Наши верные друзья на улицах и дорогах»
Номинация: «Классный наставник безопасности дорожного движения»
Автор-составитель: Музлакова Т.Н.
учитель начальных классов, МОБУ «ООШ №9»
2024 год
Пояснительная записка
Актуальность дорожно-транспортного травматизма является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Данная методическая разработка мероприятия направлена на пропаганду среди ребят Правил дорожного движения Российской Федерации и привитие навыков безопасного поведения движения на улицах и дорогах.
Возраст участников: обучающиеся 1 класса
Цель работы: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотных участников дорожного движения;
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.
Ожидаемый результат:
повышение правовой культуры участников дорожного движения;
привлечь внимание детей к правилам дорожного движения.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей и педагогов.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения.
Область применения: уроки по изучению ПДД, внеклассные занятия, занятия в пришкольном лагере, детских центрах.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), и индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей)
Ход занятия:
1.Организационный момент
Утро начинается, начинается
Город просыпается, просыпается.
По дорогам побежали
И мотором заурчали
Автобусы, машины –
Резиновые шины.
Раз, два – город,
Три, четыре, пять –
По улицам опять
Твоим идем гулять!
Знание правил дорожного движения будем закреплять!
Утро начинается, начинается
Город просыпается, просыпается.
По дорогам побежали
И мотором заурчали
Автобусы, машины –
Резиновые шины.
Раз, два – город,
Три, четыре, пять –
По улицам опять
Твоим идем гулять!
Знание правил дорожного движения будем закреплять!
2.Стадия вызова
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Пойми меня». Вы должны отгадать, какое слово я загадала.
-Она очень опасна. Когда она наступает, то угрожает жизни и здоровью многих людей. Она возникает во время бурь, ураганов, наводнений, землетрясений, войн, аварий, пожаров… (чрезвычайная ситуация)
-Эта часть улицы предназначена для движения автобусов, машин, трамваев, троллейбусов. (проезжая часть)
-Перед дорогой он останавливается. Когда он переходит дорогу, то сначала смотрит налево, потом направо; он должен двигаться по тротуару с правой стороны, не толкаться. (пешеход)
-Им пользуются, когда хотят перейти дорогу. Они бывают подземными и надземными. Его часто называют «зеброй». (пешеходный переход)
-Их нужно знать и соблюдать. О них нам напоминают дорожные знаки и сигналы. Из-за их нарушений случаются дорожные происшествия. (правила дорожного движения).
-О каком верном друге на улицах и дорогах говорится в загадке?
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Откроет красный глаз:
«Ни с места! Съем сейчас!»
Откроет желтый глаз:
«Предупреждаю вас!»
Мигнет зеленым глазом-
И всех пропустит разом! (Светофор)
3.Стадия осмысления
-А знаете ли вы, почему светофор светофором назвали?
Учитель читает текст Г. Юрмина «Почему светофор светофором назвали?»
В самом деле, почему?
Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор».
Ну «свет» и есть свет. А «фор»?
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель»- как будет угодно. А все вместе- «светофор» — значит, «носитель света», «несущий свет».
Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов; красного, желтого и зеленого.
Вот почему «светофор».
Учитель показывает рисунок с трехцветным светофором и спрашивает: «Что должны делать участники дорожного движения по этим сигналам?» Ответы детей.
-Приготовьте картонные кружочки и будьте готовы отгадать загадки.
Дети не называют отгадку, а показывают кружочек нужного цвета.
Он идти не разрешает
И меня не удивляет.
Возле «зебры» мы стоим,
И за светом мы следим.
(Красный сигнал светофора)
Вот моргнул он очень мило,
Словно солнышко, игриво
Засияло все кругом.
Мы стоим и не идем.
(Желтый сигнал светофора)
Вот зажегся самый милый-
Нам нельзя стоять уныло.
И пошли мы всей гурьбой,
Кто куда, а я домой.
(Зеленый сигнал светофора)
-Скажите еще раз, что означает красный (желтый, зеленый) цвет светофора. (красный-стой! Желтый-приготовься! Зеленый-иди!)
-Для пешеходов на перекрестках устанавливают специальные светофоры. Кто видел такие светофоры? (Учитель показывает рисунок) Что обозначают эти сигналы? («красный человечек» означает «стойте», «зеленый человечек» означает «идите».)
4.Физкульминутка
Игра «Светофор»
У учителя кружки красного, желтого и зеленого цветов.
Когда учитель показывает круг красного цвета, дети должны стоять тихо; когда учитель показывает желтого цвета, то ученики должны похлопать в ладоши, когда учитель показывает круг зеленого цвета, то ученики должны маршировать на месте.
Ученик, который допустит ошибку, выбывает из игры. Выигрывают дети, которые внимательны и не допустили ошибок.
(Во время игры движения можно менять.)
5.Стадия осмысления
Учитель читает сказку Т. Александровой «Трехцветник».
Жил был маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала зеленым глазом налево, красным- направо, а потом желтыми глазами туда и сюда.
Стоит и смотрит день и ночь. А мимо едут машины-большие, средние, маленькие; идут или бегут люди- маленькие, большие или средние.
Светик заметил, что и машины, и люди больше всего рады зеленому свету.
Посмотрит Светик зеленым глазом- сразу же машины и люди весело и бодро двигают колесами или ногами. У кого что есть. Посмотрит красным- все останавливаются в нетерпении, дают задний ход, фырчат и ворчат.
-Идите, бегите, мчитесь! - радостно сообщал Светик всем, кому светил зеленым глазом. А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:
-Подождите, потерпите, уступите! Через миг я и вам зажгу зеленый свет.
И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут.
И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-либо «нет». Особенно если он спешит.
И однажды Светик решил: «Пусть всем будет хорошо! Буду смотреть направо и налево зелеными глазами!»
О! Если бы это произошло, все бы затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Машины налетали бы друг на друга, а люди попали бы под машины!
Но, к счастью, Светик мог смотреть и налево и направо только желтыми глазами. Одни машины остановились на желтый цвет, другие приготовились мчаться, но никто не двинулся с места.
«Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было всех не погубил!»
И опять вместо двух желтых глаз зеленый посмотрел налево:
-Идите, бегите, мчитесь!
А красный направо:
-Подождите, потерпите, уступите!
И одни пошли и поехали, а другие остановились и стали ждать.
-Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», - объяснял Светик осенним листьям, которые кружились около него на ветру.
-О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.
-Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», - говорил Светик снежинкам, которые весело плясали вокруг него и становились то зелеными, красными.
И снежинки тихо соглашались с ним.
А птицы внимательно слушали Светика и кивали головами:
-Да-да! Конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя тепло и спокойно.
-Ребята, а что могло случиться, если бы Светик всем враз посветил зеленым светом?
6.Стадия рефлексии
-Ребята, составьте рассказ о том, как правильно переходить дорогу по светофору.
Вариант рассказа:
Светофоры устанавливают на перекрестке. Если на светофоре загорелся красный свет, то идти, ехать нельзя. Если загорелся желтый свет, то надо приготовиться. После желтого света загорится зеленый, когда горит зеленый свет, то можно идти, ехать.
Дополнительный материал
На перекрестке двух дорог
У края мостовой
Стоит решителен и строг
Железный постовой.
Когда зеленый глаз горит-
Иди свободно,
Путь открыт!
Когда зажжется желтый-
Смотри,
Куда б не шел ты!
Когда же вспыхнет красный-
Остановись!
Опасно! Г. Ладонщиков
Светофор, который командует машинами и людьми, когда начинать движение, а когда стоять, изобрели раньше автомобиля.
Когда на городских улицах не было множества машин и людей возили конные экипажи, чтобы мчащиеся конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрестках и поставили светофоры.
Первый светофор был установлен в английском городе Лондоне. Если бы ты сейчас увидел этот светофор, то не сразу бы понял, что это такое. У первого светофора было всего два цвета- красный и зеленый. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком.
Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен: один не успевал остановиться, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий знак- желтый цвет.
Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цветным стеклам светофора ползла большая черная стрелка. Стрелку переводил регулировщик. Он включал то зеленый цвет, то желтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого светофора.
Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи и аварии на дорогах.
Во всех городах мира светофоры одинаковые- трехцветные. Цветовые сигналы расположены сверху вниз: красный-стой, желтый-приготовься, зеленый-иди.
Современные светофоры- электрические. Они самостоятельно переключают свои огоньки на перекрестках и отдают приказы пешеходам и машинам, когда стоять, а когда двигаться.
Методические советы по организации и изучению правил дорожного движения в образовательных учреждениях
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
1. Учебный процесс:
- проведение занятий и бесед с учащимися в рамках программы по окружающему миру
-изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;
- проведение учебных экскурсий, практических занятий на микроучастке школы;
- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
2. Внеурочная деятельность
- проведение тематических классных часов;
- беседы инспекторов ГИБДД с учащимися;
- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;
- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!";
- обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, произошедших на территории города/района или области;
- проведение бесед с учащимися - нарушителями Правил дорожного движения;
- ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;
- создание и работа отряда юных инспекторов движения.
3. Информационное и материально-техническое обеспечение
- программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
- наличие плана безопасного подхода к ОУ у учащихся школы;
-инструктаж педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей, педагогических советах;
- создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.
4. Работа с родителями (законными представителями)
- обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;
- проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
Список литературы
Айсина Р.М. «Организация работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД)» (18 часов) дополнительная профессиональная образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф документы (4963)
Волков, В.С. Основы расчета систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения: Учебное пособие / В.С. Волков. — СПб.: Лань, 2015. — 144 c.
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу 1-4 класс. В.И. Ковалько. Москва «ВАКО» 2015
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru ), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru ).
«ПДД в начальной школе» Н .В. Елжова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2013.
Тесты «Правила дорожного движения» 3 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2015.
Тесты «Правила дорожного движения» 4 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2015.
Правила дорожного движения 1-4 классы. Занимательные занятия. Автор-составитель С.О. Жатин. Волгоград 2012.
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу 1-4 класс. В.И. Ковалько. Москва «ВАКО» 2015
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru ), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru ).
Приложение 1
Приложение 2