План-конспект урока математики во 2 классе по теме «Числовые выражения»
Цели урока:
познакомить детей с новыми понятиями: «выражение», «значение выражения»;
совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать текстовые задачи в два действия, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками;
развивать познавательный интерес к предмету, мышление, внимание, математическую речь учащихся; воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи:
В сфере личностных УУД:
формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности;
В сфере познавательных УУД:
формировать умение работать с учебными моделями, алгоритмами; формировать логические операции: умение анализировать, синтезировать, сравнивать учебный материал, умение делать выводы;
В сфере регулятивных УУД:
формировать умение сохранять учебную цель; формировать последовательность учебных действий; формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность;
В сфере коммуникативных УУД:
формировать умения полно и четко выражать свои мысли, умело владея речью; формировать умение плодотворного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование: монетки, самовар, раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, выставка книг К. И. Чуковского.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. Не забывает про красивую и правильную осанку.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Молодцы!
- Запишите в тетрадь сегодняшнее число.
2. Устный счет.
- Ребята, для начала проведем с вами небольшую «разминку для ума», т.е. поработаем устно.
- Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
А) Разминка. Весёлый счёт.
- Сколько ушей у трёх котов?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
Решение задачи.
Брату 3 года, сестре 7 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре?
Б) Работа на доске. Прочитайте запись на доске:
30 + 14 30 – 14
Как называются компоненты при сложении, вычитании?
Чем похожи выражения? Чем отличаются? Выполните действия и назовите свои ответы.
В) Расшифровка.
У меня зашифровано слово. Правильно выполнив действия и поставив числа в порядке уменьшения, вы сможете отгадать его.
– Первое слагаемое 89, второе слагаемое 5, чему равна сумма?
– Уменьшаемое 89 вычитаемое 80, найти разность.
– Чему равна сумма чисел 89 и 1?
– Уменьшить 89 на 9.
– Найти разность чисел 89 и 31?
– Найти сумму чисел 31 и 50.
– 60 увеличить на 2.
– Уменьшаемое 31 вычитаемое 20, найти разность.
- Сумма равна 25, первое слагаемое 17, чему равно второе слагаемое.
3. Подготовка к восприятию новой темы (на доске).
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Но самовар не простой, а математический.
Если мы правильно решим примеры, то самовар станет ярким и праздничным.
- Поставьте знаки «+» или «-»; прочитайте записи.
(4*3)*2=5 (2*8)*4=6 (10*7)*5=8 (9*3)*4=10
- Ребята, на ваш взгляд, как можно назвать такие записи, если в них есть и числа, и скобки, и разные математические знаки? (числовыми примерами)
4. Работа над новой темой (весь материал показан с помощью интерактивной доски)
Посмотрите, паутина у нашего Паука тоже не простая, а математическая. Если выполним его задание, то поможем Комару освободить Муху.
Что нужно сделать? (Нужно решить эти примеры, соединив их с ответами)
Как по-другому можно назвать эти записи?(суммы)
Оказывается, эти записи можно назвать ещё и третьим способом: это числовые выражения. Кто догадался, почему? (т.к. в их записи использовались разные числа)
(Дети читают с доски тему урока)
- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что такое «числовое выражение».
Что можно назвать числовым выражением?(Числовым выражением называют математическую запись, в которой используются числа и знаки) Вы были близки, когда говорили о «числовых примерах»? (да)
Прочитайте все числовые выражения Паука.
38 – 18 25 + 12 44 -40 32 + 20
Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится значение выражения.
Прочитайте все значения числовых выражений.
Кто попробует по-новому сформулировать задание Паука? (Мы должны записать числовое выражение и найти его значение).
Выполняем задание.
50+7=57 70+4+1=75 30+(9+1)=40
1. Сложение и вычитание в столбик всегда начинают с единиц.
2. В числе 54 – пять десятков и четыре единицы.
3. Числа при сложении называются: первое слагаемое, второе слагаемое, разность.
4. У квадрата все стороны равны.
5. Сумма чисел 30 и 30 равна 50.
Взаимопроверка заданий. Оценка друг друга.
6. Закрепление изученного материала.
Итак, Муха свободна, начинается праздник. Давайте посчитаем, сколько гостей было на празднике у Мухи.
В учебнике, на стр. 34 есть задание № 2. Прочтите его (один ребенок выполняет задание у интерактивной доски)
На празднике у Мухи было 20 светлячков, а сороконожек на 10 больше. Сколько всего насекомых было на празднике?
Про кого задача? (про светлячков и сороконожек)
Что мы знаем про светлячков? (их было 20) Про сороконожек? (их на 10 больше)
Что значит, на 10 больше? (столько же, сколько светлячков, да еще 10)
Кого же на празднике было больше? (сороконожек)
20+10=30 (н.) было сороконожек.
- Ребята, как по-другому можно назвать сумму, которую мы с вами записали? (числовое выражение)
20+30=50 (н.)
Ответ: 50 насекомых было на празднике.
Физ. минутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг. Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано, где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг, посмотрю на мир вокруг.
7. Итог урока.
- С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Что называют «выражением»?
- Что значит найти «значение выражения»?
8. Рефлексия.
- Интересно было на уроке?
- Что больше всего понравилось?
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
-Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Всем спасибо за урок!