СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира на тему " Планеты Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира на тему " Планеты Солнечной системы"»

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира на тему

" Планеты Солнечной системы"


Разработала и провела учитель:

                                                       Камболова Э.Л.



Цель: способствовать формированию целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе, её составе.

Задачи:

  • дать представление о планетах Солнечной системы, их форме и размерах;

  • развивать интеллектуальные умения (память, внимание, логическое мышление);

  • развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор;

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, бережное отношение к нашей планете.

Предметные: ввести новые понятия: «солнечная система, планета», дать первоначальные сведения о солнечной системе, познакомить с планетами.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников и свою работу, работать в соответствии с поставленными задачами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: формировать умение ставить познавательную цель урока, давать определение понятиям «солнечная система», «планета», «звезда»; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; делать анализ и отбор информации.

Коммуникативные: принимать участие в парной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации: урок – путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное учебное пособие, презентация «Космос», учебник, карточки со словами, раздаточный материал, клей.


Ход урока


1. Организационный момент

(Звучит космическая музыка)

Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?

Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.


На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.


- Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.




2.Актуализация знаний обучающихся.


Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? 


Бесконечное пространство, которое окружает нашу землю

называется? (космос)

Огромные, раскалённые светящиеся шары? (звёзды)

Ближайшая к земле звезда? (солнце)

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за …? (1 год или

365 дней)

Слои воздуха, которые окружают землю называются…?

(атмосфера)

Спутник Земли? (луна)

Солнце и планеты, которые движутся вокруг него,

называются…? (Солнечной Системой)

Наука, которая изучает звёзды, Солнце и планеты? (астрономия)


3. Формирование новых знаний и умений


Определение темы, постановка цели урока.


В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.


- Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает? (планеты солнечной системы)

- Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой? (изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её)

- Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.



Работа над темой урока.

Изучение планет

- Ребята, что вы помните о солнечной системе? Давайте немного вспомним что нам известно уже! (повтор предыдущих тем)

- Правильно! Молодцы!


Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.



По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система. В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.

- Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы.


Планеты земной группы

Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).


ФИЗМИНУТКА.

Период обращения вокруг Солнца: 365,3 суток.

Диаметр на экваторе: 12756 км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.

Температура поверхности: 22 градуса (средняя).

Атмосфера: в основном азот и кислород.

Число спутников: 1.

Главные спутники планеты: Луна.

Опишите нашу планету: Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? На Земле много воды.

На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.









Расстояние от Солнца примерно 40 а. е., период обращения – 248 лет. У него один спутник – Харон. Плутон – Аид – бог подземного царства, в котором господствует вечный мрак. На планете обнаружена разряженная атмосфера, а поверхность покрыта метановым льдом. Температура летом -228°С. 24 августа 2006 года Плутон потерял статус планеты.

Международный астрономический союз вынес решение о том, какое небесное тело следует считать планетой. Плутон не удовлетворяет требованиям новой формулировки и теряет свой «планетарный статус», в то же время Плутон переходит в новое качество и становится прообразом отдельного класса карликовых планет.

4. Закрепление полученных знаний.

– Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы, которые состоят из чего? Значит, как будут называться такие планеты? Газовыми.

– А теперь вспомните все планеты и сравните: чем они похожи и чем различаются. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.) 

– Почему на одних планетах стоит невыносимая жара, а на других – немыслимый холод?

– Значит, какие планеты получают больше тепла от Солнца, а какие меньше?

– А почему планеты светятся?

“Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом. Как зеркала. Некоторые из планет (например, Венеру или Марс) можно заметить ночью, когда они перемещаются по небу на фоне неподвижных звёзд”.

– Как люди изучают космическое пространство? 

Учёные-астрономы изучают планеты с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.

Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки – это искусственные спутники сделаны человеком и запущены в Космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой.

5. Работа в тетради.

Соотнесите слова левого и правого столбиков.

Соедините их линией.

Звезда

Марс
Солнце

Планета

Луна
Венера

Спутник

Полярная
Земля



Тест “Планеты Солнечной системы”

– Выбери верное высказывание:



Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….

а)7;

б) 9;

в) 11



 Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.

Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон;
б) Нептун;
в) Марс;
г) Сатурн.

Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один;
б) нет;
в) есть, два.

Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

6. Домашнее задание:

В тетради– нарисовать Солнечную систему.

«Расставь планеты по местам»



7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам всем вместе составить картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

Красная звездочка – если было очень интересно.

Жёлтая звёздочка – были проблемы с выполнением заданий.

Синяя звёздочка – если было не интересно.