СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока "Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить различать согласный звук [ш] и обозначать его на письме буквами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока "Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш""»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить различать согласный звук [ш] и обозначать его на письме буквами.

Задачи урока:

  • Образовательная: учить звуковому анализу слов.

  • Развивающая: развивать фонематический слух.

  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: лента букв, карточки с картинками, разрезная азбука, плакат с буквами «Ш, ш», счётные палочки, звуковые схемы слов, карточки с текстом.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап

Метод: слово учителя. Приём: вводное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами вновь посетим увлекательную страну Знаний, и я надеюсь, что вы усвоите знания, которые получите на этом уроке.

Внимательно слушают учителя.


Повторение изученного

Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа.

Посмотрите на нашу ленту букв.

- На какие группы делятся звуки?

- Какие звуки мы называем гласными?


- Как обозначаются гласные звуки на схемах?


- Какие звуки мы называем согласными?



- Давайте вспомним, какие согласные звуки и буквы мы с вами уже изучили. Я буду показывать вам карточки с картинками, а вы будете называть, что изображено на карточке и какие согласные звуки и буквы, которые мы уже изучили, вам встретились.

Показывает первую карточку.


- Молодцы!

Показывает вторую карточку.


- Правильно!

Показывает третью карточку.



- Верно!



- На гласные и согласные.

- Гласными мы называем те звуки, которые можно пропеть.

- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

- Согласными мы называем те звуки, которые пропеть нельзя, так как при их произношении воздух встречает препятствие на своем пути.







- На картинке изображён конь. Здесь есть 2 звука, которые мы уже изучили, это [к] и [н’]. Обозначаются они буквами ка и эн.


- Это торт. Мы изучили звук [т], он обозначается буквой тэ.


- На картинке слон. В этом слове 2 знакомых нам звука: [с] и [н]. Они обозначаются буквами эс и эн.

Лента букв висит на доске.

Знакомство с новым звуком

Метод: инструктирующее слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Но с каким именно вы должны догадаться сами. В этом вам помогут загадки. Новый звук будет стоять первым в словах-отгадках.

Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа.

- Гоняют клюшками по льду,

Её у нас всех на виду.

Она в ворота залетит,

И кто-то точно победит.

- Его повяжут мне на шею,

И я уже не заболею.

Закутавшись в него до носа,

Я не боюсь теперь мороза.

- Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки.

- С каким новым звуком мы сегодня познакомимся?

Метод: языковой анализ. Приём: звуковой анализ.

- Давайте теперь охарактеризуем этот звук. Произнесите несколько раз слово шарф, выделяя голосом первый звук.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Хорошо! А теперь так же произнесите слово шишки.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Что вы заметили необычного в звуке [ш]?

Внимательно слушают учителя.






- Шайба.



- Шарф.




- Шишки.


- Со звуком [ш].







- Шшшарф, шшшарф.


- Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой.

- Шшшишки, шшшишки.


- Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой.

- Звук [ш] всегда твёрдый.






























Выполнение звуковых упражнений

Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя.

- Я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать, что на них изображено и определить, есть ли в этих словах звук [ш], если есть, то где он стоит.

- Показываю картинку с изображением шишки.


- Показываю картинку с изображением шмеля.

- Показываю картинку с изображением белки.

- Показываю картинку с изображением ерша.

- Показываю картинку с изображением синицы.

Метод: моделирование. Приём: придумывание своих примеров к предложенным схемам.

- А теперь подберите слова к схемам, нарисованным на доске, но так, чтобы в слове обязательно встретился звук [ш].

Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа.

- Ребята, что объединяет все картинки, которые я вам показывала?

- А как мы должны относиться к природе?

- Что для этого нужно делать?







- Это шишка. Звук [ш] есть, стоит в начале и в середине слова.

- Это шмель. Звук [ш] есть, стоит в начале слова.

- Это белка. Звука [ш] нет.

- Это ёрш. Звук [ш] есть, стоит в конце слова.

- Это синица. Звука [ш] нет.



- Подбирают слова




- Всё это можно встретить в природе.


- Бережно.

- Не рвать цветы, подкармливать животных и птиц зимой, не мусорить и т.д.















На доске нарисованы звуковые схемы.


Физминутка

- Давайте немного отдохнём, проведем физминутку.

- Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?

Это я, я, я!

- А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!



- Стучат пальцами по столу.

- Поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей.

- Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки.

- Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки.

- Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.

- Выполняют действия, которые проговаривает учитель.



Знакомство с буквой

Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа.

- Какой буквой обозначается звук [ш]?

- Посмотрите на букву «ш» и определите, на что она похожа.


- Из каких элементов состоит буква «ш»?


- Возьмите счётные палочки и выложите на парте заглавную и строчную букву «Ш».

- А чтобы не забыть, на что похожа буква «ш», давайте выучим небольшое стихотворение.

Ш — большая шалунишка,

Ее редко встретишь в книжке.

На забор похожа, вот,

Но тот забор — наоборот!

Присмотритесь к букве Ш

Очень она хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.


- Буквой «ша».

- Буква «ш» похожа на зубья ковша экскаватора, на перевёрнутую заглавную букву «Е», на забор, на канделябр,

- Из трёх вертикальных палочек и одной горизонтальной.

- Выкладывают буквы.


- Запоминают стихотворение.

На доске висит плакат с заглавной и строчной буквой «ш».

Работа с разрезной азбукой


Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя.

- А сейчас с помощью разрезной азбуки составьте слоги с буквой «ш».

- Какие слоги получились?



- Посмотрите на картинку, что изображено на ней?

- Составьте из разрезной азбуки слово «яблоко». Какие слова спрятались в этом слове?

Метод: запоминание. Приём: списывание.

- Обратите внимание: мы говорим «яблака», а пишем – «яблоко». Чтобы запомнить, как правильно пишется это слово, нужно выполнить несколько упражнений.

- Напишите слово «яблоко» в тетрадях для печатания.

- Прочитайте слово так, как оно написано.

- Закройте образец листом и повторите это слово по памяти.

- Откройте образец и подчеркните те места, где есть выбор букв.

- Прочитайте по слогам так, как написано. Чётко проговаривайте каждый слог.

- Закройте образец листом и повторите слово «яблоко» по памяти так, как будете писать.

- Не открывая образец, запишите это слово в тетрадях для печатания, диктуя его по слогам.

- Не открывая образец, проверьте слово, прочитайте по слогам.

- Не открывая образец, подчеркните те места, где возможен выбор букв.

- Откройте образец и сверьте с тем, что у вас получилось.



Метод конструирования:

Дети составляют слоги.

- Ша, ше, шё, ши, шу.

Метод: дидактическая игра. Приём: составление слов из слова.

- Яблоко.


- Составляют слово.

- Бок, кол, лоб, блок.






- Пишут.


- Яблоко.

- Закрывают образец, произносят: «Яблоко».


- Яблоко.


- Яб-ло-ко.


- Закрывают образец, произносят: «Яблоко».


- Пишут.


- Читают: «Яб-ло-ко».


- Яблоко.


- Проверяют.








На доске висит картинка с изображением яблока.




Чтение страницы букваря

Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя.

- Откройте букварь на странице 59. По цепочке прочтите первый столбик слов, выделяя слоги, и укажите, сколько слогов в слове и на какой слог падает ударение.



- А сейчас прочитайте текст на странице 58 и посчитайте, сколько раз вам встретилась буква «ш».



- Шалаш, 2 слога, ударение падает на второй слог.

- Шалаши, 3 слога, ударение падает на третий слог.

- Шишка, 2 слога, ударение падает на первый слог.

- Шишки, 2 слога, ударение падает на первый слог.

- Шахматы, 3 слога, ударение падает на первый слог.

Читают текст.

- Буква «ш» встретилась 8 раз.


Работа по развитию речи на основе текста

Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя.

- Прочитайте текст на карточках и вспомните, были ли у вас подобные случаи в жизни.

Метод: рассказывание по аналогии.


- Читают рассказ, рассказывают подобные случаи из жизни.

В карточке дан рассказ:

«Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица».

Подведение итогов

Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа.

- Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какая особенность есть у этого звука?

- А какой буквой он обозначается?

Давайте вклеим эту букву в нашу ленту букв.


- Со звуком [ш].


- Звук [ш] всегда твёрдый.

- Он обозначается буквой «ша».