Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный этап | Метод: слово учителя. Приём: вводное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами вновь посетим увлекательную страну Знаний, и я надеюсь, что вы усвоите знания, которые получите на этом уроке. | Внимательно слушают учителя. | |
Повторение изученного | Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа. Посмотрите на нашу ленту букв. - На какие группы делятся звуки? - Какие звуки мы называем гласными? - Как обозначаются гласные звуки на схемах? - Какие звуки мы называем согласными? - Давайте вспомним, какие согласные звуки и буквы мы с вами уже изучили. Я буду показывать вам карточки с картинками, а вы будете называть, что изображено на карточке и какие согласные звуки и буквы, которые мы уже изучили, вам встретились. Показывает первую карточку. - Молодцы! Показывает вторую карточку. - Правильно! Показывает третью карточку. - Верно! | - На гласные и согласные. - Гласными мы называем те звуки, которые можно пропеть. - На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. - Согласными мы называем те звуки, которые пропеть нельзя, так как при их произношении воздух встречает препятствие на своем пути. - На картинке изображён конь. Здесь есть 2 звука, которые мы уже изучили, это [к] и [н’]. Обозначаются они буквами ка и эн. - Это торт. Мы изучили звук [т], он обозначается буквой тэ. - На картинке слон. В этом слове 2 знакомых нам звука: [с] и [н]. Они обозначаются буквами эс и эн. | Лента букв висит на доске. |
Знакомство с новым звуком | Метод: инструктирующее слово учителя. - Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Но с каким именно вы должны догадаться сами. В этом вам помогут загадки. Новый звук будет стоять первым в словах-отгадках. Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа. - Гоняют клюшками по льду, Её у нас всех на виду. Она в ворота залетит, И кто-то точно победит. - Его повяжут мне на шею, И я уже не заболею. Закутавшись в него до носа, Я не боюсь теперь мороза. - Не похожи на иголки, А упали тоже с ёлки. - С каким новым звуком мы сегодня познакомимся? Метод: языковой анализ. Приём: звуковой анализ. - Давайте теперь охарактеризуем этот звук. Произнесите несколько раз слово шарф, выделяя голосом первый звук. - Дайте характеристику звуку [ш]. - Хорошо! А теперь так же произнесите слово шишки. - Дайте характеристику звуку [ш]. - Что вы заметили необычного в звуке [ш]? | Внимательно слушают учителя. - Шайба. - Шарф. - Шишки. - Со звуком [ш]. - Шшшарф, шшшарф. - Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой. - Шшшишки, шшшишки. - Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой. - Звук [ш] всегда твёрдый. | |
Выполнение звуковых упражнений | Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя. - Я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать, что на них изображено и определить, есть ли в этих словах звук [ш], если есть, то где он стоит. - Показываю картинку с изображением шишки. - Показываю картинку с изображением шмеля. - Показываю картинку с изображением белки. - Показываю картинку с изображением ерша. - Показываю картинку с изображением синицы. Метод: моделирование. Приём: придумывание своих примеров к предложенным схемам. - А теперь подберите слова к схемам, нарисованным на доске, но так, чтобы в слове обязательно встретился звук [ш]. Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа. - Ребята, что объединяет все картинки, которые я вам показывала? - А как мы должны относиться к природе? - Что для этого нужно делать? | - Это шишка. Звук [ш] есть, стоит в начале и в середине слова. - Это шмель. Звук [ш] есть, стоит в начале слова. - Это белка. Звука [ш] нет. - Это ёрш. Звук [ш] есть, стоит в конце слова. - Это синица. Звука [ш] нет. - Подбирают слова - Всё это можно встретить в природе. - Бережно. - Не рвать цветы, подкармливать животных и птиц зимой, не мусорить и т.д. | На доске нарисованы звуковые схемы. |
Физминутка | - Давайте немного отдохнём, проведем физминутку. - Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап. Где сучок давно засох, Серый мох-мох-мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его друзья? Это я, я, я! - А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! | - Стучат пальцами по столу. - Поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей. - Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки. - Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки. - Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его. - Выполняют действия, которые проговаривает учитель. | |
Знакомство с буквой | Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа. - Какой буквой обозначается звук [ш]? - Посмотрите на букву «ш» и определите, на что она похожа. - Из каких элементов состоит буква «ш»? - Возьмите счётные палочки и выложите на парте заглавную и строчную букву «Ш». - А чтобы не забыть, на что похожа буква «ш», давайте выучим небольшое стихотворение. Ш — большая шалунишка, Ее редко встретишь в книжке. На забор похожа, вот, Но тот забор — наоборот! Присмотритесь к букве Ш Очень она хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. | - Буквой «ша». - Буква «ш» похожа на зубья ковша экскаватора, на перевёрнутую заглавную букву «Е», на забор, на канделябр, - Из трёх вертикальных палочек и одной горизонтальной. - Выкладывают буквы. - Запоминают стихотворение. | На доске висит плакат с заглавной и строчной буквой «ш». |
Работа с разрезной азбукой | Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя. - А сейчас с помощью разрезной азбуки составьте слоги с буквой «ш». - Какие слоги получились? - Посмотрите на картинку, что изображено на ней? - Составьте из разрезной азбуки слово «яблоко». Какие слова спрятались в этом слове? Метод: запоминание. Приём: списывание. - Обратите внимание: мы говорим «яблака», а пишем – «яблоко». Чтобы запомнить, как правильно пишется это слово, нужно выполнить несколько упражнений. - Напишите слово «яблоко» в тетрадях для печатания. - Прочитайте слово так, как оно написано. - Закройте образец листом и повторите это слово по памяти. - Откройте образец и подчеркните те места, где есть выбор букв. - Прочитайте по слогам так, как написано. Чётко проговаривайте каждый слог. - Закройте образец листом и повторите слово «яблоко» по памяти так, как будете писать. - Не открывая образец, запишите это слово в тетрадях для печатания, диктуя его по слогам. - Не открывая образец, проверьте слово, прочитайте по слогам. - Не открывая образец, подчеркните те места, где возможен выбор букв. - Откройте образец и сверьте с тем, что у вас получилось. | Метод конструирования: Дети составляют слоги. - Ша, ше, шё, ши, шу. Метод: дидактическая игра. Приём: составление слов из слова. - Яблоко. - Составляют слово. - Бок, кол, лоб, блок. - Пишут. - Яблоко. - Закрывают образец, произносят: «Яблоко». - Яблоко. - Яб-ло-ко. - Закрывают образец, произносят: «Яблоко». - Пишут. - Читают: «Яб-ло-ко». - Яблоко. - Проверяют. | На доске висит картинка с изображением яблока. |
Чтение страницы букваря | Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя. - Откройте букварь на странице 59. По цепочке прочтите первый столбик слов, выделяя слоги, и укажите, сколько слогов в слове и на какой слог падает ударение. - А сейчас прочитайте текст на странице 58 и посчитайте, сколько раз вам встретилась буква «ш». | - Шалаш, 2 слога, ударение падает на второй слог. - Шалаши, 3 слога, ударение падает на третий слог. - Шишка, 2 слога, ударение падает на первый слог. - Шишки, 2 слога, ударение падает на первый слог. - Шахматы, 3 слога, ударение падает на первый слог. Читают текст. - Буква «ш» встретилась 8 раз. | |
Работа по развитию речи на основе текста | Метод: слово учителя. Приём: инструктирующее слово учителя. - Прочитайте текст на карточках и вспомните, были ли у вас подобные случаи в жизни. | Метод: рассказывание по аналогии. - Читают рассказ, рассказывают подобные случаи из жизни. | В карточке дан рассказ: «Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица». |
Подведение итогов | Метод: беседа. Приём: воспроизводящая беседа. - Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? - Какая особенность есть у этого звука? - А какой буквой он обозначается? Давайте вклеим эту букву в нашу ленту букв. | - Со звуком [ш]. - Звук [ш] всегда твёрдый. - Он обозначается буквой «ша». | |